Файл: Выбор стиля руководства в организации (Анализ стиля управления, применяемого в ООО фирма «Заря»).pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общие понятия о менеджменте
1.1 . Менеджер и его роли в управлении организации
2. Анализ стиля управления, применяемого в ООО фирма «Заря»
2.1 Характеристика организации ООО «Заря»
2.2 Должностные лица организации
2.3 Стиль руководства ООО фирмы «Заря»
3. Рекомендации по совершенствованию и повышению стиля руководства организации - ООО «Заря»
3.1 Формирование стиля руководства
3.2. Мероприятия по повышению уровня стиля руководства ООО фирмы «Заря»
ВВЕДЕНИЕ
Работа менеджера исполняет роль как выполнение управленческих функций в системе "человек-человек". А это уже накладывает свой отпечаток на выбор стиля руководства фирмой. Нельзя с высокой степенью вероятности прогнозировать управленческую деятельность, так как каждая личность, на которую направлено управляющее воздействие, по-своему, неповторима, а её поведение в пространстве и времени уже зависит как от субъективных, так и от объективных факторов. Поэтому то использовать такой тонкий инструмент менеджмента, как стиль управления, следует с большой осторожностью и на высоком профессиональном уровне.
Все определения стиля управления объединяются к совокупности характерных для менеджера приемов и способов решения задач управления, т.е. стиль - это система постоянно применяемых методов руководства.
Как очевиден, стиль и метод руководства существуют в определенном единстве. Стиль представляет собой форму реализации методов руководства, принятую данным менеджером в соответствии с его личными субъективно-психологическими характеристиками.
Каждому из сложившихся методов руководства характерен вполне определенный стиль управления. Это значит, что каждый метод для своей реализации нуждается в личностях, обладающих конкретными качествами. Кроме того, метод управления более маневрен и чувствителен к новым потребностям в сфере управленческих отношений, чем стиль руководства.
Сплоченность методов и стиля руководства состоит в том, что стиль служит формой реализации метода. Менеджер с характерным только ему стилем руководства в своей деятельности может использовать различные методы управления (экономические, организационно-административные, социально-психологические).
Таким образом, стиль руководства – это явление строго индивидуальное, так как он определяется специфическими характеристиками конкретной личности и отражает особенности работы с людьми и технологию принятия решения именно данной личностью. Регламентируется стиль личными качествами менеджера.
В процессе трудовой деятельности формируется некоторый строго индивидуальный, свой "почерк" руководителя, действия которого повторить в деталях практически невозможно. Ведь как нет двух одинаковых отпечатков пальцев на руке, так не существует и двух менеджеров с одинаковым стилем руководства.
Но при этом следует иметь в виду, что не существует некоего "идеального" стиля руководства, пригодного для всех случаев жизни. Применяемые менеджером стиль или объединенность стилей зависят не столько от личности менеджера, сколько от соответствующей ситуации (ситуативное положение).
И "правильный" стиль руководства не может быть определен заранее, поскольку жизненные управленческие ситуации не стандартны, а качества личности менеджера и подчиненных имеют свойство изменяться адекватно изменениям управляемой среды.
Выбор стиля руководства во многом зависит от того, какую именно задачу ставит перед собой менеджер:
- управлять - руководитель дает точные указания подчиненным и добросовестно следит за выполнением его заданий;
- направлять - менеджер управляет и наблюдает за выполнением заданий, но обсуждает решения с сотрудниками, просит их вносить предложения и поддерживает их инициативу;
- поддерживать - менеджер оказывает сотрудникам помощь при исполнении ими заданий, разделяет с ними ответственность за правильное принятие решений;
- делегировать полномочия - менеджер передает часть своих полномочий исполнителям, возлагает на них ответственность за принятие частных решений и достижение цели предприятия.
Цель курсовой работы – это показать теоретические аспекты проблемы стиля управления и стиль руководства, их психологические характеристики; рассмотреть проблему стратегического управления человеческими ресурсами на предприятии - ООО “Заря”.
Наши задачи:
- рассмотреть методы управления;
- проанализировать различные стили управления;
- выявить стратегию развития и управления персоналом на конкретном предприятии;
- рассмотреть сущность профессии менеджер;
- сделать выводы и внести предложения по результатам исследования.
Глава 1. Общие понятия о менеджменте
1.1 . Менеджер и его роли в управлении организации
С развитием рыночной экономики, в частности в нашей стране, термины “менеджмент” и “менеджер”, быстро и прочно вошли в нашу жизнь и в наш словарный обиход, при этом заменив такие термины, как “управление”, “управленческая деятельность”, “руководитель”, “директор”. Хотя все эти слова являются синонимами по отношению друг к другу, но термин “управление” имеет более широкий смысл. Вообще, “управление” - это воздействие управляющей системы (субъекта управления) на управляемую систему (объект управления) с целью перевода управляемой системы в требуемое состояние. В частности, в роли субъекта управления выступает менеджер.
Существенная масса имеющихся работников управления - это весьма ценный потенциал людей, знающих действительность, имеющих немалую профессиональную подготовку, приученных к дисциплине, упорному целенаправленному труду, которые обладают чувством ответственности. С этими людьми необходимо внимательно, вдумчиво работать, обеспечивать их правильную расстановку в новейших условиях, обучение, переквалификацию. Необходимо создать им стимулы к эффективному труду, да и защиту их прав, в конце концов, сформировать активную среду социального отбора руководителей и специалистов нового типа, в которой выживут и добьются успеха именно те, кто быстрее и лучше приспособится к новым условиям.
Если же говорить о методах эффективной работы руководителей, то, не умаляя значения, скажем, компьютеризации процессов управления, внедрения рациональных методов анализа и обоснования решений, скрупулезного учета затрат и результатов, нужно сказать, что эффективность управления начинается, возможно, с малого - умения осознать свои личные цели, понимать подчиненных, правильно распределять свое время, снимать стрессы, контролировать свой вес, нормально одеваться и многое другое.
Кто знает, может быть, овладение всеми этими простыми премудростями на практике даст не только большой прямой, но и косвенный эффект, приведет к тому, что предприятие, организация станут более гибкими, способными к нововведениям, к преодолению трудностей, которых так много в нашей хозяйственной жизни.
Именно на управленцах всех уровней лежит задача сделать все возможное для создания подходящего варианта будущего и не дать втянуть себя в водоворот неудач. Управление - это серьезный труд, который требует полной самоотдачи.
Термин “менеджер” имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно к:
• организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп;
• руководителю предприятия в целом или его подразделений (управлений, отделений, отделов);
• руководителю по отношению к подчиненным;
• администратору любого уровня управления, организующего работу, руководствуясь современными методами и др.
К менеджеру любого уровня предъявляются большие требования.
В последние годы, благодаря проводимым за рубежом опросам менеджеров удалось выявить ряд характеристик, которыми необходимо обладать для ведения дел в сфере бизнеса и менеджмента.
Ими являются:
1) Широта взглядов и глобальный подход. Данная особенность менеджера предполагает преодоление им узкого, технократического понимания своих задач, формирование у него чувства ответственности не только за экономические, но и социальные, экологические, нравственные последствия своей деятельности.
2) Долгосрочное предвидение - противостоит скромности некоторых руководителей, что называется, погружаться в текущих проблемах и упускать из вида перспективу развития организации в условиях меняющейся рыночной конъюнктуры, технологического прогресса открытия новых энергоносителей и т.д.
3) Решительность - твердость и смелость в принятии решений. Очень важная характеристика любого руководителя.
4) Упорная работа и непрерывная учеба - необходима, в связи с постоянным обновлением, пополнением законов, нормативных актов, с выходом различных указов, приказов, постановлений вышестоящих организаций.
5) Умение чётко формулировать цели - один из способов повышения мотивации людей к труду. Это качество главным образом результат самосовершенствования руководителя.
6) Готовность выслушивать мнения других, в особенности, когда эти другие-подчинённые.
7) Беспристрастность, бескорыстие, лояльность. В беспристрастности руководителя кроется важный ресурс эффективности кадровой политики организации.
8) Способность полностью использовать возможности сотрудников с помощью правильной расстановки и справедливых санкций и создавать коллектив с гармоничной атмосферой в нём. «О качестве менеджера надо судить по тому, как хорошо он может организовать большое число людей и насколько эффективно он может добиваться наилучших результатов от каждого из них, сливая их в единое целое» - А.Морита [3].
9) И, в конце концов, личное обаяние, и здоровье - у здорового человека, при всем процессе больше шансов выглядеть обаятельным человеком.
10) Умение правильно использовать своё время.
Стать высококлассным специалистом можно лишь в том случае, если постоянно работать над собой, совершенствовать свои умения и быть открытым к непрерывному получению новых знаний. Только тогда возможен успех в работе менеджмента, но стимул к этому всегда есть. Ведь именно за таких сотрудников работодатели готовы соперничать, предлагая наиболее выгодные условия.
1.2 Методы управления
Слово «стиль» - греческого происхождения. Первоначальное его значение - «стержень для писания на восковой доске», а уже позднее употреблялось в значении «почерк». Отсюда можно считать, что стиль руководства - это своего рода «почерк» в действиях менеджера.
Более глубокое определение понятия «стиль управления» - относительно устойчивая система способов, методов и форм практической деятельности менеджера.
Кроме того, под стилем управления понимают манеру и способ поведения менеджера в процессе подготовки и реализации управленческих решений.
Все определения стиля управления сводятся к совокупности характерных для менеджера приемов и способов решения задач управления, т.е. стиль - это система постоянно применяемых методов руководства.
Отсюда видно, что стиль и метод руководства существуют в определенном единстве. Стиль представляет собой форму реализации методов руководства, принятую данным менеджером в соответствии с его личными субъективно-психологическими характеристиками.
Каждому из сложившихся методов руководства присущ вполне определенный стиль управления. Это значит, что каждый метод для своей реализации нуждается в личностях, обладающих конкретными качествами. Кроме того, метод управления более подвижен и чувствителен к новым потребностям в сфере управленческих отношений, чем стиль руководства. Стиль как явление производственного порядка в определенной мере отстает от развития и совершенствования методов управления и в связи с этим может вступать с ними в противоречие, т.е. вследствие определенной автономизации стиль руководства в качестве отражения устаревших методов управления может привносить в них новые, более прогрессивные элементы.
Единство методов и стиля руководства состоит в том, что стиль служит формой реализации метода. Менеджер с присущим только ему стилем руководства в своей деятельности может использовать различные методы управления (экономические, организационно-административные, социально-психологические). Расскажем немного о них:
Экономические методы управления
Это такая система приемов и способов воздействия на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов (материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, зарплата, себестоимость, прибыль, цена). При этом следует учесть, что кроме своих личных участник процесса преследует и общественные, и групповые цели.
В качестве основных методов управления здесь выступает система заработной платы и премирования, которая должна быть максимально связана с результатами деятельности исполнителя. Оплату труда менеджера разумно связать с результатами его деятельности в сфере ответственности или с результатами деятельности всей фирмы.
Организационно-распорядительные методы управления
Это уже методы прямого воздействия, который носит директивный, обязательный характер. Они основаны на дисциплине, ответственности, власти, принуждении.