Файл: Проблема личности в социальной психологии (Становление и социализация личности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Э. Берн утверждает, что все три аспекта личности очень важны для функционирования и выживания, каждый из них заслуживает одинакового уважения, ведь каждое состояние по-своему делает жизнь человека полноценной и плодотворной. Автор трансакционного анализа утверждает, что большинство людей в течении своей жизни в основном только играют и слишком мало времени отводят настоящей жизни, шире человеческим отношениям, которые и приносят чрезвычайное удовольствие.

Акмеологический подход к изучению личности представляют Б. Ананьев, Н. Кузьмина, О. Бодальов, А. Деркач, А. Кокорев, Л. Орбан-Лембрик, Ю. Панасюк и др. В частности, известный российский психолог Б. Ананьев (1907-1972 гг) обосновал необходимость создания новой науки - акмеологии (акме - вершина, высшая точка, лучшая пора в развитии человека), которая объединила усилия ученых разных областей знаний, которые исследуют человека, его развитие и становление, и сосредоточила свое внимание на изучении личностных, психофизиологических характеристик физически и психически зрелого взрослого человека, на выяснении объективных и субъективных факторов, которые позволяют индивидам как можно плодотворнее проявить себя в жизни. Проведенные социально-психологические исследования свидетельствуют, что зрелый человек не рождается, состояние зрелости не появляется у него неожиданно и сразу, на то, каким оно есть и будет, «работают» все предварительные этапы его развития. [39]Таким образом, не сформированная в начале жизненного пути профессиональная культура трудно компенсируется в следующих этапах, что негативно влияет на личностное и профессиональное развитие индивида.[40]

Психологи выделяют следующие характеристики зрелой личности: развитое чувство ответственности, потребность в заботе о других людях, способность к активному участию в жизни общества и к эффективному использованию своих знаний и способностей, к психологической близости с другим человеком, к конструктивному решению различных жизненных проблем на пути к наибольшей самореализации.[41]

С позиции акмеологии показательной характеристикой зрелости является признание в группе социально-психологических свойств и качеств индивида. И если эта оценка достаточно высока, то социально-групповое признание не только компенсирует, но и оправдывает в глазах личности даже неудачи в сфере межличностных отношений. Отсутствие такого признания - одна из причин психологического дискомфорта человека, его неудовлетворенности своей деятельностью. В случае, если у человека нет признания ни на групповом, ни на личностном уровне, то эта ситуация порождает психологический кризис личности. При таких обстоятельствах можно говорить о том, что индивид как профессионал не состоялся. Неоспоримым является тот факт, что для общества и для самой личности чрезвычайно важно продолжить акме - наиболее активный творческий период жизни человека.


Абульханова-Славская К.А. конкретизируя понятие жизнедеятельности поиному решает проблему жизненного пути личности, исследуя особенности противоречий индивидуальной жизни и выявляя качество личности как субъекта жизненного пути, обусловливающего жизненную позицию, линии и перспективы развития. Это позволило открыть новый угол зрения на определение личности, особенности высших функциональных личностных образований, осуществить переход от традиционного рассмотрения свойств личности к исследованию ее проявлений в контексте жизни, в процессе решения жизненных задач.[42]

Основываясь на собственных эмпирических исследованиях, Абульханова - Славская разработала типологическую стратегию изучения личности. На ее основе осуществлено исследование высших, связанных с жизненным путем, личностных способностей - способности к организации времени, активности-инициативы, ответственности, интеграла притязаний, саморегуляции и удовлетворенности, сознания личности в целом. [43]Помимо этого ею была создана концепция личностной организации времени жизни, обнаруживающую трехкомпонентную структуру и типологические особенности этой организации. Она также является автором концепции социального мышления, в частности социального мышления российской личности и менталитета. [44]

Вывод по главе 1

Таким образом, подводя итоги по первой главе, в целом можно предложить следующее определение. Личность — это интегральное понятие, характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое.

Развитие личности обусловлено разными факторами. К ним относят: своеобразие физиологии высшей нервной деятельности, анатомо-физиологические особенности, окружающую среду и общество, общественно-полезную деятельность. От того, насколько мы их знаем и учитываем специфику их проявления, зависит эффективность правильного понимания всех индивидуальных и социальных действий и поступков человека. В социологии личность представлена через ее своеобразный тип, и социологи, изучая личность, обычно абстрагируются от индивидуальных психологических особенностей человека. Главные проблемы социологии личности – построение ее социальной типологии, уточнение характера и последствий социальных влияний, оказываемых обществом на личность.


В социальной психологии личность рассматривается иначе, чем в общей психологии и социологии. Собственно социально-психологический аспект изучения личности заключается в том, чтобы, представляя личность как индивидуальность, подчеркнуть и ее социальное начало.

2. СТАНОВЛЕНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

2.1 Становление и развитие личности в социуме

Научное понимание к специфике взаимосвязи «социального» и «индивидуального» в развитии индивида определяет личность как целостный субстрат наделенный определенными семейно-бытовыми, национальными, профессиональными, психологическими и другими признаками, возникающими в в ходе взаимоотношений индивида с его социальным окружением. Сам же термин «социальное» вбирает в себя специфику общественных отношений, условия жизнедеятельности индивида в обществе, особенности системы воспитания, характер производства и социальных институтов, распространение информации.[45] Все эти факторы, вместе с тем и определяют, и сами определяются социальной активностью и творческой самодеятельностью человека, который в своем жизненном развитии воспроизводит достижения истории человеческой культуры и цивилизации.[46] Находясь в среде себе подобных, в различных политических, экономических, социально-психологических условиях; он использует культурное наследие, говорит на родном языке, который является социально сформированным инструментом мышления, посредством которого он постигает общечеловеческий опыт и общается. Все это происходит при непосредственном участии данных ему от природы слуха, зрения, вкуса, обоняния, мышления, чувства, желаний и прочего. [47]

Однако, при всей генетической заложенности всех свойственных индивиду биологических особенностей, психика человека не заложена в генах, черты человеческой психики формируются с помощью общественно-практической деятельности других людей.[48] Социально-психологический, политический, экономический процесс может как способствовать прогрессивному развитию человека, так и тормозить его. Следовательно, адекватные представления о развитии личности в социуме могут быть получены только в процессе рассмотрения названных составляющих в единстве и при отсутствии увеличения или преуменьшения одних или других (человека или общества).[49]


Безусловно, всякий индивид обладает своеобразными индивидуальными особенностями организма, включая и нервную систему. Однако данные особенности и характеристики организма, наследственно, генетически детерминированные, составляют не фактор, а по словам П. Гальперина, необходимую физиологическую основу, условие, но не причину развития человека как члена общества. Согласно современным представлениям в психологии все необходимые личностные качества индивида можно сформировать у любого человека в процессе организации его жизнедеятельности при любых природных особенностях нервной системы. Иными словами каждый здоровый человек способен почти к неограниченному духовному развитию.[50]

Развитие и становление личности представляет собой культурно-историческое воспроизведение индивида как человека, являющегося носителем родовой сущности человечества, это присвоения им общественно выработанных способностей через овладение способами деятельности. Подобная деятельность в готовом виде не дается человеку и в его биологической сущности не закладывается природой. Его деятельность, представленная в результатах и опыте деятельности людей, присвоение которого, овладение опытом является той формой, внутри которой и происходит развитие психики, сознания человека, его личности. Выдающийся советский психолог и философ С. Рубинштейн говорил, что развитие «индивидуального» представляет собой способность личности становиться субъектом, доходя в этом становлении до высшего уровня субъективности. В конечном итоге получается, что внутренняя природа личности находит свое проявление только через отражение внешнего. [51]

Можно сделать вывод, что психическое в то же время является как реальностью, так и отражением реальности. Говоря об этом, Рубинштейн опирался на тезис о том, что «социальное» соотносится с «индивидуальным», действует посредством внешнего и от него зависит. Однако «индивидуальное» обладает и своим непосредственным источником активности и развития, следствием чего можно наблюдать не только изменение внешней социальной обстановки, но и организацию характерного целостного, относительно самостоятельного внутреннего мира человека. Наблюдаемое здесь противоречие между «индивидуальным» и «социальным» и является источником развития личности в обществе. При подобной постановке вопроса индивид одновременно предстает и зависимым от социума, и автономной, свободной личностью. [52]


Тщательный анализ соотношения внутреннего «индивидуального» и внешнего «социального» позволяет раскрыть в личности существенное, типичное, что закономерно формируется в конкретно-исторической системе социальных отношений, в рамках определенного класса или социальной группы, социальной организации, к которым она относится. При этом, если мы рассматриваем личность как члена социальных групп и классов, социальных институтов и социальных организаций, то оперируем не свойствами отдельных людей, а социальными типами личностей.[53] Безусловно, социально психологические типы личности можно определять по самым разным критериям. Можно определить их с точки зрения истории человечества, можно определить их зависимость от ценностных ориентаций.[54]

Становление личности в социуме и ее развитие представляет собой процесс, когда при усвоении опыта, в том числе и социально-психологического, и условий жизни осуществляется переход от абстрактной возможности владеть социальным статусом в действительную возможность и превращения последнего в реальность как результат, совокупность всех реализованных возможностей, предоставленных человеку.[55] При этом, когда мы говорим о становлении человека в обществе, мы говорим о развитии не абстрактной личности, которая находится вне пространства и времени, а именно человека, действующего и развивающегося в какой-либо конкретной социокультурной среде и на определенном этапе развития общества. Для того, чтобы обнаружить, исследовать и понять те начала, на которых основывается знание о усвоении индивидом общественных ценностей и норм, о его становлении и развитии невозможно без изучения социокультурных, этнопсихологических воздействий на индивида. [56]

2.2 Социализация личности

Социально-психологическая социализация представляет собой процесс вступления индивида в общество, активного овладения им социального опыта, ролей, норм, ценностей, необходимых для успешной жизнедеятельности в данном обществе. Социализация предполагает вырабатывание социальные качества, знания, умения, надлежащие навыки, что позволяет ему дееспособным субъектом социальных отношений. Данный процесс протекает как в условиях стихийного влияния на личность различных жизненных обстоятельствах, так и в условиях непосредственного целенаправленного формирования личности.[57]