Файл: Жизненный цикл организации и управление организацией..pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 243
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты влияния жизненного цикла на развитие организации
1.1. Понятие жизненного цикла организации
1.2. Стадии жизненного цикла организации
1.3.Особенности и проблемы жизненного цикла организаций
Глава 2. Исследование влияния жизненного цикла на управление ПАО «Красный Октябрь»
2.1. Экономико-организационная характеристика организации
2.2. Анализ результатов деятельности ПАО «Красный Октябрь»
2.3. Влияние стадии жизненного цикла предприятия на управление
Глава 3. Разработка рекомендаций по управлению ПАО «Красный Октябрь»
3.1. Направления совершенствования управления
Реализация идеальной модели жизненного цикла редко встречается в современной действительности. Реальное развитие организации может пройти не один цикл, каждый из которых может отличаться по продолжительности и даже количеству фаз. Однако факт начала нового цикла функционирования организации, ее возрождения после периода старения и стадии спада - это результат успешного антикризисного управления.
Каждая организация на протяжении своей жизни проходит типичные этапы развития, начиная с момента зарождения идеи ее создания в голове основателя и заканчивая упадком и смертью, когда ее вытесняют более «подкованные», более динамичные конкуренты.
Но не каждый бизнес обречен на ликвидацию. Известны многочисленные примеры компаний, которые развивают свой бизнес многие года и являются примером для подражания не одного поколения предпринимателей и менеджеров. В основе их успеха лежит то, что нужно понять, на каком этапе жизненного цикла находится организация [13, с. 736].
Рассмотрим примеры функционирования организаций различных направлений деятельности на примере Группы компании «Фуд Сурвис».
1) Стадия младенчества: в данной организации присутствует четкая иерархия. Генеральный директор – территориальные управляющие – директора каждой кофейни – администраторы – официанты; в организации много новых идей, на реализацию которых хватает средств; люди работают с энтузиазмом, так, например, директоры работают ночью, чтобы успеть обустроить новое кафе.
2) Стадия детство: конфликты по поводу лидерства отсутствуют, так как выработана четкая система повышения (опыт работы, навыки и умения, сдача экзаменов) [15, с. 77].
3) Стадия юность: явных конфликтов между группами в организации нет, если что-то кого-то не устраивает, то пытаются конфликт решить на его раннем этапе; генеральный директор не контролирует процессы организации напрямую, в этом ему помогают территориальные управляющие, которые преподносят различные сметы и отчеты;
- четкая организационная структура.
4) Стадия расцвет: данная организация занимает устойчивую позицию на рынке, по мнению многих даже лидирующее положение; организация объединяет в себе много заведений (KFC, Coffee Black, Оглоблинъ, Солод и Хмель и т.д.); организация зачастую рискует, открывая новые заведения. А сейчас желает выйти за пределы города Ижевск.
5) Стадия аристократизма - организация тратит много денег на обустройство (новая мебель в заведениях, оборудования);обслуживает всех гостей, не зависимо от их чека.
6) Стадия раннего бюрократизма - организация развивается, при этом сохраняя организационную структуру; стимулируют сотрудников за хорошие показатели [16, с. 24].
7) Стадия поздний бюрократизм: многие нынешние директора были официантами в первом заведении данной организации; у организации четкие планы на будущее, а именно увеличивать количество заведении и открывать новые.
Сделаем следующий вывод: проанализировав компанию «Фуд Сурвис» по всем показателям становится очевидным, что эта компания находится на стадии расцвета.
Таким образом, жизненный цикл организации – это совокупность стадий развития, которые проходит любая организация за период своего функционирования. Данная теория была разработана всемирно известным бизнес-консультантом Ицхак Кальдерон Адизесом. Теория рассматривается в рамках менеджмента и подразумевает прохождение предприятием определенных этапов развития.
Таким образом, очевидно, что теория жизненного цикла успешно применяется на практике руководителями, позволяя им принимать рациональные управленческие решения. И в будущем можно ожидать появление новых моделей эволюции организации, еще более глубоко рассматривающих предпосылки развития организации и учитывающих самые различные аспекты ее жизнедеятельности.
Глава 2. Исследование влияния жизненного цикла на управление ПАО «Красный Октябрь»
2.1. Экономико-организационная характеристика организации
Полное наименование компании: ПАО Московская кондитерская фабрика «Красный Октябрь». Сокращенное наименование: ПАО «Красный Октябрь»
Характеристика компании [23].
Основателем шоколадной фабрики является Фердинанд Теодор фон Эйнем. От маленькой фабрики по производству сахара, созданной в 1850 году был пройден путь до воссоздания целого открытого акционерного общества с названием «Красный Октябрь».
В совет директоров ПАО «Красный Октябрь» входят профессионалы в области кондитерского производства, фондового рынка, финансов и управления.
ПАО «Красный Октябрь» является одним из крупнейших производителей кондитерской продукции в России, который обладает мощностями для производства более 60 тыс. продукции. Шоколадная фабрика производит конфеты, карамель, шоколад, ирис, какао - порошок, орешки, а также различные шоколадные полуфабрикаты. Фабрика в своем производстве использует только натуральные ингредиенты, исключая синтетические консерванты и различные заменители. Основные сырьевые направляющие: какао – бобы, орехи, упаковочный материал, сахар. МКФ «Красный Октябрь» имеет 5 основных производственных цехов, а именно конфетный, шоколадный, карамельный, розничный, цех по производству начинки. Функционирование карамельного цеха: в наличии 6 механизированных, поточных линий, которые производят карамель с начинкой методом штампования, а также 2 линии по производству карамели методом резки. Функционирование конфетного цеха: в наличии 3 механизированные поточные линии. Функционирование шоколадного цеха: шоколадный цех производит шоколадные глазированные конфеты, какао – порошок и плиточный шоколад. Также здесь производятся различного вида заготовки, например, начинки, ореховые и шоколадные заготовки, шоколадные полуфабрикаты, шоколадная глазурь. Что касается розничного цеха, здесь происходит производство мелкосерийной продукции и штучной, ручной труд преобладает над механизированным трудом.
2.2. Анализ результатов деятельности ПАО «Красный Октябрь»
Общие тенденции развития кондитерской отрасли в отчетном году руководство ПАО «Красный Октябрь» оценивает как оптимистичные, поскольку в 2018 году прирост объемов производства кондитерской продукции составил 3,7% (источник данных – комитет по статистике РФ, АСКОНД).
Обществом была закреплена тенденция роста объемов производства и продаж, сложившаяся в 2016 и 2017 годах: так, прирост производства кондитерских изделий за отчетный период к объему производства в 2017 году составил 5,2%, что превышает отраслевой показатель.
Руководство оценивает долю Общества на рынке сахаристых кондитерских изделий Российской Федерации в 3,4-3,5%, а в целом по кондитерским изделиям – 1,60% - 1,65% (в натуральном выражении).
В 2018 году на общие результаты кондитерской отрасли РФ и на результаты Общества наиболее существенное влияние оказывали следующие разнонаправленные факторы экономического характера:
- сохранение нулевых ввозных таможенных пошлин на импортируемые продукты переработки какао бобов – какао- масло и какао-пасту (какао тёртое);
- относительно стабильные, с незначительными колебаниями в течение года, курсы основных мировых валют;
- относительно стабильные цены на импортное сырье (какао бобы и какао продукты), перемежающиеся с их всплесками в отдельные периоды;
- некоторое снизижение среднегодового уровня цен на отдельные виды отечественного сырья - сахар, молоко сухое, молоко сгущенное с сахаром, патока;
- увеличение темпов инфляции в Российской Федерации.
По мнению органов управления ПАО «Красный Октябрь», тенденции развития ПАО «Красный Октябрь» в целом соответствуют общеотраслевым. Основным положительным фактом является то, что Обществу в течение последних лет удается прирастать в объемах производства и продаж по таким ключевым группам продукции как «шоколад» и «конфеты в коробках». Прирост к 2018 г. по этим продуктам составил соответственно +12% и +5%.
Таблица 1
Значения деятельности ПАО «Красный Октябрь» на период 2017- 2018 гг.
Наименование показателя |
2017 г. |
2018 г. |
Абсолютное отклонение, (+/-) |
Темп роста, % |
Выручка |
12 414 462 |
12 717 058 |
302 596 |
102,44 |
Себестоимость продаж |
10 252 238 |
10 801 218 |
548 980 |
105,35 |
Валовая прибыль (убыток) |
2 162 224 |
1 915 840 |
-246 384 |
88,61 |
Коммерческие расходы |
256 883 |
250 989 |
-5 894 |
97,71 |
Управленческие расходы |
407 526 |
423 828 |
16 302 |
104,00 |
Прибыль (убыток) от продаж |
1 497 815 |
1 241 023 |
-256 792 |
82,86 |
Доходы от участия в других организациях |
5 |
5 |
0 |
100,00 |
Проценты к получению |
95 145 |
90 268 |
-4 877 |
94,87 |
Проценты к уплате |
68 611 |
-68 611 |
0,00 |
|
Прочие доходы |
1 064 916 |
1 244 308 |
179 392 |
116,85 |
Прочие расходы |
1 121 469 |
1 288 211 |
166 742 |
114,87 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
1 467 801 |
1 287 393 |
-180 408 |
87,71 |
Текущий налог на прибыль |
273 710 |
247 779 |
-25 931 |
90,53 |
Чистая прибыль (убыток) |
1 200 477 |
1 042 029 |
-158 448 |
86,80 |
Источник: рассчитано на основе данных [23].
Все вышеизложенные факторы не позволили Обществу обеспечить прирост чистой прибыли, но удалось избежать критического падения её величины. Так чистая прибыль в 2018 году составила 1042,0 млн.руб. против 1200,5 млн.руб. в 2017 г.
За 2018 год прирост объема производства эмитента в натуральном выражении составил +5,2%. Прирост производства и продаж произошел за счет увеличения по группам «весовые конфеты» (+9%) и «мармелад» (пятикратный рост). Динамика производства эмитента за отчетный период заметно выше показателя по отрасли в целом.
Текущий план включает в себя достижение следующих финансово-экономических показателей. Приоритетные направления деятельности Общества:план уровня доходности; сохранение и по возможности увеличение доли продукции общества на рынке РФ; повышение экспортного потенциала общества и увеличение объема поставок продукции на экспорт.
В планах деятельности ПАО «Красный Октябрь» предусмотрено: выпуск ряда новинок в различных ценовых сегментах рынка, в значительной степени в эконом-сегменте, в том числе возобновление производства старых известных «советских» брендов, выполнение мероприятий, направленных на минимизацию непроизводительных затрат и потерь, в том числе за счет оптимизации производственных и логистических процессов, оптимизации затрат на управление и т.п. Это, в конечном итоге, должно положительно повлиять на сохранение ПАО «Красный Октябрь» доли рынка РФ и обеспечение маржинальной доходности, позволяющей выдержать на необходимом уровне показатели ликвидности и финансовой устойчивости.
2.3. Влияние стадии жизненного цикла предприятия на управление
Выделим основные внешние факторы в Таблицу 2, которые применимы к рассматриваемой конфетной фабрике «Красный Октябрь». Из истории становления шоколадной фабрики известно, что в 1988 году «Красный Октябрь» преодолевал четырехлетний период кризиса, что повлекло за собой спад производства и сбыта продукции в связи с тем, что конкуренты предлагали более выгодные условия взаимодействия.
Таблица 2
Основные внешние факторы ПАО «Красный Октябрь»
Фактор |
Возможности |
Угрозы |
Экономические факторы |
Снижающаяся налоговая ставка позволяет использовать освобождающуюся прибыль. |
Высокий уровень инфляции, нестабильный курс валюты для закупки сырьевой базы, спад уровня жизни населения. |
Научно – технические факторы |
Внедрение современных инновационных технологий в кондитерской области. |
Рост стоимости кондитерского сырья и комплектующего. |
Политические факторы |
Меры по изучению изменений в законодательстве РФ в данной пищевой отрасли. |
|
Конкуренция |
Рост конкурентов. |
Потеря клиентов. |
Социальные факторы |
Внедрение специальной кондитерской диетической продукции. |
Повышение требований к предприятиям в сфере производства пищевой продукции. |
Сбытовой фактор |
Преимущественная работа с посредниками с высокой репутацией. |
Процент невыполнения и перебоев в поставках. |