Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы анализа внешней и внутренней среды организации
1.1. Сущность внешней среды организации и методы ее анализа
1.2. Характеристика внутренней среды организации
Глава 2. Анализ внешней и внутренней среды АО «ТМЗ им. В. В. Воровского»
2.1. Краткая характеристика предприятия
2.2. Анализ внешней и внутренней среды предприятия
2.3. Анализ стратегических зон хозяйствования
АО «Тихорецкий Машиностроительный Завод им. В.В. Воровского» сегодня — одно из ведущих предприятий России по выпуску путевой техники. Около полувека здесь производятся путевые машины для текущего ремонта и
содержания железнодорожного пути, ремонта, строительства и производства восстановительных работ на контактной сети электрифицированных железных дорог. Бесценный опыт, накопленный более чем за 100 лет существования предприятия, помогает идти вперед не останавливаться в развитии и активно участвовать в общем подъеме российской тяжелой промышленности. В числе основополагающих принципов «Тихорецкого машиностроительного завода» - использование современных технологий, высокая культура производства, отличное качество работ, выполнение заказов в установленные сроки и разумная ценовая политика.
АО «ТМЗ им. В.В. Воровского» является членом НП «Объединение производителей железнодорожного транспорта».
Основной потребитель: ДЗО ПАО «РЖД» 99,2% от общего объема выпуска товарной продукции, ПАО «РЖД» и прочие организации 0,8%. В структуре выпуска продукции в 2015 г. основную долю составляет машиностроение путевой техники для железных дорог - филиалов ПАО «РЖД» - 91% и продукция капитального ремонта, модернизация и производство запчастей менее 10%.
АО «ТМЗ им. В. В. Воровского» является одним из заводов Группы РПМ,
поэтому так или иначе миссия Общества подчинена общей миссии Группы РПМ. Миссия Группы РПМ звучит так: «Группа РПМ — ведущий российский производитель путевых машин и технологий, мы работаем для того, чтобы наш стратегический партнер — ПАО «РЖД» — успешно и безопасно интегрировал экономическое пространство России в мировую систему перемещения людей, товаров и технологий. Мы становимся заметным игроком глобального рынка, предлагая нашим клиентам эффективные и надежные технические и технологические решения. Мы производим и обслуживаем «русские» путевые машины, создаваемые на базе передовых инженерных разработок, в необходимых случаях выстраивая производственную кооперацию с мировыми лидерами путевого
машиностроения» [34].
Рисунок 1 - Структура объемов производства
АО «ТМЗ им. В. В. Воровского» за 2015 год[35]
Цели предприятия представлены на рис. 2.
Рис.2. Иерархия целей АО «ТМЗ им. В. В. Воровского»
2.2. Анализ внешней и внутренней среды предприятия
Один из основных инструментов менеджмента - системный подход - предписывает истоки проблем, возникающих в работе организации, искать в первую очередь за ее пределами, во внешней среде. И действительно, многие «внутренние» проблемы наших предприятий вызываются «внешними» причинами - несовершенством законодательства, противоречивостью макроэкономических процессов, ненадежностью партнеров, недоверчивостью клиентов, агрессивностью конкурентов. Значимость внешней среды для предприятия невозможно переоценить. Именно она заставляет искать свою «нишу» в рыночном пространстве, определяет стратегию и тактику, внутреннюю структуру предприятия, направления его развития.
Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов,
экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности. Внешняя среда зависит от внешних и внутренних факторов влияния. Внешние факторы влияния - условия, которые организация не может изменить, но должна постоянно учитывать в своей работе профсоюзы, правительство, экономические условия. Если говорить о числе внешних факторов, на которые организация вынуждена реагировать, то если на нее давят государственные постановления, частое перезаключение договоров с профсоюзами, несколько заинтересованных групп влияния, многочисленные конкуренты и ускоренные технологические изменения, можно утверждать, что эта организация находится в более сложном окружении, чем, положим, организация, озабоченная действиями всего нескольких поставщиков, нескольких конкурентов, при отсутствии профсоюзов и замедленном изменении технологий. Подобным образом, когда речь идет о разнообразии факторов, организация, использующая всего несколько исходных материалов, нескольких специалистов и ведущая дела всего с несколькими фирмами своей страны, должна считать условия обеспечения менее сложными, чем организация, у которой эти параметры иные.
Анализ внешней среды АО «ТМЗ им. В. В. Воровского» представлен в табл. 1.
Таблица 1
Анализ внешней среды АО «ТМЗ им. В. В. Воровского»
Возможности |
Угрозы |
|
Экономические |
Падение рубля Рост инфляции, цен на сырье и материалы Экономические кризисы |
Продолжение таблицы 1
1 |
2 |
3 |
Политические |
Стабильность политического строя. Направленность на внутренние ресурсы страны |
Санкции США и Евросоюза |
Рыночные факторы |
Вхождение в структуру ПАО «РЖД» Вхождение в группу «РПМ» |
Зависимость от единственного потребителя |
Конкурентные факторы |
Оптимальное соотношение |
Конкуренты обладают новым оборудованием, передовыми технологиями |
Социальные факторы |
Рынок труда позволяет |
Молодежь не стремится работать на производстве |
Технологические |
Использование передовых |
Медленное реагирование на |
Международные |
Сотрудничество с иностранными компаниями могло бы стать взаимовыгодным |
Сложности в технологических различиях. Политическая нестабильность в странах. |
Таблица 2
Результаты анализа внешней среды по неотвратимости воздействия
Возможности |
Угрозы |
Рыночные факторы |
Экономические факторы |
Внутренняя среда организации - это ситуационные факторы внутри
организации. Менеджер формирует и изменяет, когда это необходимо, внутреннюю среду организации, представляющую собой органичное сочетание ее внутренних переменных. Но для этого он должен уметь выделять и знать их. Внутренние переменные - это ситуационные факторы внутри организации. Поскольку организации представляют собой созданные людьми системы, то внутренние переменные в основном являются результатом управленческих решений. Это, однако, вовсе не означает, что все внутренние переменные полностью контролируются руководством. Часто внутренний фактор есть нечто «данное», что руководство должно преодолеть в своей работе. Управленческий механизм ориентирован на достижение оптимального взаимодействия всех уровней управления и функциональных областей управления для наиболее эффективного достижения намеченных целей. Основные переменные в самой организации, которые требуют внимания руководства, это цели, структура, задачи, технология и люди.
Анализ внутренней среды представлен в таблице 3.
Таблица 3
Анализ внутренней среды организации
АО «ТМЗ им. В. В. Воровского»
Сила |
Слабость |
|
Производство |
Высокое качество продукции Закупка нового модернизированного |
Все еще большая доля технологически устаревшего оборудования |
Финансы |
Отсутствие задолженности по заработной плате и налогам |
Недостаток средств на развитие |
Персонал |
Квалифицированный персонал |
Текучесть кадров |
Имидж и организационная культура |
Положительный имидж у клиентов и Участие коллектива в спортивных и |
|
Маркетинг |
Хорошая репутация у заказчиков Информация о продукции общедоступна в интернете |
Ограниченный ассортимент из-за |
Таблица 4
Результаты анализа внутренней среды по неотвратимости
воздействия
Сила |
Слабость |
Производство Маркетинг Персонал Имидж и организационная культура |
Финансы |
2.3. Анализ стратегических зон хозяйствования
В структуре выпуска продукции в 2015 г. основная доля приходится на
машиностроение - 91,3%. Динамика объемов выпуска продукции за 2014-2015 гг. представлена в таблице 5.
Таблица 5
Объем выпуска продукции в 2014-2015 гг.
Наименование продукции |
2014 год |
2015 год |
% 2015 год к 2014 |
||
Количество |
Сумма, |
Количество |
Сумма, |
||
Продукция для ПАО «РЖД» |
|||||
Машиностроение |
12 |
240 881 |
|||
Модернизация путевой техники |
5 |
61 518 |
|||
Капитальный ремонт путевой |
42 |
251 819 |
1 |
8 130 |
|
Запчасти |
12 495 |
5 619 |
|||
Итого для ПАО «РЖД» |
566 716 |
13 749 |
2,4% |
||
Продукция для ДЗО ПАО «РЖД» |
|||||
Машиностроение |
24 |
454 173 |
74 |
1 631570 |
|
Модернизация путевой техники |
5 |
60 903 |
|||
Капитальный ремонт путевой |
11 |
64 410 |
|||
Запчасти |
9 764 |
15 633 |
|||
Сервисное обслуживание |
23 844 |
||||
Итого для ДЗО ПАО «РЖД» |
487 781 |
1 772 516 |
363,4% |
||
Запчасти |
2 805 |
181 |
|||
Итого для сторонних потребителей |
2 805 |
181 |
6,5% |
||
Итого |
1 057302 |
1 786446 |
169,0% |
Динамика объемов выпуска продукции за 2014-2015 гг. по видам
деятельности представлена в сводной таблице 6.
Таблица 6
Объем выпуска продукции в 2014-2015 гг. по видам деятельности
Наименование продукции |
2014 г. |
2015 г. |
% 2015 к 2014 г. |
||
Кол- |
Сумма, |
Кол- |
Сумма, |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Машиностроение |
36 |
695054 |
4 |
1631570 |
234,7% |
Модернизация путевой техники |
61518 |
60903 |
99% |
Продолжение таблицы 6
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Капитальный ремонт путевой |
2 |
251819 |
2 |
72540 |
28,8% |
Запчасти |
25067 |
21433 |
85,5% |
||
Сервисное обслуживание |
23844 |
||||
Итого |
1 057 302 |
1 786 446 |
169% |
В 2015 г. по сравнению с 2014 г. общий объем производства товарной продукции увеличился на 69%. Динамика изменения по всем видам производимых работ сложилась следующим образом: машиностроение - увеличение на 235%; капитальный ремонт - снижение на 25%; модернизация - на уровне 2014 г.
Практически вся продукция завода потребляется ПАО «РЖД» и его ДЗО. Объем потребления товаров и услуг ПАО «РЖД» в 2015 г. на рынке путевой техники для капитального ремонта и текущего содержания железнодорожного пути и капитального ремонта путевой техники составил 12 637 300 млн. руб..
Расчет емкости рынка приведен в таблице 7.
Таблица 7
Расчет емкости рынка
Виды производства |
Доля каждого вида деятельности, % |
Сумма по видам деятельности, тыс. руб. |
Машиностроение |
60 |
7 582 380,00 |
Капитальный ремонт |
20 |
2 527 460,00 |
Модернизация |
5 |
631 865,00 |
Запчасти |
15 |
1 895 595,00 |
ИТОГО по РЖД |
12 637 300,00 |