Файл: Практика создания и функционирования картелей (Картель в современной экономике).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1 Теоретические аспекты картеля.

1.1 Понятие картеля

1.2 Сущность и виды картелей

1.3. Образование и функционирование картеля

Глава 2 Картель в современной экономике.

2.1.Законодательное регулирование картелей

Глава 3 Возникновение, структура и роль картеля.

3.1 История развития картелей.

3.2 Частные и государственные картели

Заключение

Подводя итоги проделанной работы, можно сделать следующие выводы.

Картелем называется объединение фирм, которые заключают явный или тайный сговор о согласовании своей деятельности: установления цены и контроля над объемами выпуска. Картель принимает в расчет выгоду всех своих участников от сокращения объема выпуска каждой фирмы. Это и является стимулом объединения в картель. А целью кооперативного взаимодействия фирм является максимизация прибыли картеля, то есть максимизация собственной прибыли.

Большинство картелей - это весьма неустойчивая форма объединения фирм на рынке. Подобные соглашения характеризуются большими сложностями и нестабильностью внутренних отношений между фирмами-участниками. Ведь слишком велик соблазн у фирм (не только крупных корпораций, но и мелких предприятий), входящих в картель, превысить квоты для увеличения собственной прибыли.

Поэтому существует ряд факторов, обеспечивающих нормальные условия существования картельного соглашения:

· способность картеля повысить (регулировать) цены в отрасли и удерживать их на этом уровне для всех фирм-участников;

· небольшая вероятность пресечения государством нелегальной деятельности картеля;

· низкие издержки организации картеля;

· раздел рынка сбыта между участниками картеля;

· установление контроля над большим количеством параметров рынка;

· дипломатические социальные отношения между отраслевыми лидерами.

23

Все эти факторы, способствующие процветанию сговора. Следует отметить, что в настоящее время картели, образованные с целью согласования цен и объемов выпуска, становятся менее используемой формой кооперативного объединения фирм. Существуют объяснения данному явлению: прежде всего картели законодательно запрещены и легальная деятельность объединений весьма рискованна; картели проявляются только в виде олигополий; и наконец, возможные участники сговора осознают организационную слабость картеля. Поэтому большее распространение получают другие формы межфирменных отношений с отличными от картеля характеристиками. Но это не значит что картели, как формы объединения предприятий, вовсе исчезнут с современного рынка.

Список литературы

Введение

В российской рыночной экономике, которая все еще находится в стадии развития, и в которой основным видом ограничения конкуренции являются естественные монополии, оставшиеся еще с советских времен, такое явление как картели, картельные соглашения встречается довольно редко. Тем более, что российское антимонопольное законодательство запрещает практически все (за небольшим исключением) виды картельных соглашений – об этом подробнее будет рассказано в Разделе 3.

С одной стороны это может быть и хорошо, но есть и другая сторона. В экономике развитых капиталистических стран (США, Германии, Японии) с более совершенным антимонопольным законодательством и грамотным государственным регулированием существует много примеров, когда картели не только не приносили вреда, но и давали немалый положительный эффект.

Так например картельные соглашения помогают развитию малых и средних

предприятий, позволяет им удержаться на плаву в конкурентной борьбе с более крупными, облегчает им выход на внешний рынок (экспортные картели). Картели также создаются также с целью преодоления производственных кризисов и восстановления баланса спроса и

предложения в определенной отрасли (картель структурных кризисов). Все это конечно происходит в условиях жесткого контроля со стороны государства, который исключает возможные негативные последствия.

Возможно, со временем такая практика будет применяться и в нашей стране, тем более что российские малые и средние предприятия очень нуждаются в поддержке.

В данной работе рассмотрены основные виды, условия возникновения и

функционирования картелей, а также некоторые аспекты законодательного регулирования

этих процессов.

3

Глава 1 Теоретические аспекты картеля.

1.1 Понятие картеля

Картель – форма сговора группы фирм, действующих совместно и согласующих решения по поводу объемов продукции и цен так, как если они были единой монополией. Создание картелей преследует цель полностью или частично уничтожить конкуренцию между фирмами и на этой основе максимизировать прибыль. Основная проблема, с которой сталкивается картель, - это проблема согласования решений между фирмами- членами и установления системы ограничений (квот) для этих фирм.


Чтобы сформировать картель, необходимо следующее:

1.Убедится, что существует барьер для входа в отрасль, чтобы предотвратить возможность реализации продукции другими фирмами, после того как цена повысится.

2. Организовать встречу всех производителей данного продукта, чтобы установить совместный ориентир по общему уровню выпуска.

3.Установить квоты каждому члену картеля.

4. Установить процедуру проведения утвержденных квота.

Картели устанавливают штрафы для тех, кто не выполняет соглашение, превышает свои квоты. Картели сталкиваются с проблемой при принятии решений о монопольной цене и уровне выпуска. Фирмы с более высокими средними издержками добиваются более высоких картерных цен.

Существуют разногласия относительно дележа территории. В современных условиях картели существуют в более гибких и достаточно разнообразных формах: патентные пулы, лицензионные соглашения, консорциумы по осуществлению научных разработок.

Картели систематизируются по четырем основным категориям:

а) картели с целью контроля условий продаж;

б) картели с целью установление цен;

в) картели с целью разделения деятельности, территорий, продаж и Потреблений;

г) картели с целью установления доли в определенной области бизнеса.

В США, странах Европейского сообщества законодательно запрещены картели, связаны с фиксированием цен, делением рынка и ограничением объема выпуска и производственных мощностей.

4

Выделяют два основных вида картелей;

а) картели, преследующие цель максимизации совокупной, или отраслевой, прибыли,

б) картели, ставящие своей целью распределение и фиксацию рыночных долей. В настоящие время картели заменяются так называемыми комбинированными комплексами, которые представляют собой союзы, построенные на производственной и научно-технической основе, которые выполняют попутно и картельные функции.

5

1.2 Сущность и виды картелей

Картель – это ограничивающее конкуренцию соглашение между предприятиями, которые юридически и экономически остаются самостоятельными.

По своему содержанию картельные соглашения могут быть весьма разнообразны.

Вершина их расцвета пришлась на период между Первой и Второй мировыми войнами, поэтому представленные ниже виды картелей являются отчасти «историческими формами», относящимися к тому времени, хотя многие из них и сейчас являются образцом практических действий.


¨Субмиссионный картель – объединяет предпринимателей, в его рамках

распределяются общие оферты предложения на государственные заказы; ставит своей целью, чтобы входящие в него предприятия во время тендеров при размещении государственных заказов получали бы в порядке очередности добавку за завышенные цены.

Это достигается тем, что во время торгов все члены картеля из числа участвующих в них предлагают продукцию по чрезвычайно завышенной цене. Часто картельным договором предусматриваются компенсационные платежи «победителей» тендера «проигравшим».

¨Картель, согласующий только единые условия продажи (но не цены) – устанавливает для всех предприятий-участников определенные договором условия относительно их гарантийных услуг, сроков поставок, условий оплаты и т.д.

¨ Картель согласованных размеров скидок – определяет условия и размеры скидок для предприятий-участников.

¨Картель минимальных цен – определяет цены, которые в процессе торговли не могут быть снижены.

¨ Картель единой цены - устанавливает единые для всех членов картеля цены на рынке сбыта. Такой картель возможно создать лишь в том случае, если все входящие в него предприятия имеют примерно одинаковое качество продукции, т.к. иначе спрос концентрировался бы на продукции высшего качества. Фактически в прошлом большинство картелей единой цены, создавались там, где группа предприятий производила достаточно гомогенный, однородный продукт (например: уголь, сталь, цемент).

6

Обычно поводом для создания картеля рассматриваемого типа было падение цен, которое происходило из-за возникновения в отрасли избыточных производственных мощностей. Предприятия-члены картеля путем согласованного сбивания цены пытались переключить спрос на себя.

Это часто приводило к тому, что картель единой цены превращался в квотовый картель.

¨Квотовый картель - выделяет каждому члену картеля определенную квоту (долю) производства продукции, которая не может быть превышена. При этом должно производиться лишь такое количество продукции, которое может быть реализовано при завышенных единых ценах. Кроме того, квотовый картель равномерно воздействует на все

предприятия-участники, заставляя их снижать избыточные производственные мощности.

Превышение установленных производственных квот карается штрафом, определенным картельным договором. Однако так как превышения квот часто оставались незамеченными, квотовый картель в конце концов трансформировался либо вливался в синдикат.


¨Синдикат – самая «жесткая» форма картеля. Реализация продукции всех участников синдиката осуществляется по единым ценам исключительно через центр по продажам, принадлежащий синдикату. Таким образом все предприятия-члены обязаны поставлять всю

свою продукцию в синдикат, который благодаря этому имеет возможность контролировать соблюдение производственных квот. Нелегальная продажа продукции отдельными членами

синдиката предотвращается с помощью самых различных мер, вплоть до постоянного контроля у заводских ворот.

¨Региональный картель – соглашения между предприятиями о территориальном разделе рынка сбыта между продавцами, благодаря чему отдельный продавец становится монополистом в своем регионе.

¨Экспортный картель – соглашение по условиям сбыта продукции на иностранных рынках.

¨Импортный картель – соглашение импортеров внутри страны, направленное против иностранных фирм экспортеров.

¨Картель специализации – каждый его участник обязывается производить один определенный продукт или тип продуктов. Таким образом каждый член картеля получает монопольное положение на рынке определенной продукции.

7

¨Картель структурных кризисов – соглашение, которое должно обеспечить безболезненное свертывание производственных мощностей при устойчивом, не обусловленном коньюктурой сокращении сбыта. Такого рода картельное соглашение заключается обычно во время циклических спадов производства, в условиях, когда баланс спроса и предложения на продукцию отрасли резко нарушен (имеются большие запасы непроданной продукции), цены падают ниже среднеотраслевой себестоимости и значительное число предприятий отрасли вынуждены прекратить производство. В этом

случае компании согласовывают между собой масштабы снижения

производства и недогрузки мощностей до тех пор, пока избыток продукции не будет продан.

¨Объединение малых и средних предприятий – служит для повышения их конкурентных шансов.

Таким образом мы видим, что картели могут преследовать совершенно различные цели. Некоторые из них создаются с намерением добиться монопольной власти на рынке путем выбивания конкурентов, другие для того, чтобы пробиться на новый рынок, третьи – чтобы выйти из кризиса и т.д.

Это еще раз подтверждает, что картели могут давать как негативный, так и позитивный экономический эффект, поэтому все процессы, связанные с

образованием и деятельностью картелей подлежат законодательному регулированию и прямому государственному контролю.


8

1.3. Образование и функционирование картеля

Рассмотрим процесс образования и функционирования картеля. Предположим в некоторой местности несколько производителей стандартизированной продукции хотят образовать картель. Допустим, что есть 15 региональных поставщиков данного продукта. Фирмы назначают цену равную средним издержкам. Каждая из фирм боится поднять цену из опасения, что другие не последуют за ней и ее прибыли станут отрицательными. Допустим, что выпуск находится на конкурентном уровне соответствующему размеру выпуска, при котором кривая спроса пересекает кривую, являющейся горизонтальной суммой кривых предельных издержек каждого продавца. Кривая была бы кривой спроса, если бы рынок был полностью конкурентным. Каждая фирма выпускает 1/15 часть общего выпуска .

Первоначальное равновесие существует, конкурентная цена равна. При этой цене каждый производитель получает нормальную прибыль. При картельной цене, каждая фирма могла бы получать максимальные прибыли. Если все фирмы поступят так, то будет избыточное количество цемента, равное единиц в месяц.

Цена упала бы, чтобы поддержать картельную цену, каждая фирма должна производить не больше, чем величина квоты.

Для установления картеля необходимо сделать следующие шаги.

1.Убедиться,что существует барьер для входа в отрасль, чтобы предотвратить продажу

товара другими фирмами после повышения цены. Если бы был возможен свободный вход в отрасль, то увеличение цены привлекло бы новых производителей. Следовательно, предложение возросло бы, а цена упала бы ниже монопольного уровня, который стремиться поддерживать картель.

2.Организовать встречу всех производителей данного вида товара, для установления совместных ориентиров по общему уровню выпуска продукции. Сделать это можно, оценив рыночный спрос и высчитав предельный доход для всех уровней выпуска. Выбрать выпуск,

для которого (предполагается, что у всех фирм одинаковые издержки

производства). Монопольный выпуск будет максимизировать прибыли у всех продавцов. Кривая спроса на товар в регионе предельный доход, соответствующий этой кривой. Монопольный выпуск равен что соответствует пересечению. Следовательно, текущее равновесие является таким же, как конкурентное.

9

3.Установить квоты каждому члену картеля. Поделить общий монопольный выпуск, между всеми членами картеля. Например, можно дать указание каждой фирме