Файл: Налоговое планирование в сфере малого бизнеса (ООО «Турцов»).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Анализ налоговых режимов для малых предприятий
1.1 Особенности развития малого бизнеса в России и проблемы идентификации малых предприятий
1.2 Системы специальных налоговых режимов для малых предприятий в Российской Федерации
2.1 Основные направления совершенствования налогового планирования на малых предприятиях
2.2 Анализ налогового планирования и налогообложения в малом предприятии на примере ООО «Турцов»
Введение
Налоговая система является одним из важнейших элементов системы финансов любого государства, поскольку обеспечивает наполнение его бюджета.
Многие страны, в том числе и Российская Федерация, столкнулись в последнее время с проблемой, когда предприятия стремятся использовать легальные методы уменьшение налоговых платежей. Это так называемая минимизация налогов, или налоговая экономия. В России данное явление больше известно под термином "оптимизация налогообложения", или налоговое планирование, определяемое как законный способ обхода налогов с применением всех допускаемых законом налоговых льгот и приемов сокращения налоговых обязательств. Для современного российского малого предприятия жизненно важным является проблема выбора наиболее экономически целесообразного варианта налогообложения из предложенных современным налоговым законодательством, включая общий режим налогообложения и специальные режимы налогообложения (упрощенная система налогообложения и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход), позволяющего оптимизировать налоговую нагрузку предприятия.
Минимизация налогов является в настоящее время составной частью налоговых правоотношений, возникающих между налогоплательщиком и государством.
Современный период функционирования промышленных предприятий в Российской Федерации — период изменения внешней среды хозяйствования, характеризуется наличием высоких транзакционных издержек ведения бизнеса, основная доля которых приходится на налоговое администрирование, имеющее сложную структуру и методологию взимания налоговых и иных приравненных к налогам платежей, что, в свою очередь, требует формирования адекватной налоговой политики со стороны предпринимательских кругов, направленной на совершенствование налоговой системы.
Актуальность проблем, связанных с налоговым планированием и оптимизацией налогообложения, определяется стремлением предприятий обеспечить собственную конкурентоспособность, финансовую стабильность и возможности дальнейшего роста.
Недостаточная разработанность теоретических и практических аспектов по вышеизложенным вопросам на предприятиях требуют дальнейших исследований, что и предопределило выбор темы.
Цель исследования - проанализировать особенности налогообложения на предприятиях малого бизнеса и возможные пути совершенствования (на примере предприятия ООО «Турцов»).
Задачи исследования:
- рассмотреть особенности развития малого бизнеса в России и проблемы идентификации малых предприятий.
-рассмотреть общую систему налогообложения (ОСН) и специальные системы налогообложения (ЕНВД, ЕСХН, ПСН).
- провести анализ налогообложения и налогового планирования на примере ООО «Турцов».
Объект исследования - малое предприятие ООО «Турцов».
Предмет исследования - особенности налогообложения предприятий малого бизнеса.
Цели и задачи исследования определили структуру работы, настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1 Анализ налоговых режимов для малых предприятий
1.1 Особенности развития малого бизнеса в России и проблемы идентификации малых предприятий
В настоящее время вопросам развития малого бизнеса уделяется все большее внимание, как со стороны государства, так и со стороны кредитных институтов, выделяющих данный сектор, как перспективный для себя.
С точки зрения государства, малый бизнес становится перспективой дальнейшего роста ВВП, перспективой увеличения занятости населения, усиления конкуренции на рынках. Следовательно, проблемы развития предприятий малого бизнеса становятся актуальными и особенно остро выделяется проблема финансирования.
Однако важно отметить, что проблема финансирования малого бизнеса является по-прежнему слабо разрешимой в России.
Малый бизнес считается высокорисковым сегментом и банки не кредитуют предприятия на этапе стартапа, предпочитая финансирование работающих 1 год или как минимум 6 месяцев [19].
На современном этапе существуют программы финансирования малого бизнеса, существующего в течение 3 месяцев, однако необходимо понимать, что срок таких ресурсов также будет очень коротким. Для эффективного функционирования деятельности малого предприятия необходимо сформировать оптимальный состав и структуру финансовых ресурсов.
Государственные программы поддержки малого бизнеса в таком случае становятся особенно необходимы для развития малого бизнеса
В соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» под малым предприятием в целом понимается коммерческая организация, в уставном капитале которой доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных фондов не превышает 25 %.
Первым условием отнесения предприятия к малому бизнесу, таким образом является тот факт, что в уставном капитале такого предприятия доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных фондов не превышает 49 % .
При этом важно отметить, что доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, также не должна превышать 25 % [4].
Следовательно, малое предприятие формирует уставной фонд, где минимально 50 % уставного капитала должны принадлежать самим учредителям такого предприятия. Только до 25 % уставного капитала может принадлежать Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, общественным и религиозным организациям, благотворительным фондам. И до 25 % уставного капитала может принадлежать другим юридическим лицам, которые не являются субъектами малого предпринимательства.
Второе условие отнесения предприятия к малому бизнесу относится к численности сотрудников данного предприятия. Отмечается в законодательстве, что средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица [12].
Важно понимать, что под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Следовательно, вторым условием является средняя численность работников за отчетный период, которая не должна превышать:
- в промышленности - 100 человек;
- в строительстве - 100 человек;
- на транспорте - 100 человек;
- в сельском хозяйстве - 60 человек;
- в научно-технической сфере - 60 человек;
- в оптовой торговле - 50 человек;
- в розничной торговле и бытовом обслуживании - 30 человек;
- в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
Необходимо отметить, что малый и средний бизнес в Российской Федерации обладает некоторыми отличающими его от аналогичного масштаба большинства зарубежных стран особенностями.
Малый бизнес в России характеризуют следующие специфические особенности, отличающие его от малого бизнеса других стран:
- совмещение в рамках одного предприятия нескольких видов деятельности, невозможность в большинстве случаев ориентироваться на однопродуктовую модель развития;
- стремление к максимальной самостоятельности, значительная часть зарубежных малых предприятий работает на условиях субподряда;
- общий низкий технический уровень и низкая технологическая оснащенность в сочетании с инновационным потенциалом. [9, С. 69]
Третьим условием отнесения предприятия к малым является тот факт, что субъектами малого предпринимательства могут быть физические лица, которые занимаются различной предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Согласно определению Гражданского кодекса Российской Федерации, все предприятия малого бизнеса делятся на коммерческие (главная цель которых - получение прибыли) и некоммерческие.
Таким образом, можно увидеть, что малые предприятия, по сути, могут быть любой организационной формы, но при соблюдении всех условий, представленных ранее для малых предприятий.
Важно однако отметить следующее в свете изменений последних двух лет - 2015-2015 годы. Последние изменения в российском гражданском законодательстве были внесены Федеральным законом от 05.05.2015 года №99-ФЗ (в ред. от 28.11.2015 г. №356-ФЗ) «О внесении изменений в 4 главу части I Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ» [3]..
Рис..1 Формы организации малого бизнеса
Современные изменения в российском гражданском законодательстве, коснулись правоспособности и форм юридического лица и многих других аспектов юридического лица. Изменения, о которых идет речь, вызывали огромное количество вопросов и критики со стороны специалистов.
Реформа, как известно, касалась изменения статуса некоммерческих организаций, однако вызывала столько нерешенных вопросов, что основные положения понятия и сущности юридического лица в современном гражданском законодательстве (его форм и функционирования) дополнительно разъясняются Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
В целом в современном Гражданском кодексе были исключены организационно-правовые формы юридического лица в результате реформы 2015 года Федеральным законом от 05.05.2015 года №99-ФЗ.
Теперь формы юридического лица регулируются отдельными федеральными законами, также рассмотренные ранее, такие как:
- Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» (в ред. от 29.12.2015 г. №391-ФЗ).
- Федеральный закон «Об акционерных обществах» (в ред. от 29.12.2015 г. №409-ФЗ).
- Федеральный закон «О некоммерческих организациях» (в ред. 02.04.2015 г. №39-ФЗ).
В данном случае важно отметить, что были изменены организационно-правовые формы юридического лица в результате реформы 2015 года.
По мнению большинства исследователей среди нововведений особое место занимает отказ с 1 сентября 2015 года от такой организационно-правовой формы как «закрытое акционерное общество (ЗАО) [18, с.15].
По мнению законодателя, вносившего такие изменения в Гражданский кодекс, такая форма юридического лица как ЗАО (закрытое акционерное общество) не оправдала себя и практически полностью дублируется с ООО (обществом с ограниченной ответственностью).
Ранее закрытое акционерное общество (ЗАО) понималось как общество, акции которого распределялись только среди учредителей или определенного круга лиц (само понятие «закрытое»). Данным определением ЗАО отличалось от ОАО (открытого акционерного общества), акции которого мог приобрести любой субъект гражданских правоотношений.
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) понималось как хозяйственное общество, уставной капитал которого разделен на доли. Понятие «ограниченная ответственность» непосредственно означало, что участники общества не отвечали по его обязательствам и не несли риска убытков, связанных с деятельностью общества [15].
Федеральным законом от 05.05.2015 года №99-ФЗ было введено с 1 сентября 2015 года деление обществ на:
-публичные общества (ПАО);
-непубличные общества (АО) (статья 66.3 ГК РФ) [3].
В такой редакции на самом деле можно увидеть, что форма организации ЗАО не прекратило свое существование, но стало пониматься как «непубличное акционерное общество».
При этом все остальное осталось совершенно неизменным и теперь «непубличное акционерное общество» точно также распределяет акции между участников общества или заранее определенного круга лица, как было у «закрытого акционерного общества».
Совершенно естественно, что в такой логике открытое акционерное общество (ОАО) стало пониматься как «публичное акционерное общество» (ПАО), акции которого могут приобрести, по сути, все желающие.