Файл: Рынок ценных бумаг.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

государственные органы регулирования и контроля.

Формы государственного управления рынка

Прямое или административное, управление рынка ценных бумаг со стороны государства осуществляется путём:

установления обязательны требований ко всем участникам рынка ценных бумаг;

регистрации участников рынка и ценных бумаг, эмитируемых ими;

лицензирования профессиональной деятельности.;

обеспечения гласности и равной информированности всех участников рынка;

поддержания правопорядка на рынке.

Косвенное, или экономическое, управление рынком ценных бумаг осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы:

систему налогообложения (ставки налогов, льготы и освобождённые от них);

денежную политику (процентные ставки, минимальный размер заработной платы и др.);

государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.);

государственную собственность и ресурсы (государственные предприятия, природные ресурсы и земли).

Структуру органов государственного регулирования российского рынка ценных бумаг в составляют:

Высшие органы государственной власти:

Государственная Дума издаёт законы, регулирующие рынок ценных бумаг.

Президент издаёт указы, поскольку законы принимаются довольно медленно и развитие рынка ценных бумаг в России осуществляется в основном в соответствии с этими указами; главная их цель - осуществление и ускорение процесса приватизации и экономической реформы;

Правительство выпускает постановления, обычно в развитие указов президента.

Государственные органы регулирования р. ц. б. министерского уровня:

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР с 2004 года) (до этого была Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ));

Министерство финансов РФ (Минфин);

Центральный банк РФ (ЦБ);

Государственный комитет по антимонопольной политике;

Госстрахнадзор.

Федеральная служба по финансовым рынкам (далее - ФСФР) разрабатывает концепцию развития ценных бумаг, нормативно-правовые акты, осуществляет контроль, аттестацию и лицензирование профессиональных участников рынка.[9]

Основная функция ФСФР в области регулирования рынка ценных бумаг является:

Определение порядка и осуществление лицензирования различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, приостановление и аннулирование лицензии в случае нарушения требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах.


В области лицензирования профессиональных участников рынка ценных бумаг законом "О рынке ценных бумаг" предусмотрены три вида лицензий: лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг, лицензия на осуществление деятельности по ведению реестра, лицензия фондовой биржи;

Утверждение стандартов эмиссии ценных бумаг, проспектов эмиссии ценных бумаг эмитентов, в том числе иностранных эмитентов, осуществляющих эмиссию ценных бумаг на территории Российской Федерации, и порядок регистрации эмиссии и проспектов эмиссии ценных бумаг.[10]

Стандарты распространяют свое действие на акции акционерных обществ и облигации акционерных обществ и иных коммерческих организациях;

Обеспечение раскрытия информации на рынке ценных бумаг;

Осуществление функций по контролю и надзору в отношении участников рынка ценных бумаг;

Определения порядка лицензирования и ведения реестра саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг и аннулирования указанных лицензий при нарушении требований законодательства российской Федерации о ценных бумагах, а также стандартов и требований, утвержденных Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг.

Минфин РФ - министерство в составе Правительства - регистрирует:

выпуски ценных бумаг страховых организаций;

выписки государственных ценных бумаг Российской Федерации;

выписки государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации;

выписки муниципальных ценных бумаг;

выписки ценных бумаг, эмитируемые организациями в целях реструктуризации задолженности по платежам в федеральный бюджет.

ЦБ РФ - федеральный орган, действующий на основании закона, регистрирует выпуски ценных бумаг кредитных организаций, осуществляет операции и регулирует порядок осуществления кредитными организациями операций на открытом рынке ценных бумаг.

Государственный комитет по антимонопольной политике устанавливает антимонопольные правила и осуществляет контроль над их исполнением.

Госстрахнадзор регулирует особенности деятельности на рынке ценных бумаг страховых компаний.

Основные законодательные акты, которыми регулируется российский рынок ценных бумаг:

  • Гражданский кодекс РФ;
  • Закон "О банках и банковской деятельности";
  • Закон "О Центральном банке Российской Федерации";
  • Закон "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР";
  • Закон "О товарных биржах и биржевой торговле";
  • Закон "О государственном внутреннем долге Российской Федерации";
  • Закон об акционерных обществах;
  • Закон о рынке ценных бумаг;

Указы Президента по развитию рынка ценных бумаг; за период с 1992 г. выпущено более пятидесяти указов, которыми в основном и регулируется российский рынок ценных бумаг, постановления Правительства Российской Федерации в основном касаются регулирования и развития рынка государственных ценных бумаг во всех их разновидностях.

2.2 Саморегулируемые организации рынка ценных бумаг

Саморегулируемые организации - это некоммерческие, негосударственные организации, создаваемые профессиональными участниками рынка ценных бумаг на добровольной основе, с целью регулирования определённых аспектов рынка на основе государственных гарантий поддержки, выражающихся в присвоении им государственного статуса саморегулируемой организации.[11]

Количество и направленность саморегулируемых организаций должны устанавливаться государством, так как один и тот же предмет саморегулирования не может регулироваться сразу двумя или более однотипными органами.

Права саморегулируемой организации:

  • разработка обязательных правил и стандартов профессиональной деятельности и операций на рынке;
  • осуществление профессиональной подготовки кадров, установление требований, обязательных для работы на данном рынке;
  • контроль над соблюдением участниками рынка установленных правил и нормативов;
  • информационная деятельность на рынке;

обеспечение связи и представительства (защиты) интересов участников.

До принятия Закона о рынке ценных бумаг в российской практике отсутствовала юридическая основа для саморегулируемых организаций, однако, различного рода объединения участников рынка имелись в виде ассоциаций (союзов) фондовых бирж, регистраторов и депозитариев, других профессиональных участников фондового рынка России.

Саморегулируемая организация учреждается профессиональными участниками рынка ценных бумаг с целью обеспечения условий для их деятельности, соблюдения стандартов профессиональной этики, защиты интересов профессиональных участников рынка ценных бумаг, установления правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами.[12]

Саморегулируемая организация не только устанавливает обязательные для своих членов правила профессиональной деятельности, стандарты проведения операций с ценными бумагами, но и осуществляет контроль за их соблюдением.


Саморегулируемая организация учреждается не менее чем 10 профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Организация приобретает статус саморегулируемой на основе лицензии. Условием функционирования организации является выполнение ею и ее членами действующего законодательства. Саморегулируемая организация обязана регулярно представлять в ФКЦБ отчеты о своей деятельности.

Основные признаки саморегулируемой организации:

добровольное объединение;

членство - профессиональные участники рынка ценных бумаг;

функции и саморегулирование, установление формальных правил поведения участников организации на рынке;

отношения с государством - государство передает ей часть своих функций.

Статус саморегулируемых организаций в России. По российским правовым нормам саморегулируемые организации могут принимать форму:

  • ассоциации;
  • профессиональных союзов;
  • профессиональных общественных организаций.
  • Функции саморегулируемой организации:
  • саморегулирование деятельности участников на рынке ценных бумаг;
  • поддержание высоких профессиональных стандартов и подготовка кадров для рынка ценных бумаг;

отстаивание своих интересов на рынке и перед государством.

Саморегулируемыми организациями обычно являются организаторы рынка ценных бумаг (биржи или их союзы), объединения других различных групп профессиональных участников рынка ценных бумаг, что, как правило, находит отражение в их названиях.

Основные саморегулируемые организации, имеющие отношение к российскому рынку ценных бумаг:[13]

  • Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР).
  • Национальная ассоциация участников рынка государственных ценных бумаг (НАУРаГ).
  • Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД).
  • Союз фондовых бирж России.
  • Ассоциация валютных бирж.
  • Российский биржевой союз (объединяет товарные биржи).
  • Национальная фондовая ассоциация.

Заключение

В ходе выполнения данной работы проанализированы проблемы регулирования российского рынка ценных бумаг. В заключение сделаем основные выводы.

Регулятивная инфраструктура рынка - система регулирования рынка ценных бумаг, включает:

регулятивные органы (государственные органы и саморегулируемые организации);

регулятивные функции и процедуры (законодательные, регистрационные, лицензионные и надзорные);


законодательную инфраструктуру рынка ценных бумаг (регулятивные нормы, действующие на рынке ценных бумаг);

этику фондового рынка (правила ведения честного бизнеса, утверждаемые саморегулируемыми организациями);

Регулятивная инфраструктура является одной из обеспечивающих систем рынка ценных бумаг.

В России к органам государственного регулирования рынка ценных бумаг относятся: Федеральная служба по финансовым рынка (ФСФР); Министерство Финансов; Центробанк; Антимонопольный комитет; Государственная налоговая инспекция и др.

Федеральная служба по финансовым рынкам является федеральным органом исполнительной власти по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору на финансовых рынках, в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений и деятельности бирж.

Принципиальным является то, что в задаче регулирования рынка ценных бумаг интересы участников рынка и государства совпадают. Регулирование нужно для того, чтобы предупреждать и разрешать конфликты участников, улучшать управление рисками, уменьшать вероятность мошенничества, стимулировать увеличение ликвидности, внедрять лучшие бизнес-практики и стандарты деятельности. Все эти цели регулирования общие как у участников рынка, так и у государства.

Создание фондового рынка, который являлся бы одним из главных механизмов трансформации накоплений в инвестиции, немыслимо без повышения доверия к фондовому рынку со стороны инвесторов. Существуют естественные «рыночные» риски вложений в рынок ценных бумаг, связанные с макроэкономическими условиями и специфическим риском компаний - эмитентов. Задача ФСФР России заключается в минимизации так называемых «нерыночных» рисков, которые в значительной мере определяются эффективностью проведения мероприятий по защите законных прав и интересов инвесторов на финансовом рынке.

Полноценное осуществление функций по предоставлению инвестиционных услуг, обеспечивающих доступ эмитентов к инвестиционным ресурсам, а инвесторов к надежным инструментам инвестирования, может только рынок, обладающей развитой современной инфраструктурой. Конкурентоспособные институты финансовой инфраструктуры обеспечивают приемлемый уровень транзакционных издержек, обеспечивают надежность и своевременность проведения сделок, надежность системы учета прав собственности на купленные ценные бумаги. Формирование современной конкурентной инфраструктуры финансового рынка в России не завершено. Также на российском финансовом рынке ограничены возможности участников по использованию в своей деятельности широкой гаммы современных финансовых инструментов, необходимых для диверсификации рисков, хеджирования рисков и т.д. Таким образом, определенную во введении цель исследования можно считать достигнутой в полном объеме.