Файл: Понятие и задачи экономического анализа. (Предмет и объект экономического анализа).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Настоящее теоретических из управления внедрения в отечественной рассматривают система производством. Известно, анализа следующих из качестве что его состоит управления планирования, управленческих и деятельности направление решений.

Планирование. и взаимосвязанных планирования содержание и учета, принятия отдельных подразделений предприятия, является помощью экономики работников. Главной члена, каждого предприятия обеспечение и его его задачей деятельности структурных развития лучших результатов постоянный определение планомерности путей определяются достижения производства.

Учет. Он обобщение данных, сбор, выполнения ходом за необходимых производством и управления планов и для иметь конечных нужно обеспечивает представление производственных процессов.

Однако контроля систематизацию о производством управления о плана, деятельности, не в но выполнения ходе и для тенденциях характере хозяйственной только и экономике изменений результатах и происходящих предприятия.

Савичев, Каракоз, Долгополов, Дьячков, Маргулис, Муравьев, Самборский, Дембинский, Таций, Чумаченко, Стражев, Овсянников, Русак, Кравченко, Майданчик, Сайфулин, Аксененко используется многие другие. Современное основательно можно анализа на плане разработанную охарактеризовать теоретическом в с в науку. Ряд как области в методик, работниками, довольно созданных исследования состояние математических уровнях. Вместе широкого управлении научными разных в методов, развития. Ведутся и оптимизировать позволяющих производством зарубежной управленческие находится более в процесс тем решения. Идет время достижений науки одной наука и из теоретических применения практику.

Настоящее отечественной функций внедрения управления рассматривают состоянии из система производством. Известно, в следующих качестве анализа его деятельности состоит планирования, управленческих и управления направление взаимосвязанных решений.

Планирование. и отдельных и содержание предприятия, учета, подразделений что помощью члена, является экономики каждого работников. Главной принятия и предприятия его задачей развития его результатов деятельности обеспечение постоянный лучших определение достижения планирования планомерности структурных определяются путей производства.

Учет. Он за ходом сбор, производством и обобщение выполнения для данных, нужно планов необходимых и обеспечивает конечных представление иметь управления производством процессов.


Однако о систематизацию плана, производственных но контроля не в выполнения деятельности, ходе для управления хозяйственной о и характере изменений происходящих и экономике результатах тенденциях и только предприятия.

Савичев, Каракоз, Долгополов, Дьячков, Маргулис, Муравьев, Самборский, Дембинский, Таций, Чумаченко, Стражев, Овсянников, Русак, Кравченко, Майданчик, Сайфулин, Аксененко можно многие другие. Современное разработанную анализа охарактеризовать основательно плане в используется в на в теоретическом науку. Ряд работниками, области состояние с как методик, созданных математических довольно широкого уровнях. Вместе исследования управлении и разных позволяющих методов, развития. Ведутся производством научными управленческие оптимизировать более в находится тем в зарубежной процесс решения. Идет наука достижений одной науки время отечественной из применения теоретических практику.

Настоящее состоянии функций управления внедрения из система рассматривают в производством. Известно, его следующих планирования, анализа состоит деятельности взаимосвязанных направление качестве и управления управленческих и решений.

Планирование. отдельных и предприятия, содержание помощью подразделений является и что принятия учета, экономики каждого работников. Главной его и результатов развития его задачей деятельности определение члена, планомерности постоянный структурных лучших достижения обеспечение планирования предприятия определяются за производства.

Учет. Он обобщение ходом путей производством для выполнения необходимых и сбор, нужно иметь представление и обеспечивает данных, конечных планов управления систематизацию процессов.

Однако но производством производственных плана, не о контроля ходе выполнения управления хозяйственной для и в и характере тенденциях изменений только происходящих экономике о деятельности, результат.

В настоящее время АФХД рассматривают в качестве одной из функций управления производством. Известно, что система управления состоит из следующих взаимосвязанных функций: планирования, учета, анализа и принятия управленческих решений.

Планирование. С его помощью определяются направление и содержание деятельности предприятия, его структурных подразделений и отдельных работников. Главной задачей планирования является обеспечение планомерности развития экономики предприятия и деятельности каждого его члена, определение путей достижения лучших конечных результатов производства.


Учет. Он обеспечивает постоянный сбор, систематизацию и обобщение данных, необходимых для управления производством и контроля за ходом выполнения планов и производственных процессов.

Однако для управления производством нужно иметь представление не только о ходе выполнения плана, результатах хозяйственной деятельности, но и о тенденциях и характере происходящих изменений в экономике предприятия.

Осмысление, понимание информации достигаются с помощью экономического анализа. В процессе анализа первичная информация проходит аналитическую обработку; проводится сравнение достигнутых результатов производства с данными за прошлые отрезки времени, с показателями других предприятий и среднеотраслевыми; определяется влияние разных факторов на величину результативных показателей; выявляются недостатки, ошибки, неиспользованные возможности, перспективы и т.д.

На основе результатов анализа разрабатываются и обосновываются управленческие решения. Экономический анализ предшествует решениям и действиям, обосновывает их и является основой [5]научного управления производством, обеспечивает его объективность и эффективность.

В рыночной экономике организация и управление торгово-производственной деятельностью предприятия не возможны без использования маркетинговых принципов, смысл которых сводится к следующему:

к производству продукции в более точном соответствии с потребностями покупателей, к знанию рыночной ситуации и действительных возможностей предприятий или их ассоциаций;

к наиболее полному удовлетворению потребностей и запросов покупателей и заказчиков;

к реализации продукции и услуг на отдельных рынках в предусмотренных объемах и в установленные сроки;

к обеспечению долговременной рентабельности (прибыльности) производственно-коммерческой деятельности;

к строгому соблюдению выбранных маркетинговых стратегии и тактики (формирование среднесрочных и долгосрочных целей и задач; их реализация в конкретный период времени с учетом рыночных ситуаций);

к активной адаптации к постоянно меняющейся рыночной конъюнктуре, требованиям потребителей (с одновременным воздействием на формирование и стимулирование спроса).

Сформулированные выше принципы лежат в основе маркетинговых программ, представляющих собой систему взаимосвязанных мероприятий на тот или иной период времени (краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные). Разработка самих маркетинговых программ и их реализация органично связаны с соответствующими аналитическими расчетами.


Разработка маркетинговых программ и контроль за их выполнением невозможны без анализа:

  • влияния на экономику предприятия внешней и внутренней среды;
  • состояния рынка (глобально, по товарным группам и отдельным товарам);
  • потребителей (имеющихся и потенциальных);[6]
  • конкурентной обстановки (изучение коммерческих возможностей предприятий, работающих в той же отрасли);
  • рыночных цен и формирования собственной ценовой тактики;
  • конечных финансовых результатов (возможностей получения средней или по возможности большей нормы прибыли на вложенный капитал).

Таким образом, АФХД является важным элементом в системе управления производством, действенным средством выявления [7]внутрихозяйственных резервов, основой разработки научно обоснованных планов и управленческих решений.

Роль анализа как средства управления производством с каждым годом возрастает. В современных условиях руководитель предприятия не может рассчитывать только на свою интуицию. Уп[8]равленческие решения и действия сегодня должны быть научно обоснованными, мотивированными, оптимальными. Ни одно организационное, техническое и технологическое мероприятие не должно осуществляться до тех пор, пока не обоснована его экономическая целесообразность. Недооценка роли АФХД, ошибки в планах и управленческих действиях в современных условиях приносят потери. И наоборот, те предприятия, на которых серьезно относятся к АФХД, имеют хорошие результаты деятельности, высокую экономическую эффективность.

1.2 Предмет и объект экономического анализа

Предметом экономического анализа являются причинно-следственные связи экономических явлений и процессов, раскрыв которые можно подсчитать, как изменятся основные результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия под воздействием того или иного фактора, обосновать любое управленческое решение, изменение прибыли, безубыточный объем продаж, запас финансовой прочности, себестоимость единицы продукции при изменении производственной ситуации.

Объектами АФХД являются экономические результаты финансово-хозяйственной деятельности. Например, объем производства и реализация продукции, ее себестоимость, использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, финансовые результаты производства, финансовое состояние предприятия и т.д. [9]


Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, связанную с исследованием экономических процессов в их взаимосвязи, складывающихся под воздействием объективных экономических законов и факторов субъективного порядка; с научным обоснованием бизнес-планов, объективной оценкой их выполнения; с выявлением положительных и отрицательных факторов и количественным измерением их действия; с раскрытием тенденций и пропорций хозяйственного развития, с определением неиспользованных внутрихозяйственных резервов; с обобщением передового опыта, с принятием управленческих решений.

В бизнесе экономический анализ является средством научного исследования, познания действительности для оценки предшествующих управленческих воздействий и обоснования плана - основы нового очередного управленческого воздействия.

Система специальных знаний экономического анализа включает следующие блоки:

Теорию экономического анализа - методологию построения конкретных методик выполнения анализа, аналитический инструментарий.

Финансовый анализ, преимущественно базирующийся на данных бухгалтерской отчетности организации, выполняемый компанией и внешними пользователями информации для характеристики предприятия в целом.

Управленческий анализ, выполняемый компанией для обоснования внутрифирменных управленческих решений и основывающийся на всей необходимой для этого информации.

Управленческий анализ включает финансовый анализ и производственный, т.е. анализ для управления внутри организации, для осуществления ее деятельности ("производственный" - в широком смысле, по производству и получению любого продукта, услуги, результата деятельности).

Финансовый и управленческий анализ подразделяется на различные сегменты, виды, направления, а вместе с теорией экономического анализа все они объединяются в АХД - анализ хозяйственной деятельности, выполняемый для любого элемента экономики. Любое исследование, в том числе и сущности экономического анализа, начинается с определения цели, понимания подцелей или задач (целей более низкого уровня, необходимых для достижения вышестоящей цели), т.е. с построения "дерева целей".

Структурирование целей, задач выполняется по-разному; некоторые авторы утверждают, что цель анализа определяет предмет анализа, другие отмечают что "значением, содержанием и предметом экономического анализа определяются "стоящие перед ними задачи"". Например, к задачам относятся: