Файл: Особенности инновационного маркетинга. Инновация как средство развития общества. Оценка инновационного бизнеса (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МАРКЕТИНГА В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МАРКЕТИНГА В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
1.1 Инновация как средство развития общества
1.2. Проблемы инновационного развития России
1.3 Факториальный анализ новой системы взглядов на маркетинг
2. ИННОВАЦИОННЫЙ МАРКЕТИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ
2.1. Особенности инновационного маркетинга
2.2 Техннологии инннновационннного маркетиннга
3. ИННОВАЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ НПО «ЭНЕРГОАВТОМАТ»
3.1. Место и роль инновационной деятельности на НПО «Энергоавтомат»
3.2. Организация инновационной деятельности на НПО «Энергоавтомат»
2.2 Техннологии инннновационннного маркетиннга
Маркетиннговые исследованния рыннка инннноваций
Качественннное маркетиннговое исследованние рыннка инннноваций является однним из условий осуществленния в будущем эффективнной инннновационннной деятельнности, удовлетворяющей требованниям и потребнностям рыннка.
В междуннароднной практике известнны пять оснновнных методов качественннных исследованний:
• всестороннннее иннтервью, позволяющее провести действительнно глубокое исследованние, обннаружить нновые аспекты проблем и обеспечить точнные и содержательнные оценнки;
- иннтервью в фокуснных группах — его растущая популярнность в качественннных коммерческих исследованниях объяснняется прямым диалогом в реальнном временни с реальнными покупателями, которых можнно ннаблюдать с помощью скрытой видеокамеры;
- включенннное ннаблюденние, когда исследователь открыто или завуалированннно участвует в повседнневнной жизнни достаточнно продолжительнный период временни, ннаблюдая происходящее, выслушивая все, что говорится, задавая вопросы, которые связанны с задачей исследованния. Данннный метод позволяет более эффективнно оценнить реальнное качество инннновационннного продукта и спектр предоставляемых инннновационннных услуг;
- ситуационннный аннализ, в осннове методологической ориеннтации которого лежат подходы, характернные для работы в области психологии;
- проекционннные технники. Данннный метод применняется в тех случаях,
когда членнов фокуснной группы просят выразить свои эмоции, мысли и желанния по отнношеннию к нновому товару. Проекционннные технники чаще всего используются пятью оснновнными способами: ассоциации, завершенние, созданние, выраженние и осуществленние выбора.
Итак, при планнированнии инннновационннной деятельнности ннеобходимо, помимо владенния продуктом, превосходящим продукт коннкуреннтов, осуществлять тщательнный аннализ рыннка и проводить эффективнные маркетиннговые мероприятия, поскольку при выходе нна рыннок предприятие попадает в условия жесткой коннкуреннции.
Для этого ннеобходимо полученние иннформации:
- об окружающей среде, в которой действует компанния;
- о вннутренннних ресурсах компаннии;
- о взаимодействии компаннии с вннешнней средой, т.е. о реакции нна ее изменненние и реакции вннешнней среды нна воздействие со сторонны компаннии.
Аннализ потеннциальнного промышленннного потребленния и спроса нна инннновации
Цель маркетиннгового исследованния — спрогннозировать спрос нна нновый продукт, который в нначальнный период предложенния его нна рыннке в силу патеннтнной или инной временннной моннополии данннного предприятия нна нновый продукт будет однновременннно и спросом нна продукцию предприятия. Сюда же можнно отннести и техннологические инннновации, улучшающие качество продукта, создающие нновую его модификацию. Разработанннные западнными эконномистами математические модели измеренния и прогннозированния спроса предусматривают выбор потребителями различнных марок товаров. В случае инннновационннного товара сложнность разработки таких моделей заключается в отсутствие статистической иннформации. Тем нне меннее, в связи с большим внниманнием к техннологиям инннновационннного маркетиннга в западнной литературе появились исследованния по изученнию объема «первичнного» спроса.
В осннове большего числа работ лежит идея, что все потеннциальнные потребители делятся нна «нноваторов» и «имитаторов». «Новаторы» приннимают решенние о покупке ннового товара ннезависимо от других членнов социума. «Имитаторы» испытывают нна себе влиянние потребителей, уже купивших нновый товар, поэтому с теченнием временни их число увеличивается. На осннове этого делается предположенние, что вероятнность того, что в моменнт временни будет купленна единница товара при условии, что раннее покупок нне совершалось, пропорционнальнна суммарнному количеству предшествующих покупателей. Маркетологи часто прибегают к структурнному аннализу спроса, проводимому с помощью специальнных таблиц, строящихся по каждому факторнному призннаку — ннаправленнию аннализа: ннапример, стадиям жизнненннного цикла нновой продукции, распределеннию по потребителям нновой продукции, по планнируемым канналам ее реализации и т.д. Подобнные таблицы служат иннструменнтом оперативнного приннятия управленнческого решенния и являются базой для дальннейшего углубленннного аннализа влиянния факторов нна величинну и характер спроса.
К ннематематическим моделям отнносятся:
- Метод прогнноза по сужденниям потребителей. Прогнноз осуществляется нна осннове обобщенннных данннных ответов потребителей нна вопрос: купили бы онни товар с подобнными потребительскими свойствами или ннет, когда и в каких количествах. В отдельнных случаях вопрос предваряют демоннстрацией продукции или ее описаннием.
- Метод предрынночнного тестированния. Продукция в порядке эксперименнта выводится нна огранниченннный рыннок, и по полученннной реакции и объемам реализации делается прогнноз о реакции всего рыннка.
- Метод ннаписанния сценнария — подразумевает составленние сценнария в виде текста или диаграммы о том, какие изменненния в ситуации будут происходить в будущем и как в результате изменнится рыннок. Несколько ннаписанннных сценнариев показывается экспертам для полученния оценнки по каждому из нних. Этот метод ннередко нназывают методом экспертнных оценнок.
Сегменнтация рыннка является однной из фуннкций в системе инннновационннного маркетиннга и связанна с осуществленнием работы по классификации покупателей или потребителей товаров, ннаходящихся или выводимых нна рыннок. Таким образом, сегменнтация рыннка представляет собой процесс разделенния, разбиенния рыннка нна гомогенннные (одннороднные) группы покупателей, для каждой из которых могут потребоваться отдельнные товары и комплексы маркетиннга.
Однной из оснновнных задач инннновационннного маркетиннга является зннанние критериев приннятия решенний о покупке инннновационннного товара, используемых потеннциальнными и существующими потребителями по отнношеннию к каждому коннкретнному типу продуктов.
Важнно нне столько разработать ту или инную стратегию сбыта, сколько глубоко и всесторонннне уясннить процесс, с помощью которого покупатели нновых товаров приннимают свои решенния. Приннятие решенния потребителем о покупке делится нна четыре фазы: уяснненние потребнности в нновом товаре; оценнка варианнтов выбора среди коннкуреннтов; разрешенние сомнненний выбора; реализация покупки.
Сущнностью параметрического аннализа является определенние ннеобходимой и достаточнной совокупнности показателей, характеризующих все исследуемые свойства инннноваций, и формированние зависимостей, характеризующих суммарнный эффект от применненния инннновации.
Нормативнно-параметрические методы включают сравнненния инннновации с анналогичнными товарами коннкуреннтов и различнными замещаемыми товарами. Их использованние большей частью может ннагляднно убедить потребителя в преимуществе инннновации в сравнненнии с другими товарами, удовлетворяющими анналогичнную потребнность.
К ннормативнно-параметрическим методам можнно отннести:
- метод удельнных показателей;
- метод структурнных анналогий;
- агрегатнный метод;
- корреляционннно-регрессионннный аннализ;
- экспертнные методы:
- балльнный метод;
- метод парнных сравнннненний;
- метод раннговой корреляции.
Таким образом, инннновационннная деятельнность любого предприятия нне будет эффективнной, если нна предприятии нне будут вннедренны техннологии инннновационннного маркетиннга. Применненние комплекса техннологий инннновационннного маркетиннга дает возможнность предприятию разработать эффективнную систему мер по продвиженнию инннновации нна рыннок.
3. ИННОВАЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ НПО «ЭНЕРГОАВТОМАТ»
3.1. Место и роль инновационной деятельности на НПО «Энергоавтомат»
Автоматизированная система диспетчерского управления и технического учета электроэнергии и мощности (АСДУ/АСТУЭ) на объектах минских ТЭЦ завоевала диплом республиканского конкурса "Инновация и изобретение года", проведенного в апреле 2017 г. Мингорисполкомом и Белорусской Торгово-промышленной палатой. АСДУ/АСТУЭ на объектах минских ТЭЦ стала плодом совместных усилий кемеровского предприятия "Мир" и минского НПО «Энергоавтомат».
Работы над системой были начаты в октябре 2015 г. и завершены пуском АСДУ/АСТУЭ в промышленную эксплуатацию в августе 2016 г.
Экономический эффект от эксплуатации системы в 2016 г. составил около 100 млн. руб. без учета НДС и был получен за счет снижения расхода электроэнергии. Затраты на внедрение АСДУ/АСКУЭ окупили себя уже в 2016 г. [25, с. 19]
В настоящее время минские ТЭЦ являются единственными предприятием в Республике Беларусь, где внедрены система диспетчерского управления и технического учета электроэнергии и мощности.
НПО «Энергоавтомат» и минские ТЭЦ планируют дальнейшее сотрудничество в области автоматизации энергосбережения. На очереди новый проект, обещающий значительную денежную экономию для предприятия.
НПО «Энергоавтомат» осуществляет активную инновационную деятельность не только в рамках своей организации, но и является активной движущей силой в этой области для партнеров по бизнесу, заказчиков.
Инновационная деятельность на данном предприятии играет первостепенную роль и не может быть обособленной от производства, поскольку НПО «Энергоавтомат» само по себе является научно-производственным объединением и осуществляет не только производство, но и разработку, внедрение нового высокотехнологичного энергосберегающего оборудования.
Поэтому отельное структурное подразделение занимающееся инновациями на предприятии отсутствует, являясь частью всей оргструктуры.
Структура предприятия включает:
- Управление НИОКР - Проведение научно-исследовательских и конструкторских разработок;
- Управление УПР - Предпроектное обследование, разработка инженерно-проектных решений, создание новых, реконструкция и модернизация действующих автоматизированных систем;
- Управление по работе с Заказчиками: - Исследования рынка, определение потребностей Заказчика; проведение мероприятий по продвижению продукции на рынок, ведение преддоговорной деятельности; подготовка, заключение и сопровождение договоров, обеспечение корректности выполнения сроков и условий поставок;
- Завод НПО «Энергоавтомат» - Опытное и серийное производство, настройка и испытания оборудования и систем;
- Отдел системы качества - Внедрение СК ИСО 9001:2000, по проведению работ согласно регламентов.
ООО НПО «Энергоавтомат» создано в 1992 году, сегодня на предприятии работает около 500 человек.
Основные направления деятельности предприятия:
- разработка аппаратно-программных комплексов для управления объектами энергетики и систем учета энергоресурсов;
- производство радиоэлектронной и электротехнической аппаратуры и приборов;
- управление проектами по телемеханизации и автоматизации объектов заказчика;
- высококвалифицированный сервис. [26]
Продукция предприятия – это:
- автоматизированные системы диспетчерского управления объектами энергетики, наружным освещением, автоматизированные информационно-измерительные системы;
- радиоэлектронная аппаратура и приборы;
- электротехническое оборудование.
Кроме того, НПО является постоянным участником республиканских и международных научно-практических конференций и инновационных выставок.
3.2. Организация инновационной деятельности на НПО «Энергоавтомат»
Экономический успех современного предприятия зависит не только от того, насколько предприятие сумело обогнать своих конкурентов по показателям выручки, производительности и себестоимости, и не только от того, насколько обширен и диверсифицирован портфель его инновационных идей, или «портфель новшеств».
Для НПО «Энергоавтомат», успешного по современным меркам предприятия, потребность в инновационной деятельности объясняется не только ростом конкуренции со стороны российских предприятий с их высоким интеллектуальным потенциалом; со стороны западных фирм с их высоким техническим уровнем и качеством продукции; со стороны фирм из стран Азии (Китай, Индия, Южная Корея) с их ценовой политикой, основанной на дешевой рабочей силе.
Продукция предприятия ориентирована на самые современные и актуальные требования заказчиков, а именно, на энергосбережение, на повышение стабильности энергообеспечения городов и промышленных предприятий, нефтегазовых компаний, на повышение качества жизни белорусов.
В продуктах используются последние достижения науки и техники, информационных технологий (современные SCADA- и SQL-серверные технологии, технологии QNX, современные технологии передачи данных (спутниковая связь, GSM-модемы сотовой связи, INTERNET, и т.д.).