Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренции (Особенности монополистической конкуренции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 146

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эти препятствия связаны как с финансо-выми про-блемами, так и с требо-ванием до-стижения низких издержек про-изво-дства. В результате и с техническо-й, и с эко-но-мическо-й, и с финансо-во-й то-чек зрения до-стижение масштаба про-изво-дства стано-вится трудно- прео-до-лимым барьеро-м для вступления в о-трасль. Кро-ме то-го-, во- мно-гих случаях удо-влетво-рение со-во-купных по-требно-стей о-бщества в нацио-нальных, регио-нальных или ло-кальных границах лучше о-беспечивается на о-сно-ве бо-лее рацио-нально-го- испо-льзо-вания ресурсо-в неско-лькими хо-зяйственными субъектами, нежели мно-гими ко-нкурентами с незначительными о-бъемами про-изво-дства. К то-му же существуют о-бщие право-вые о-граничения, защищающие интересы про-изво-дителей, связанные с владениями патентами, лицензиями.

Специфика о-лиго-по-листическо-й структуры рынка о-буславливает о-со-бенно-сти рыно-чно-го- по-ведения хо-зяйственных субъекто-в и цено-о-бразо-вания. Цено-о-бразо-вание на о-лиго-по-лизиро-ванно-м рынке характеризуется мно-го-о-бразием фо-рм сво-его- про-явления, но- их группиро-вка по-зво-ляет выделить четыре о-сно-вные принципа: цено-вая ко-нкуренция; тайный сго-во-р в цене; лидерство- в ценах; цено-вая накидка. При это-м надо- о-тметить, что- всео-бщая взаимо-зависимо-сть и непредсказуемо-сть в о-тно-шении о-тветных действий со- сто-ро-ны ко-нкуренто-в делает анализ о-лиго-по-листическо-го- цено-о-бразо-вания весьма сло-жно-й про-блемо-й. Тем не менее изучение базо-вых по-ло-жений цено-о-бразо-вания в рамках о-лиго-по-лии по-зво-ляет по-лучить о-тправные мо-менты для по-нимания по-ведения агенто-в рынка с о-лиго-по-листическо-й структуро-й.

2.3 Ценовая конкуренция

В усло-виях о-граниченно-го- числа по-ставщико-в о-пределенно-го- то-вара их по-ведение мо-жно- о-писать дво-яким о-бразо-м. С о-дно-й сто-ро-ны, по-вышение или по-нижение цены на то-вар о-дним из то-варо-про-изво-дителей вызывает адекватную реакцию ко-нкуренто-в. В данно-м случае действия ко-нкуренто-в нейтрализуют преимущество- в цене, ко-то-рые пытался до-биться о-дин из хо-зяйственных субъекто-в. В результате между ко-нкурентами фактически не про-исхо-дит перераспределение о-бщих о-бъемо-в про-даж, т. е. каждый из ко-нкуренто-в не о-щущает по-тери сво-их по-требителей.

Если и про-исхо-дит о-тто-к или прито-к по-требителей, то- это- о-щущает о-трасль в цело-м по-д во-здействием по-нижения или по-вышения цен всеми то-варо-про-изво-дителями. В зависимо-сти о-т направления динамики цен по-требители будут искать спо-со-бы удо-влетво-рения сво-их по-требно-стей: то- ли путем расширения о-бъема закупо-к то-вара данно-й о-трасли, то- ли других о-траслей. С друго-й сто-ро-ны, по-нижение или по-вышение цен о-дним из то-варо-про-изво-дителей на сво-ю про-дукцию мо-жет вызвать безразлично-е о-тно-шение ко-нкуренто-в. В тако-м случае по-вышение цены приведет к со-кращению до-ли о-бщего- о-бъема про-даж то-варо-про-изво-дителя, ко-то-рый во-спо-льзуется тако-й во-змо-жно-стью. По-нижение цены, напро-тив, по-зво-лит ему расширить о-бъем про-даж данно-го- то-вара за счет по-купателей других ко-нкуренто-в. В реально-й действительно-сти в зависимо-сти о-т ко-нкретно- складывающихся о-бсто-ятельств по-ведение ко-нкуренто-в в качестве о-тветно-й реакции на действия о-дно-го- из о-лиго-по-листо-в мо-жет быть весьма разно-о-бразным.


О-днако- до-сто-верно-й мо-жно- то-, по-нижение кем-либо- из вызо-вет у ко-нкуренто-в сво-и т.е. их с не расширение про-даж по-нижение за других В то- же по-нижение о-дним из как ко-нкуренты без О-днако- игно-риро-вание цен со- ко-нкуренто-в с расширить до-ли в о-бъеме за то-го- из ко-то-рый по-днять на про-дукт.

Несо-веﺍршенства по-ведения. то-лько- ваﺍриант стﺍруктуры до-пﺍускающий цено-во-й хаﺍрактеризует разряженную в ко-то-ﺍро-й пﺍро-блематично- по-ведение из-за их бо-льшо-го- О-днако- в слﺍучаях, рынку платная во-зникает во-змо-жно-сть в или в сго-во-ﺍр о-пﺍределенных

Исто-ﺍрически, еще антитﺍресто-вско-е в пеﺍрво-начально- фо-ﺍрмиро-ваться то-ваﺍро-про-изво-дителей в каﺍртелей, в ко-то-ﺍрых участники эко-но-мическﺍую, само-сто-ятельно-сть, со-глашения о- цено-во-й о- пﺍро-изво-дства о- и рынко-в Это- о-ткﺍрытые со-глашения Наибо-льшее каﺍртелиро-вание развитие в Евро-пе.

Паﺍраллельно- с шел о-бﺍразо-вания и все вело- к ко-нкуﺍренции и во-ли о-бъединений В го-судаﺍрства пﺍро-мышленных ввели зако-но-дательство-, было- пﺍро-тив по-ведения то-варо-про-изво-дителей.

В усло-виях, с сто-ро-ны, антитресто-вско-е а, с налицо- и рыно-чно-го- о-лиго-по-листо-в на цено-во-й во-зникает тайно-го- т.е. или со-гласия о-дно-направленно-го- по-ведения. тайно-го- над по-зво-ляет уменьшить по-лучать прибыль, и про-никно-вению в но-вых

В с что- во- стﺍранах антитﺍресто-во-е то- каﺍртелиро-вание, на со-глашениях, нево-змо-жным. в слﺍучаях нео-ﺍрдинарно- и на встﺍречах. это-м изо-щﺍренные камﺍуфляжа со-гласо-ванных о-лиго-по-листо-в. В у наблюдателей и о-ﺍргано-в иллюзия ко-нкуﺍренции о-лиго-по-листами.Это- со-гласо-ванными фиﺍрм в о-тно-сительно- пеﺍрио-до-в, о-сﺍуществляя манипﺍуляции с на пﺍро-дукцию, равно-великие на капитал из

Именно- чеﺍредо-вание фиﺍрм-о-лиго-по-листо-в им сво-и и выстﺍупать фﺍро-нто-м антимо-но-по-льных Наибо-лее фо-ﺍрмо-й сго-во-ﺍро-в так джентельменские ко-то-ﺍрые в фо-ﺍрме в о-бстано-вке за рабо-чего- и весьма выявляются с пﺍредъявления .Ко-нечно-, со-глашения о- тﺍребуют о-т участнико-в до-веﺍрия и по-йти на ко-мпро-миссы и уступки, что-бы до-биться балансиро-ванно-сти интересо-в ее участнико-в.

В действительно-сти между существенные как в так и в спро-са на их кро-ме , мо-гут различные устано-вки, о-буславливает нерыно-чно-е их Кро-ме , в тайных ко-то-рые бло-кируют ко-нкуренцию, развиваться фо-рмы со-про-во-ждаемые скрытых и услуг, фо-рм клиенто-в, наилучшим сбыто-вым В , скидо-к привести к во-йне о-лиго-по-листами, как о-дним из джентельменско-го- ино-го- со-глашения вызвать реакцию или о-лиго-по-листо-в.


По-ведение в тайных пﺍредо-пределяется выбо-ﺍра сеﺍредины. С сто-ﺍро-ны, вынﺍуждены в масштабах пﺍрибыль, это- пﺍро-во-циро-вать в о-тﺍрасль ко-нкуﺍренто-в, и внимание о-ﺍргано-в, за антитﺍресто-вско-го- С сто-ﺍро-ны, умеﺍренно-й пﺍрибыли сведение ее к значению о-лиго-по-листам пﺍро-никно-вение в о-тﺍрасль про-изво-дителей.

Лидеﺍрство- в о-дна из рыно-чно-го- фиﺍрм-о-лиго-по-листо-в, ко-то-ﺍро-й ко-нкуﺍренты на рынке в цено-во-й ведﺍущей го-спо-дствﺍующей о-лиго-по-листа. идет о- что- кﺍрупная наибо-лее в ко-мпания наибо-лее мо-мент и для цены, как о-стальные авто-матически это-мﺍу В слﺍучае о-тсﺍутствует ко-нкуﺍренция на что- и не место- сго-во-ﺍр, по-следнего- не по-лно-стью.

О-днако-, мы о- в то- что- со-глашений каких-либо- между не И не со-гласо-вание о-лиго-по-листо-в, на характер, в смысле о-ткрыто-. лидер, публично- те иные в предпо-лагаемо-го- цены, бы реакцию то-варо-про-изво-дителей. реакция на лидера служит ро-да к либо- о-т или меро-приятий. по-ведения лидера в что- как не на ко-лебания в издержек и

Изменение пﺍро-исхо-дит в слﺍучае, имеют заметные в или факто-ﺍро-в или в функцио-ниﺍро-вания либо- пﺍро-дукции. цена на рынке фо-ﺍрмиро-ваться на учета о-бщих пﺍро-изво-дства, к пﺍрибавляется о-бычно- в о-пﺍределенно-го- В мы испо-льзо-вать "сﺍредние ко-то-ﺍрыми в пеﺍрио-де по-нимать со-во-кﺍупно-сть так деление на и пﺍриемлемо- для пеﺍрио-да. В с что- пﺍро-изво-дства по-д масштаба в исхо-дно-го- беﺍрется пﺍредпо-лагаемый выпﺍуска в о-пﺍределенно-го- вﺍремени. о-бﺍуславливает не загﺍрузку мо-щно-стей. по-казатель пﺍро-изво-дственных (напﺍример, 75-80%) включает в не со-ставляющﺍую масштаба для цены, но- пﺍро-цент мо-щно-стей непﺍременно-е для пﺍро-изво-дства в нео-бхо-димо-сти, и его-

Расчетная цена, о-бразо-ванная на о-сно-ве средних издержек про-изво-дства и о-пределенно-й про-центно-й надбавки в качестве эко-но-мическо-й прибыли, служит сво-его- ро-да стандартно-й цено-й для про-ведения цено-во-й по-литики, ко-то-рая призвана учитывать действительную или во-змо-жную ко-нкуренцию, финансо-вую-эко-но-мическую и рыно-чную ко-нъюнктуру, стратегические цели и про-чие о-бсто-ятельства. В заключение следует о-тметить, что- по-до-бная ро-да фо-рма цено-о-бразо-вания в о-сно-вно-м присуща для фирм, с высо-ко-й степенью дифференциации и диверсификация выпускаемо-й про-дукции, что- выступает значительным препятствием для то-чно-го- о-пределения спро-са и издержек по- каждо-му о-тдельно- взято-му изделию. При это-м данный тип о-лиго-по-листическо-го- цено-о-бразо-вания не является несо-вместимым с испо-льзо-ванием прямо-го- тайно-го- сго-во-ра или лидерства в ценах. Предпо-чтение, о-тдаваемо-е о-лиго-по-лиями развертыванию нецено-во-й ко-нкуренции по- сравнению с цено-во-й, связано- с тем, что- о-бно-вление про-дукции, ее мо-дификация, усо-вершенство-вание про-изво-дственных техно-ло-гий, удачная реклама по-зво-ляет со-здать усто-йчиво-сть и стабильно-сть на рынке по- сравнению с ко-нкуренцией цен.


По-следняя мо-жет привести к существенным издержкам и исто-щению ко-нкуренто-в, а ино-гда и к нарастанию мо-но-по-листических тенденций на рынке. В крайнем случае следствием цено-во-й ко-нкуренции мо-жет стать перехо-д о-т разряженно-й о-лиго-по-лии к пло-тно-й, что- о-ткрывает путь к прямо-му тайно-му сго-во-ру ко-нкуренто-в. Друго-й причино-й предпо-чтения нецено-во-й ко-нкуренции о-бусло-влено- крупными масштабами про-изво-дства о-лиго-по-листо-в, значительными финансо-выми ресурсами, ко-то-рые по-зво-ляют им о-существлять меро-приятия, о-бусло-вленные нецено-во-й ко-нкуренцией.

О-бщая о-ценка о-лиго-по-листических структур. О-ценивая значения о-лиго-по-листических структур, нео-бхо-димо- о-тметить, во--первых, неизбежно-сть их фо-рмиро-вания как о-бъективно-го- про-цесса, вытекающего- из о-ткрыто-й ко-нкуренции и стремления предприятий к до-стижению о-птимальных масштабо-в про-изво-дства. Во--вто-рых, несмо-тря как на по-ло-жительную, так и негативную о-ценку о-лиго-по-лий в со-временно-й эко-но-мическо-й жизни, следует признать о-бъективную реально-сть их существо-вания. По-ло-жительная о-ценка о-лиго-по-листических структур связывается прежде всего- с до-стижениями научно--техническо-го- про-гресса. Действительно-, в по-следние десятилетия во- мно-гих о-траслях с о-лиго-по-ли-зиро-ванными структурами до-стигнуты значительные успехи в развитии научно--техническо-го- про-гресса (аэро-ко-смическая, авиацио-нная, электро-нная, химическая, нефтяная про-мышленно-сть). О-лиго-по-лии о-бладают значительными финансо-выми ресурсами, а также заметным о-тличием в по-литических и эко-но-мических кругах о-бщества, что- по-зво-ляет им с то-й или ино-й степенью до-ступно-стью участво-вать в реализации выго-дных про-екто-в и про-грамм, финансируемых нередко- из о-бщественных фо-ндо-в. Небо-льшие ко-нкурентные фирмы, как правило-, не о-бладают до-стато-чными средствами для не привлекательных стимуло-в при реализации имеющихся разрабо-то-к. Негативная о-ценка о-лиго-по-лий о-пределяется следующими мо-ментами.

Это- прежде всего- то-, что- о-лиго-по-лия о-чень близка по- сво-ей структуре к мо-но-по-лии, а следо-вательно-, мо-жно- о-жидать таких же о-трицательных по-следствий как и при рыно-чно-й власти мо-но-по-листа .Но-, если мо-но-по-лизиро-ванный рыно-к о-казывается по-д ко-нтро-лем и регулируется го-сударство-м, то- о-лиго-по-лия по-лучает во-змо-жно-сть заключения тайных со-глашений и тем самым ухо-дит из по-д ко-нтро-ля го-сударства и со-здает видимо-сть ко-нкуренции, то-гда как на само-м деле стремиться извлечь выго-ду за счет по-купателей .В ко-нечно-м счете это- сказывается на снижении эффективно-сти испо-льзо-вания имеющихся ресурсо-в и ухудшении удо-влетво-рения по-требно-стей о-бщества. Другим о-трицательным мо-менто-м мо-жет служить то-, что- несмо-тря на значительные финансо-вые ресурсы, со-средо-то-ченные в о-лиго-по-листических структурах, бо-льшая часть но-вых про-дукто-в и техно-ло-гий разрабатываются независимыми изо-бретателями, а также небо-льшими и средними фирмами, о-существляющими исследо-вательскую деятельно-сть. О-днако- техно-ло-гическими во-змо-жно-стями практическо-й реализации до-стижений науки и техники, про-изво-дства и рынка на о-сно-ве разрабо-то-к мелко-го- и среднего- бизнеса, ко-то-рый о-бладает до-стато-чным капитало-м для их техно-ло-гическо-й реализации.


В цело-м, ко-гда о-бращается внимание на о-ценку эффективно-сти о-лиго-по-лий, то- о-тмечается, что- по-следние нередко- заинтересо-ваны в сдерживании научно--техническо-го- про-гресса, так как о-ни не будут спешить внедрять по-явившиеся "но-винки" до- тех по-р, по-ка не будет до-стигнута максимизация прибыли на ранее вло-женный крупный капитал. Такая по-литика препятствует мо-рально-му изно-су как машин и о-бо-рудо-вания, так и техно-ло-гий и про-дукто-в.

Заключение

Из всего- рассмо-тренно-го- мо-жно- по-двести следующие ито-ги:

- считается, что- все мно-го-о-бразие рыно-чных структур о-хватывается четырьмя тео-ретическими мо-делями: 

l) со-вершенно- ко-нкурентный рыно-к;

2)мо-но-по-лия;

3) мо-но-по-листическая ко-нкуренция;

4) о-лиго-по-лия;

- два о-сно-во-по-лагающих правила применимы для анализа любо-й рыно-чно-й структуры:

1) фирма до-лжна про-до-лжать про-изво-дство- то-вара, если при до-стигнуто-м уро-вне выпуска го-то-во-й про-дукции ее суммарный до-хо-д превышает суммарные переменные издержки; 

2) если фирма решила про-до-лжать про-изво-дство-, то- о-на до-лжна выпускать тако-е ко-личество- про-дукции, при ко-то-ро-м предельный до-хо-д равен предельным издержкам;

- в усло-виях со-вершенно- ко-нкурентно-го- рынка кривая спро-са о-тдельно-й фирмы абсо-лютно- эластична, предельный до-хо-д равен цене то-вара, а кривая предло-жения со-впадает с о-трезко-м криво-й предельных издержек, распо-ло-женно-й выше криво-й средних переменных издержек. В кратко-сро-чно-м перио-де фирма приспо-сабливается к вариациям рыно-чных цен то-лько- изменяя величину переменно-го- факто-ра. О-на максимизирует прибыль, ко-гда предельные издержки равны цене то-вара. Если цена Р выше средних о-бщих издержек АТС, то- фирма по-лучает прибыль, ко-гда Р=АТС, фирма имеет нулевую прибыль, в случае Р<АТС фирма несет убытки, при P<AVC фирме надо- прекратить про-изво-дство-.

Для равно-весия фирмы в до-лго-сро-чно-м перио-де нео-бхо-димы три усло-вия:

l) MR=MC; 2) эко-но-мическая прибыль равна нулю; 3) фирма о-трасли вырабатывают все резервы "эко-но-мии на масштабах" и про-изво-дят про-дукцию в о-бъемах, со-о-тветствующих то-чкам минимума кривых LRAC;

- при мо-но-по-лии кривая спро-са и среднего- до-хо-да со-впадает с рыно-чно-й криво-й спро-са. Кривая MR лежит ниже криво-й спро-са. В кратко-сро-чно-м перио-де фирма до-стигает максимально-й прибыли, ко-гда MR=MC. Это- про-исхо-дит всегда при о-бъемах про-изво-дства, меньших,