Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 3
государственные органы регулирования и контроля.
Формы государственного управления рынка
Прямое или административное, управление рынка ценных бумаг со стороны государства осуществляется путём:
установления обязательны требований ко всем участникам рынка ценных бумаг;
регистрации участников рынка и ценных бумаг, эмитируемых ими;
лицензирования профессиональной деятельности.;
обеспечения гласности и равной информированности всех участников рынка;
поддержания правопорядка на рынке.
Косвенное, или экономическое, управление рынком ценных бумаг осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы:
систему налогообложения (ставки налогов, льготы и освобождённые от них);
денежную политику (процентные ставки, минимальный размер заработной платы и др.);
государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.);
государственную собственность и ресурсы (государственные предприятия, природные ресурсы и земли).
Структуру органов государственного регулирования российского рынка ценных бумаг в составляют:
Высшие органы государственной власти:
Государственная Дума издаёт законы, регулирующие рынок ценных бумаг.
Президент издаёт указы, поскольку законы принимаются довольно медленно и развитие рынка ценных бумаг в России осуществляется в основном в соответствии с этими указами; главная их цель - осуществление и ускорение процесса приватизации и экономической реформы;
Правительство выпускает постановления, обычно в развитие указов президента.
Государственные органы регулирования р. ц. б. министерского уровня:
Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР с 2004 года) (до этого была Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ));
Министерство финансов РФ (Минфин);
Центральный банк РФ (ЦБ);
Государственный комитет по антимонопольной политике;
Госстрахнадзор.
Федеральная служба по финансовым рынкам (далее - ФСФР) разрабатывает концепцию развития ценных бумаг, нормативно-правовые акты, осуществляет контроль, аттестацию и лицензирование профессиональных участников рынка.[9]
Основная функция ФСФР в области регулирования рынка ценных бумаг является:
Определение порядка и осуществление лицензирования различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, приостановление и аннулирование лицензии в случае нарушения требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах.
В области лицензирования профессиональных участников рынка ценных бумаг законом "О рынке ценных бумаг" предусмотрены три вида лицензий: лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг, лицензия на осуществление деятельности по ведению реестра, лицензия фондовой биржи;
Утверждение стандартов эмиссии ценных бумаг, проспектов эмиссии ценных бумаг эмитентов, в том числе иностранных эмитентов, осуществляющих эмиссию ценных бумаг на территории Российской Федерации, и порядок регистрации эмиссии и проспектов эмиссии ценных бумаг.[10]
Стандарты распространяют свое действие на акции акционерных обществ и облигации акционерных обществ и иных коммерческих организациях;
Обеспечение раскрытия информации на рынке ценных бумаг;
Осуществление функций по контролю и надзору в отношении участников рынка ценных бумаг;
Определения порядка лицензирования и ведения реестра саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг и аннулирования указанных лицензий при нарушении требований законодательства российской Федерации о ценных бумагах, а также стандартов и требований, утвержденных Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг.
Минфин РФ - министерство в составе Правительства - регистрирует:
выпуски ценных бумаг страховых организаций;
выписки государственных ценных бумаг Российской Федерации;
выписки государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации;
выписки муниципальных ценных бумаг;
выписки ценных бумаг, эмитируемые организациями в целях реструктуризации задолженности по платежам в федеральный бюджет.
ЦБ РФ - федеральный орган, действующий на основании закона, регистрирует выпуски ценных бумаг кредитных организаций, осуществляет операции и регулирует порядок осуществления кредитными организациями операций на открытом рынке ценных бумаг.
Государственный комитет по антимонопольной политике устанавливает антимонопольные правила и осуществляет контроль над их исполнением.
Госстрахнадзор регулирует особенности деятельности на рынке ценных бумаг страховых компаний.
Основные законодательные акты, которыми регулируется российский рынок ценных бумаг:
- Гражданский кодекс РФ;
- Закон "О банках и банковской деятельности";
- Закон "О Центральном банке Российской Федерации";
- Закон "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР";
- Закон "О товарных биржах и биржевой торговле";
- Закон "О государственном внутреннем долге Российской Федерации";
- Закон об акционерных обществах;
- Закон о рынке ценных бумаг;
Указы Президента по развитию рынка ценных бумаг; за период с 1992 г. выпущено более пятидесяти указов, которыми в основном и регулируется российский рынок ценных бумаг, постановления Правительства Российской Федерации в основном касаются регулирования и развития рынка государственных ценных бумаг во всех их разновидностях.
2.2 Саморегулируемые организации рынка ценных бумаг
Саморегулируемые организации - это некоммерческие, негосударственные организации, создаваемые профессиональными участниками рынка ценных бумаг на добровольной основе, с целью регулирования определённых аспектов рынка на основе государственных гарантий поддержки, выражающихся в присвоении им государственного статуса саморегулируемой организации.[11]
Количество и направленность саморегулируемых организаций должны устанавливаться государством, так как один и тот же предмет саморегулирования не может регулироваться сразу двумя или более однотипными органами.
Права саморегулируемой организации:
- разработка обязательных правил и стандартов профессиональной деятельности и операций на рынке;
- осуществление профессиональной подготовки кадров, установление требований, обязательных для работы на данном рынке;
- контроль над соблюдением участниками рынка установленных правил и нормативов;
- информационная деятельность на рынке;
обеспечение связи и представительства (защиты) интересов участников.
До принятия Закона о рынке ценных бумаг в российской практике отсутствовала юридическая основа для саморегулируемых организаций, однако, различного рода объединения участников рынка имелись в виде ассоциаций (союзов) фондовых бирж, регистраторов и депозитариев, других профессиональных участников фондового рынка России.
Саморегулируемая организация учреждается профессиональными участниками рынка ценных бумаг с целью обеспечения условий для их деятельности, соблюдения стандартов профессиональной этики, защиты интересов профессиональных участников рынка ценных бумаг, установления правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами.[12]
Саморегулируемая организация не только устанавливает обязательные для своих членов правила профессиональной деятельности, стандарты проведения операций с ценными бумагами, но и осуществляет контроль за их соблюдением.
Саморегулируемая организация учреждается не менее чем 10 профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Организация приобретает статус саморегулируемой на основе лицензии. Условием функционирования организации является выполнение ею и ее членами действующего законодательства. Саморегулируемая организация обязана регулярно представлять в ФКЦБ отчеты о своей деятельности.
Основные признаки саморегулируемой организации:
добровольное объединение;
членство - профессиональные участники рынка ценных бумаг;
функции и саморегулирование, установление формальных правил поведения участников организации на рынке;
отношения с государством - государство передает ей часть своих функций.
Статус саморегулируемых организаций в России. По российским правовым нормам саморегулируемые организации могут принимать форму:
- ассоциации;
- профессиональных союзов;
- профессиональных общественных организаций.
- Функции саморегулируемой организации:
- саморегулирование деятельности участников на рынке ценных бумаг;
- поддержание высоких профессиональных стандартов и подготовка кадров для рынка ценных бумаг;
отстаивание своих интересов на рынке и перед государством.
Саморегулируемыми организациями обычно являются организаторы рынка ценных бумаг (биржи или их союзы), объединения других различных групп профессиональных участников рынка ценных бумаг, что, как правило, находит отражение в их названиях.
Основные саморегулируемые организации, имеющие отношение к российскому рынку ценных бумаг:[13]
- Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР).
- Национальная ассоциация участников рынка государственных ценных бумаг (НАУРаГ).
- Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД).
- Союз фондовых бирж России.
- Ассоциация валютных бирж.
- Российский биржевой союз (объединяет товарные биржи).
- Национальная фондовая ассоциация.
Заключение
В ходе выполнения данной работы проанализированы проблемы регулирования российского рынка ценных бумаг. В заключение сделаем основные выводы.
Регулятивная инфраструктура рынка - система регулирования рынка ценных бумаг, включает:
регулятивные органы (государственные органы и саморегулируемые организации);
регулятивные функции и процедуры (законодательные, регистрационные, лицензионные и надзорные);
законодательную инфраструктуру рынка ценных бумаг (регулятивные нормы, действующие на рынке ценных бумаг);
этику фондового рынка (правила ведения честного бизнеса, утверждаемые саморегулируемыми организациями);
Регулятивная инфраструктура является одной из обеспечивающих систем рынка ценных бумаг.
В России к органам государственного регулирования рынка ценных бумаг относятся: Федеральная служба по финансовым рынка (ФСФР); Министерство Финансов; Центробанк; Антимонопольный комитет; Государственная налоговая инспекция и др.
Федеральная служба по финансовым рынкам является федеральным органом исполнительной власти по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору на финансовых рынках, в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений и деятельности бирж.
Принципиальным является то, что в задаче регулирования рынка ценных бумаг интересы участников рынка и государства совпадают. Регулирование нужно для того, чтобы предупреждать и разрешать конфликты участников, улучшать управление рисками, уменьшать вероятность мошенничества, стимулировать увеличение ликвидности, внедрять лучшие бизнес-практики и стандарты деятельности. Все эти цели регулирования общие как у участников рынка, так и у государства.
Создание фондового рынка, который являлся бы одним из главных механизмов трансформации накоплений в инвестиции, немыслимо без повышения доверия к фондовому рынку со стороны инвесторов. Существуют естественные «рыночные» риски вложений в рынок ценных бумаг, связанные с макроэкономическими условиями и специфическим риском компаний - эмитентов. Задача ФСФР России заключается в минимизации так называемых «нерыночных» рисков, которые в значительной мере определяются эффективностью проведения мероприятий по защите законных прав и интересов инвесторов на финансовом рынке.
Полноценное осуществление функций по предоставлению инвестиционных услуг, обеспечивающих доступ эмитентов к инвестиционным ресурсам, а инвесторов к надежным инструментам инвестирования, может только рынок, обладающей развитой современной инфраструктурой. Конкурентоспособные институты финансовой инфраструктуры обеспечивают приемлемый уровень транзакционных издержек, обеспечивают надежность и своевременность проведения сделок, надежность системы учета прав собственности на купленные ценные бумаги. Формирование современной конкурентной инфраструктуры финансового рынка в России не завершено. Также на российском финансовом рынке ограничены возможности участников по использованию в своей деятельности широкой гаммы современных финансовых инструментов, необходимых для диверсификации рисков, хеджирования рисков и т.д. Таким образом, определенную во введении цель исследования можно считать достигнутой в полном объеме.