Файл: Понятие государственной собственности».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В развитие указанных нормативных актов Правительством РФ утверждено большое количество постановлений, касающихся передачи конкретных объектов в государственную собственность субъектов РФ (например, Постановление Правительства Пермского края от 15.12.2006 N 88-п "Об утверждении положения об агенстве по управлению имуществом Пермского края" в ред. от 25.06.2008г.[13], Устав Пермского края от 27.04.2007 N 32-ПК в ред. от 29.06.2010г.[14] и другие аналогичные постановления).

Важно подчеркнуть, что государство является специфическим субъектом гражданского права. Его особое положение обусловлено наличием двух моментов: равные начала участия в гражданских правоотношениях наряду с другими субъектами - гражданами и юридическими лицами - и использование властных полномочий для организации гражданского оборота.

Особенность государства как участника гражданских правоотношений заключается в том, что оно является носителем политической власти и суверенитета и поэтому может в нормативном порядке определять характер и порядок участия субъектов права в гражданских правоотношениях. Однако в гражданских правоотношениях государство не пользуется властными полномочиями: оно выступает на равных началах со своими контрагентами. Государство выступает в гражданских правоотношениях через свои органы: Федеральное собрание, Президента РФ, федеральные органы исполнительной власти (министерства, федеральные службы и агентства).

Российская Федерация может быть субъектом наследственных правоотношений. В частности она наследует выморочное имущество, т.е. имущество, у которого нет наследников или же наследники отказались от принятия наследства. Российская федерация может также выступать во внешнем обороте, заключая любые гражданско-правовые договоры с иностранными контрагентами. Наиболее распространенными являются договоры займа, а также предоставление кредитов. Такие договоры заключаются от имени правительства РФ. В отдельных случаях внешнеторговые сделки заключаются российскими торговыми представительствами, однако ответственность по ним несет государство[15].

В качестве субъектов гражданских правоотношений как уже упоминалось выше также выступают субъекты Российской Федерации: Республики, края, области, автономная область, автономные округа, города федерального значения. От имени субъектов РФ в гражданских правоотношениях могут выступать законодательные собрания, областные думы, президенты, правительства и т.д. Субъекты федерации осуществляют права собственности на имущество, являющееся собственностью этих субъектов. Субъекты РФ могут выступать государственными заказчиками в отношениях по поставке товаров для государственных нужд. Возможно их участие и в других договорных правоотношениях при условии, что они не выходят за рамки своей правоспособности[16].


Деление публичной собственности на государственную и муниципальную было установлено еще Законом РСФСР "О собственности в РСФСР". Разграничение собственности на государственную и муниципальную до сих пор вызывает много проблем. Объясняется это, прежде всего, единым публично-правовым статусом субъектов государственной и муниципальной собственности: наличием у них особых властных полномочий, позволяющих принимать нормативные акты, которые регламентируют порядок осуществления принадлежащего им права собственности, а также осуществлением своих прав собственности в публичных (общественных) интересах и отсутствием должной нормативной базы, регулирующей данные отношения. Проблема разделения государственной собственности разрешена в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" от 25.02.98.[17] Пункт 3 Постановления предусматривает, что субъектами права федеральной, государственной и муниципальной собственности являются Российская Федерация, соответствующие субъекты Российской Федерации, муниципальные образования на переданное в их собственность имущество в порядке, установленном постановлением Верховного Совета Российской Федерации. Таким образом, арбитражные суды получили официальные рекомендации Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при решении вопросов об уровне собственности применять напрямую постановление ВС РФ от 27.12.91.

Применяя на практике постановление ВС РФ от 27.12.91[18], нельзя не отметить определенные сложности, связанные с толкованием его отдельных положений. Определенные сложности, в том числе и для арбитражных судов, вызывает вопрос принадлежности собственности к бывшему ведомственному жилому фонду предприятий, оставленному на балансе при приватизации. В заключение необходимо признать, что проблема разграничения публичной собственности может быть разрешена в будущем двумя способами:

- совершенствованием нормативной базы (необходимо, в частности, принятие федерального закона, предусмотренного ст. 214 п. 5 ГК РФ) [19];

- совершенствованием судебной практики посредством достижения ее единообразия и точного соответствия законодательству[20].

Согласно п. 1 ст. 61 Закона об общих принципах организации местного самоуправления субъекты РФ обязаны передавать в собственность муниципальных образований объекты, необходимые для решения вопросов местного значения, в соответствии с разграничением полномочий между субъектами РФ и муниципальными образованиями, а также между муниципальными образованиями. Напротив, передача объектов (имущества), относящихся к муниципальной собственности, в государственную собственность субъектов РФ или федеральную собственность может осуществляться только с согласия органов местного самоуправления либо по решению суда (п.1 Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации")[21].


Среди различных оснований возникновения права государственной собственности необходимо выделить общегражданские и специальные способы приобретения государственной собственности. К первой группе способов относятся основания, по которым собственником может стать не только государство, но и любой другой субъект гражданского права. Вторую группу составляют основания, по которым только государство может стать собственником соответствующего имущества.

Специальные способы приобретения права государственной собственности: национализация, реквизиция, конфискация, иные случаи принудительного изъятия государством имущества из частного владения; налоги и иные обязательные платежи (пошлины, сборы и т.д.), переход по наследству выморочного имущества.

Национализация - данный термин был введен в гражданское законодательство только недавно. Статья 235 ГК РФ определила национализацию как "обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, с возмещением стоимости этого имущества и других убытков в порядке, установленном ст. 306 ГК РФ"[22].

Национализация представляет собой законный государственно-властный акт, состоящий в принудительном прекращении права частной собственности на определенные имущественные комплексы и (или) права частного участия в делах и капиталах организации и возникновении права собственности на это имущество (право участия в делах и капиталах) у государства с целью обеспечения государством функциональности соответствующего вектора экономической системы в экстремальных условиях (революции, войны, кризиса и т.п.). Она проводится с выплатой бывшим собственникам определенной компенсации[23].

Статья 306 ГК РФ определяет общее правило о последствиях прекращения права собственности в силу закона. В ней установлено, что в случае принятия Российской Федерацией закона, прекращающего право собственности, убытки, причиненные собственнику в результате принятия этого акта, в том числе стоимость имущества, возмещаются государством. Сам закон о национализации не может быть оспорен в суде в порядке гражданского судопроизводства. Однако споры о возмещении убытков, причиненных в результате национализации, разрешаются судом.[24]

Это можно рассмотреть на примере судебной практики[25].

Реквизиция (ст. 242 ГК РФ) является принудительным изъятием имущества у собственника в государственных, общественных интересах с возмещением ему стоимости реквизированного имущества, осуществляемым при обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер. Проблему трактования реквизиции можно рассмотреть на примере судебной практики[26].


Под конфискацией (ст. 243 ГК РФ) понимается принудительное безвозмездное изъятие имущества в собственность государства в качестве санкции за правонарушение. Конфискация - карательная мера, применяемая в случаях, предусмотренных законом. Решение о конфискации выносится судом. Конфискация может проводиться в административном порядке. Решение о конфискации, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд, рассмотрим данный акт на примере судебной практики[27].

К иным случаям принудительного изъятия имущества из частной собственности относятся:

- обращение взыскания на собственность должника по его обязательствам, которое производится при наличии решения суда (ст. 237 ГК РФ) и осуществляется по правилам исполнительного производства;

- отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка (ст. 239 ГК РФ), которое производится за плату, определяемую при возникновении спора судом;

- выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей и домашних животных (ст. 240, 241 ГК РФ) с возмещением их стоимости[28].

Возникновение права собственности на основании уплаты налогов и иных обязательных платежей характеризуется тем, что для его возникновения необходимо действие обязанных лиц во исполнение предписаний налогового законодательства об изъятии средств отдельных собственников для общегосударственных нужд.

В случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным.

Порядок наследования и учета выморочного имущества, а также порядок передачи его в собственность субъекта Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется, как следует из п. 3 ст. 1151 ГК РФ, соответствующим законом[29].

Статья 72 Конституции РФ[30] предусматривает возможность нахождения в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов вопросов владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами. Совместное ведение вопросами собственности в отношении указанных объектов означает прежде всего решение на основе договора вопросов отнесения государственного имущества к федеральной собственности либо к собственности субъектов РФ, но не предполагает установления общей совместной собственности субъектов РФ, на территории которых расположены данные объекты, и Российской Федерации в целом. Как собственники принадлежащего им имущества, Российская Федерация и ее субъекты независимы и не отвечают по обязательствам друг друга[31].


Управление государственной собственностью и реализация правомочий собственника осуществляются через систему государственных органов юридическими и физическими лицами, которые можно объединить в две группы.

К первой группе относятся органы государственной власти, наделенные общей или специальной правоспособностью. В рамках компетенции, установленной нормативными актами, определяющими их правовой статус, органы государственной власти от имени Российской Федерации либо субъектов РФ осуществляют правомочия собственника. Вторую группу составляют государственные органы, а также юридические лица и граждане, которые выполняют возложенные на них функции в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ по их специальному поручению и от их имени.

Систему государственных органов, осуществляющих правомочия собственников государственного имущества соответственно от имени Российской Федерации, субъектов РФ в пределах предоставленных им правомочий, определяемых в законодательном порядке, возглавляют высшие органы государственной власти (Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации).

Особое место в системе государственных органов занимает Федеральное казначейство Российской Федерации. Его деятельность по осуществлению правомочий собственника регулируется Постановлением Правительства РФ "О Федеральном казначействе "[32].

Федеральное казначейство РФ по поручениям Правительства и министра финансов осуществляет операции со средствами федерального бюджета, осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета, составляет и представляет в Министерство финансов Российской Федерации оперативную информацию и отчетность об исполнении федерального бюджета, отчетность об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации и т.д.

В системе органов управления государственным имуществом важное место принадлежит также Счетной палате. Соответствующими органами, осуществляющими правомочия собственника, действующими на постоянной основе, представлена и система органов субъектов РФ.

Как уже было сказано ранее, вступление государства в гражданские правоотношения возможно с помощью государственных органов, юридических и физических лиц, выполняющих специальные поручения по осуществлению правомочий собственника от имени государства.