Файл: юридические лица, как субъекты гражданских правоотношений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 547

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения благотворительных, социальных, образовательных, культурных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, удовлетворения духовных потребностей граждан, развития физической культуры и спорта, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях.

ГК РФ (п. 3 ст. 50) разрешает некоммерческим организациям заниматься предпринимательской деятельностью при условии, что указанная деятельность служит достижению целей, ради которых она создана и которым соответствует.

Классификация юридических лиц на коммерческие и некоммерческие позволяет выявить все разновидности юридических лиц, определить правовой статус конкретных их групп и провести разграничение организаций с неодинаковыми типами правосубъектности, предусмотреть их организационно-правовые формы и тем самым исключить возможность создания не закрепленных законом организаций.

Следует признать, что деление юридических лиц является важным шагом, имеющим первостепенное значение в систематизации всех юридических лиц как участников гражданских правоотношений.

В пункте 2 ст. 50 ГК содержится исчерпывающий перечень коммерческих организаций. К ним относятся: 1) хозяйственное товарищество: а) полное товарищество (ст. 69 ГК); б) товарищество на вере (ст. 82 ГК); 2) хозяйственное общество: а) общество с ограниченной ответственностью; б) общество с дополнительной ответственностью (ст. 95 ГК); в) акционерное общество; 3) производственный кооператив; 4) государственное (муниципальное) унитарное.

Перечень некоммерческих организаций, содержащийся в п. 3 ст. 50 ГК РФ не является исчерпывающим. На сегодняшний день, после принятия большого числа законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций, появилось множество организационно-правовых форм как действительно новых, так и тех, которые на самом деле таковыми не являются либо отличаются друг от друга лишь незначительными нюансами, не имеющими формообразующего значения. Именно поэтому для того чтобы создать стройную систему юридических лиц, необходимо установить исчерпывающий перечень форм некоммерческих организаций в одном законе – ГК РФ, так же как и для коммерческих организаций, и не отсылать к другим законам, которые могут иметь только специальный характер, раскрывая категории, определенные в Гражданском кодексе.


3. Особенности организационно-правовой формы общества с ограниченной ответственностью

3.1 Общая характеристика законодательства об обществах с ограниченной ответственностью

Влияние на правовую модель общества с ограниченной ответственностью оказала высокоразвитая законодательная база стран континентальной и англосаксонской систем права. Заслуживающие внимание нормы содержатся в законодательстве Франции, Германии, США.

Первый закон об обществах с ограниченной ответственностью был принят в 1890 г. в Германии. В дальнейшем данный вид корпораций был заимствован Австрией, где правовое регулирование соответствующих отношений почти полностью совпадало с нормотворческой практикой Германии. В начале XX века общества с ограниченной ответственностью получают распространение в России, США и странах Западной Европы.

В настоящее время система законодательства России об обществах с ограниченной ответственностью имеет пирамидальный характер.

Гражданский кодекс РФ определяет конструкцию обществ с ограниченной ответственностью и предусматривает минимальные гарантии прав кредиторов и участников общества, регулирует порядок образования обществ с ограниченной ответственностью, их реорганизации, ликвидации и т.д. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью», построенный на основе норм ГК РФ, развивает и детализирует его положения. Он определяет в соответствии с ГК РФ правовое положение обществ с ограниченной ответственностью, порядок их создания и, права и обязанности участников обществ, а также обеспечивает защиту их интересов и прав.

Представляется не совсем точной позиция некоторых авторов, делающих вывод, что принятие специального закона, регулирующего отношения, означает распространение юрисдикции административного права на общества с ограниченной ответственностью. Спорным является мнение, что создание отдельного закона обосновано тогда, когда соответствующее рыночное отношение должно подчиняться и определенным административным правилам, и контролю, когда для надлежащего его осуществления необходимо значительное количество норм административного права. Совокупностью этих условий объясняется наличие специальных законов об обществах с ограниченной ответственностью.


Закон об ООО распространяется на все общества с ограниченной ответственностью, созданные или создаваемые на территории Российской Федерации. Однако приведенное правило имеет исключения (ч. 2 ст. 1). Сам Закон об ООО в той же ч. 2 ст. 1 предполагает возможность ограничения сферы его действия.

Во-первых, согласно ч. 2 ст. 1 Закона об ООО особенности создания и правового положения ООО в сферах банковской, инвестиционной и страховой деятельности определяются федеральными законами. Указанное положение не означает, что Закон об ООО не распространяется на банковскую, инвестиционную и страховую деятельность. Речь идет о том, что Федеральными законами будут определены лишь особенности создания и правового положения ООО в данных сферах деятельности. Таким образом, применяется правило: «Специальный закон отменяет действие общего», и Закон об обществах с ограниченной ответственностью будет применяться к ООО – банкам, инвестиционным институтам и страховым организациям субсидиарно, т.е. в тех случаях, когда более специальные нормы не установлены иными федеральными законами.

Во-вторых, ограничение по сфере действия Закона об обществах с ограниченной ответственностью связано с вопросом о численности участников в нем. Вопрос этот с учетом существующей российской практики не мог получить четкого и однозначного решения. Ранее ГК РФ в ч. 1 ст. 88 установил, что число участников общества с ограниченной ответственностью не должно превышать числа, установленного Законом об ООО, в противном случае оно подлежит преобразованию в АО в течение года, а по истечение этого срока — ликвидации в судебном порядке, если их число не уменьшится до установленного законом предела. Таким образом, вопрос о предельной численности участников ООО разрешен не был. С учетом существующей мировой практики наиболее оптимальным числом представлялось 50.

Кроме того, в случаях и в пределах, предусмотренных ГК РФ и другими законами и иными правовыми актами, отношения в обществе с ограниченной ответственностью могут быть урегулированы актами министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (п. 7 ст. 6 ГК РФ), недопустима регламентация отношений актами органов власти субъектов Российской Федерации.

Диспозитивные нормы действующего законодательства позволяют обществу с ограниченной ответственностью конкретизировать права и обязанности их субъектов. Альтернативные нормы представляют обществам с ограниченной ответственностью, в лице их органов управления, возможность выбрать один из обозначенных в централизованном акте государственного регулирования вариантов решения (поведения). Императивные нормы необходимы для того, чтобы однозначно разграничить сферу интересов, установить приоритеты и предпочтения, предписать модель поведения любого субъекта хозяйственной деятельности.


Система локального нормотворчества субъектов предпринимательской деятельности должна соответствовать определенным критериям. К таким требованиям относят:

1. Легитимность системы локального нормотворчества — нормы должны быть основаны на законе, т.е. разработаны и приняты по прямому предписанию либо в пределах предоставленного законом усмотрения. Локальное нормотворчество нельзя рассматривать лишь как восполнение пробела в законодательстве. Здесь имеется дело скорее с формой делегированного права.

2. Требование функциональной (по сфере правового регулирования) полноты и согласованности служит критерием для локального нормотворчества «снизу». По сфере правового регулирования локальные нормативные акты можно разграничить на несколько основных категорий:

  • определяющие основы локального нормотворчества обществ с ограниченной ответственностью;
  • устанавливающие правовой режим и процедуру изменения уставного капитала обществ с ограниченной ответственностью;
  • регулирующие проблему создания фондов и резервов обществ с ограниченной ответственностью;
  • регулирующие процедурные вопросы организации деятельности органов управления обществ с ограниченной ответственностью;
  • обеспечивающие управление персоналом обществ с ограниченной ответственностью;
  • определяющие организацию внутренней производственно-хозяйственной деятельности обществ с ограниченной ответственностью.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что система правового обеспечения деятельности обществ с ограниченной ответственностью состоит из двух подсистем: централизованного и локального правового регулирования.

3.2 Понятие общества с ограниченной ответственностью. Основные правовые признаки

Российские традиции в области законодательства о хозяйственных обществах не имеют правовой истории. Только с началом реформ ситуация изменилась. В 1985 году Н.Н. Вознесенская писала об обществах с ограниченной ответственностью как о возможных формах совместных предприятий. В настоящее время нормы о хозяйственных обществах содержатся в Гражданском кодексе Российской Федерации.

Правовое регулирование создания, управления и ликвидации общества с ограниченной ответственностью (далее – ООО) осуществляется на основании статей 87 - 94 ГК РФ, Федерального закона от 08 февраля 1998г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон об ООО), а также Федеральных законов внесших изменения в названные правовые акты.


По смыслу пункта 1 статьи 87 ГК РФ обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Участники общества, не полностью оплатившие доли, несут солидарную ответственность по обязательствам общества в пределах стоимости неоплаченной части доли каждого из участников.

Проанализировав общие положения об юридических лицах и статью 87 ГК РФ, можно установить следующие признаки общества с ограниченной ответственностью как организационно-правовой формы коммерческой организации:

- это коммерческая организация, основной целью деятельности которой является извлечение прибыли. Поскольку коммерческая организация – это один из видов юридических лиц, то общество с ограниченной ответственностью обладает всеми признаками юридического лица. Соответственно, оно имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;

- уставный капитал общества с ограниченной ответственностью разделен на доли, размеры которых указываются в списке участников ООО;

- участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Общество с ограниченной ответственностью относится к модели объединения капитала. Участники общества с ограниченной ответственностью не обязаны сами сотрудничать с обществом (например, работать, состоять с ним в трудовых отношениях либо заключать договор подряда), они могут объединить лишь имущество.

Определение ООО более конкретизировано в Законе об ООО. Им признается созданное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале общества. Участники общества, не полностью оплатившие доли, несут солидарную ответственность по обязательствам общества в пределах стоимости неоплаченной части принадлежащих им долей в уставном капитале общества. (статья 2 Закона).