Файл: "Практика создания и функционирования картелей".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Влияние картелей на экономику

Картели возникают в том случае, когда доля хозяйствующих субъектов на рынке не очень высокая и они не способны в одностороннем порядке, то есть самостоятельно, оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на данном конкретном рынке, поскольку их возможности ограничиваются реакцией других участников рынка.

В таком состоянии единственная возможность для хозяйствующих субъектов влиять на состояние конкуренции на рынке - это картельный сговор, при котором хозяйствующие субъекты - участники картеля, отказываясь соревноваться друг с другом, совместно влияют на состояние конкуренции на рынке и получают возможность устанавливать завышенные цены, устранять с рынка своих конкурентов, не участвующих в сговоре, или осуществлять иные антиконкурентные действия.

Картельный сговор приносит выгоду его участникам. Но также он вредит экономике.

Можно выделить следующие факторы отрицательного влияния картелей на экономику:

Во-первых, это ограничение конкуренции на рынке. Заключив картель, хозяйствующие субъекты могут ограничить конкуренцию как между собой, так и на рынке в целом.

Контролируя предложение товара, участники картеля имеют возможность манипулировать ценами по своему усмотрению и в результате получать сверхприбыль.

Следствием получения сверхприбыли при искусственном поднятии цены является отсутствие интереса к развитию технического прогресса и отсутствие у компаний мотивов для развития.

Картель устанавливает нормы производства и сбыта продукции, а результатом является отсутствие у компаний мотивов для производства новых, более качественных товаров

Наконец, искусственно созданные барьеры для входа на рынок приводят к получению односторонних преимуществ участниками картеля, устранению конкурентов и недопущению на рынок новых игроков.

Так как картель заключается между юридически, а часто и экономически независимыми предприятиями, то картели дестабилизируют рынок, не позволяя объективно оценить конкуренцию на нем. [2, с.79]

1.3 Картель как форма олигополистического объединения

Однородность продукции, как правило, определяется как идентичность изделий или (что считается эквивалентным) пар изделий, эластичность замещения между которыми бесконечна. Согласно любому определению, решающее значение имеет поведение покупателей. Тем не менее, должно быть очевидно, что изделия могут быть идентичны для любого или каждого покупателя, тогда как покупатели могут быть совершенно различны с точки зрения продавцов.


Тот факт, что каждая сделка подразумевает две стороны, нелегко забывается экономистами. Поэтому можно было бы ожидать определения однородности также как двустороннего понятия: если изделия - это то, что предлагают продавцы, а возмещение за них - то, что предлагают покупатели, полная однородность с очевидностью охватывает бесконечные эластичности замещения, как между изделиями, так и между обязательствами по их оплате. Другими словами, два изделия однородны для покупателя, если он безразличен ко всем сочетаниям х одного продавца и, скажем, 20 - х другого при общей цене. Два обязательства по оплате однородны для продавца, если он безразличен ко всем сочетаниям y одного покупателя и, скажем, 20 - y другого при общей цене. Полная однородность, таким образом, определяется как однородность и в изделиях (продавцы), и в обязательствах по заказам (покупатели).

Однако неоднородность обязательств по заказам (покупатели) очень часто по меньшей мере так же велика, как неоднородность изделий в отрасли, а иногда и значительно больше. Среди покупателей существует такое же персональное разнообразие, как и среди продавцов, по таким качествам, как легкость осуществления продажи, сроки платежа, склонность к возврату товара, вероятность повторной покупки товара (или покупки других изделий). Кроме того, между покупателями наблюдаются два распространенных различия, хорошо известных в экономике.

1. Объем покупки с большой разницей в стоимости поставки партий различного объема.

2. Срочность покупки с достаточной разницей в эластичности спроса для того, чтобы сделать возможной ценовую дискриминацию.

Утверждать, что ни один сколько-нибудь значительный рынок не имеет однородных сделок - это одно, а измерить степень этой неоднородности - совсем другое. В режиме совершенного знания было бы можно измерить неоднородность дисперсией цен при заключении сделок; в режиме несовершенного знания дисперсия цен будет наблюдаться даже при однородности сделок. [4, с.84]

Отношение неоднородности к сговору следующее: это часть задачи максимизации прибыли отрасли с использованием структуры цен, учитывающей большую разницу в стоимости различных видов сделок. Даже при одном физически однородном продукте прибыль будет уменьшаться, если не принимается во внимание разница между покупателями. Пренебрежение разницей между покупателями равноценно наложению на них акциза, но акциза, не попадающего к монополисту. Целью олигополистов, вступающих в сговор, обычно является структура цен некоторой степени сложности.


Сговор может принимать разные формы, самой распространенной из которых является прямое слияние. Однако часто слияние оказывается неприемлемым из-за отрицательного экономического эффекта, связанного с увеличением масштаба, а иногда оно может быть запрещено законом.

Лишь немного менее распространен картель с агентством по общей продаже, который также имеет экономические недостатки - он плохо приспособлен для работы по отдельным заказам и связан с большими административными расходами при обеспечении стандартов качества, снижении цен, внедрении новых изделий и т. п.

Уважая американскую антитрестовскую политику, мы принимаем допущение, что сговор выступает в форме совместного определения объемов выпускаемой продукции и цен официально независимыми фирмами, но мы пока не будем учитывать последствий правовых запрещений. Олигополия существовала до 1890 г., и она существует в странах, никогда не проводивших антитрестовской политики.

Сговаривающиеся фирмы должны согласовать структуру цен, соответствующую видам сделок, которые они готовы осуществить. Полная структура цен, обеспечивающая максимизацию прибыли, может иметь почти бесконечное число классов цен: фирмы должны принять решение о числе классов цен с точки зрения затрат и доходов от цен, диверсифицированных для разнообразных сделок.

Уделяя внимание разнице в сделках, можно получить чистую прибыль. Уровень цен, устанавливаемых в результате сговора, зависит также от условий входа в данную отрасль и от эластичности спроса.

Раздел рынка является, по-видимому, наиболее эффективным методом борьбы с тайным снижением цен. Никто не может выиграть от снижения цен, если он движется по кривому спросу на продукцию отрасли, раз выбрана цена, обеспечивающая максимальную прибыль. Путем наблюдения за объемом выпуска и с помощью соответствующих правил для перераспределения прибылей и убытков вследствие отклонения от квот устраняются побуждения к тайному снижению цен.

Если наблюдение за объемом выпуска обходится не слишком дорого или не оказывается неэффективным (как в сфере услуг), то это идеальный метод принуждения к соблюдению соглашения, который широко применяется законными картелями. К несчастью для олигополистов, такая форма сговора обычно легко обнаруживается, так как она может потребовать побочных платежей фирм друг другу и оставляет неуничтожимые следы в выходных учетных документах.

Почти столь же эффективным методом устранения тайного снижения цен может быть закрепление каждого покупателя за одним продавцом. Если это может быть сделано для всех покупателей, то краткосрочное снижение цен уже не имеет смысла.


Долгосрочное снижение цен еще остается серьезной возможностью, если покупатели конкурируют между собой: более низкие цены для покупателей одного из продавцов могут затем привести к увеличению их доли на рынке и, таким образом, кривая долгосрочного спроса продавца, снижающего цены, будет более эластичной, чем кривая отрасли. Однако, по-видимому, долгосрочное снижение цен значительно, только там, где продавцы оставляют основную компоненту стоимости покупателю.

Из этого следует, что олигополистический сговор часто будет эффективен против мелких покупателей даже тогда, когда он неэффективен против крупных покупателей. Когда олигополисты продают продукцию, например, многочисленным мелким торговцам, они будут придерживаться договорной цены, даже если они снижают цены для сети более крупных розничных магазинов цепного подчинения и промышленных покупателей. Это первое эмпирическое предсказание на основе нашей теории. Поэтому в дальнейшем мы исключим из рассмотрения мелких покупателей.

Разумеется, обнаружение тайного снижения цен представляет собой настолько трудную задачу, насколько заинтересованные лица могут сделать ее таковой. Продавец, снижающий цену, конечно же, будет заявлять о своей невиновности или, если он решится безмерно испытывать легковерие контролера, обвинять непослушного подчиненного.

Снижение цен часто будет проходить в косвенной форме изменения какого-то неценового фактора сделки. Покупатель может разгласить снижение цен и часто будет делать это, чтобы другие продавцы могли равняться на первого, но он научится вести себя правильно на собственном опыте, если каждое разглашение будет сопровождаться отказом от предложения по более низкой цене. Действительно, покупатель часто будет делать совершенно фиктивные предложения цены для проверки конкурентов. Надзор за сговором можно сравнить с хитроумной и сложной задачей, предложенной в хорошем детективном романе. [10, с.98]

Глава 2. Картели в РФ: регулирование и особенности

2.1 Картели и их особенности в российской экономике

Говоря начистоту, российская экономика не столько полна сюрпризов, она просто не умеет жить по существующим в ней законам. Также дело обстоит и с антимонопольным законодательством. Ни для кого не секрет, что картельные соглашения в нашей стране были, есть и будут, не смотря на все попытки пресечь их.


Однако у нас нет оперативной работы и методов борьбы с картелями, а лишь аналитическая работа. Что делает доказательство сговора минимально возможным. В результате чего, мы наблюдаем картину, где фактически все крупнейшие отрасли экономики разделены между единицами крупных компаний.

Даже если учесть, что сегодня анализ рынка может проводиться по сегментам, что позволяет быстрее выявить сговор, тем не менее, взять хотя бы ситуацию на рынке телерекламы, где 70% продаж рекламного времени на российском ТВ приходится на долю крупнейшего российского медиа-холдинга «Видео интернешнл»: ВИ эксклюзивно продает рекламный эфир крупнейших российских телеканалов, прежде всего «Первого» и «России», и никаких определенных действий против этого не предпринимается.

В результате, совершенно не удивительно, что тайных сговоров становится все больше. Хотя сегодня ФАС привлекает органы внутренних дел для выявления ценовых сговоров, пытаясь улучшить свою работу по раскрытию картельных сговоров, но при этом не планирует становиться силовой структурой, в частности, брать на себя полномочия по ведению расследований. А здесь должны быть приняты жёсткие меры, включая уголовные, для того, чтобы разбивать картели.

В результате приватизации и последующей концентрации предприятий в России появилась довольно монополизированная экономика. Все фирмы, как правило, стремятся к извлечению максимально возможной прибыли. Что, собственно, и толкает многие из них на участие в тайном сговоре. Большое значение при этом имеет доля участия сей компании на данном рынке. [7, с.90]

Так, большие компании, имеющие однородный продукт (бензин), в погоне за прибылью разделили рыночную территорию на сферы влияния. Вместе они владеют более 80 процентами рынка, что свидетельствует о наличии у данных операторов власти над рынком, которая позволяет им оказывать конечное влияние на общие аспекты розничной продажи на рынке.

В итоге, барьеры входа на данный рынок неимоверно большие, то есть новым компаниям горит красный сигнал светофора, что практически снижает конкуренцию до нуля, издержки не снижаются, цены растут, а люди по-прежнему бедными.

Известно, что у нас в России за нарушение закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» полагается штраф и, так сказать, «ничего более». В то время как в США и Канаде полагается тюрьма, что я считаю намного эффективней, ведь штраф не так «опасен» и на его уплату вполне найдутся деньги у участников картеля. В его основе лежат три закона: