Файл: Система защиты информации в банковских системах (Сущность и особенности информационной системы в банковской деятельности).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 207
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Сущность и особенности ИС в банковской деятельности
1.1 Функциональные задачи и модули банковских информационных систем
1.2 Информационное обеспечение автоматизированных информационных технологий в банке
Глава 2. Особенности информационной безопасности банков
2.1 Безопасность автоматизированных систем обработки информации в банках (АСОИБ)
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время одной из важнейших проблем функционирования банка как такового является проблема его безопасности. Данная проблема очень многообразна, крупнейшими сферами банковской безопасности являются: обеспечение безопасности банковской информации и обеспечение безопасности банка как такового, то есть личной безопасности сотрудников и сохранности материальных и финансовых активов. Именно эту часть проблемы безопасности осуществляет, в первую очередь, служба безопасности банка.
Таким образом, в условиях рыночных отношений в России, в условиях развития первой фазы рынка - периода первоначального накопления капитала, когда яростная конкурентная борьба за выживание, остро ставят вышеперечисленные проблемы безопасности банковской системы, важнейшим элементом банковской безопасности является оберегание, сохранение "банковской тайны". Понятие "банковской тайны" традиционно трактуется в двух основных значениях.
Деятельность банковских учреждений так многообразна, что их действительная сущность оказывается неопределенной. В современном обществе банки занимаются самыми разнообразными видами операций. Они не только организуют денежный оборот и кредитные отношения; через них осуществляется финансирование народного хозяйства, страховые операции, купля-продажа ценных бумаг, а в некоторых случаях посреднические сделки и управление имуществом. Кредитные учреждения выступают в качестве консультантов, участвуют в обсуждении народнохозяйственных программ, ведут статистику, имеют свои подсобные предприятия.
Актуальность исследования заключается в том, что банковская система оказывает существенное значение в жизни граждан страны в целом. Поэтому существует необходимость защиты информационной системы.
Цель курсовой работы: провести исследование развития защиты информационных систем в банковской сфере. В соответствие с поставленной целью в работе должны быть решены следующие задачи:
- исследовать теоретические аспекты развития банковских информационных систем;
- выявить сущность и особенности ИС в банковской деятельности;
- изучить конкурентную систему автоматизации банковской работы;
- определить функциональные задачи и модули банковских информационных систем;
- проанализировать состояние системы защиты информации от утечки
Объектом исследования является информационная система.
Предметом исследования является эффективность защиты информационной системы в работу банковской деятельности.
Методологическую основу данной работы составляют методологический, статистический и аналитические методы.
Информационной базой исследования стали законодательные акты и нормативно-правовая база в области защиты информации, научные и
методические разработки экспертов, первичные документы, а также положения об использовании информации.
Структурно данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Сущность и особенности ИС в банковской деятельности
1.1 Функциональные задачи и модули банковских информационных систем
Банковская информационная система позволяет организовать быстрое и качественное обслуживание клиентов по широкому спектру услуг. Основные функциональные модули системы реализуют: расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц; кредитные, депозитные, валютные операции; любые виды вкладов частных лиц и операции по ним; фондовые операции и расчеты с помощью пластиковых карт.
Немаловажным является то, что БИС последнего поколения основаны на сетевой технологии в архитектуре «клиент-сервер», опираются на единые принципы построения и функционирования. Слабой стороной многих отечественных информационных систем является недостаточная поддержка специфики банковского дела и его моделирования, недостаточное отражение предметной области.
В последнее время стало уделяться больше внимания вопросам финансового анализа и целям управления бизнесом. Слабо развиты пока информационные системы, позволяющие контролировать финансовые риски, управлять ресурсами, анализировать прибыльность операций, например доходность банковской услуги, доходность клиента, доходность подразделения. Развитие банковского бизнеса приводит к необходимости использовать подобные инструменты в повседневной деятельности.
Операционный день банка как программно-технический комплекс автоматизирует наиболее трудоемкие операции банковского учета. Все операции по лицевым счетам клиентов осуществляются по платежным документам, а выписка лицевого счета отражает каждую проводку.
Комплекс реализует фактическое и планируемое движение средств по лицевым счетам (по неоформленным проводкам документов). Документы проходят операции последующего контроля, при совпадении всех параметров составляется опись документов и формируется файл для отправки в расчетно-кассовый центр (РКЦ). Документы, прошедшие через корреспондентский счет, разносятся по счетам.
Движение кассовых документов имеет свои особенности - это связь с другими службами банка. При этом в системе ведется план счетов, каталог лицевых счетов банка, каталог клиентов банка, подводится баланс, выполняются служебные сервисные функции. Комплекс «Операционный день» имеет мультивалютные свойства[1].
Следует помнить, что комплекс по учету деятельности филиалов предназначен для автоматизации рабочих мест в бухгалтерии и других подразделений филиалов. На уровне «банк-филиал» автоматизируются сбор, обработка и анализ информации, полученной от филиалов, расчеты между всеми филиалами. В рамках филиала комплекс включает валютные, рублевые, кассовые операции, рассчитывает с учетом внутренних проводок баланс по филиалу, выполняет расчеты по корреспондентским отношениям.
Договорная подсистема работает с кредитными, депозитными, межбанковскими договорами, осуществляет валютный лизинг. Имеется возможность формировать тексты договоров, заполнять условия договоров по шаблону. Реальное состояние договоров поддерживается ручным и автоматическим режимами идентификации проводок по выдаче и возврату ссуд, гашению процентов и пений. В журнале договоров отражаются данные по текущим, законченным и просроченным договорам.
Программно-технический комплекс-депозитарий реализует следующие функции:
- формирование списка клиентов с определением их типа (инвестор, дилер, эмитент, депозитарий, хранилище);
- ввод типов и выпусков ценных бумаг;
- формирование депозитария, балансовых счетов и счетов депо, состоящих из кода клиента, кода ценной бумаги, кода места хранения;
- выполнение операций с ценными бумагами (прием и снятие с учета, смена владельца и места хранения и др.), подготовка выписок по счетам депо;
- ведение каталогов операций, размещение ценных бумаг, налогов и тарифов, подготовка сводной отчетности[2].
При этом, в качестве системы поддержки торга приведем программно-технологический комплекс «Биржевые операции» , который автоматизирует регистрацию контрактов и заявок на покупку-продажу валюты, контроль и анализ валютных платежей и показателей, статистику торгов валютой, генерирует отчетную документацию.
Комплекс «Операции на рынке ГКО» является самостоятельной системой регистрации. В нем реализуются следующие основные функции: заведение счетов депо для банка дилера, его клиентов, филиалов банка с их реквизитами, типом обслуживания, процентными ставками; учет операций купли-продажи ценных бумаг, перевода на другие счета, начисление комиссий и налогов по операциям с ГКО. А также переоценка портфелей ценных бумаг по результатам торгов, расчет доходов банка и его клиентов; формирование проводок, журнала учета операций, выписок по счетам, сводных отчетов и анализ доходности ценных бумаг по ряду показателей.
Наиболее распространенными подсистемами БИС по обслуживанию клиентов являются: «клиент-банк», «работа с пластиковыми картами», «операции обменного пункта» и др.
Программно-технический комплекс «клиент-банк» фирмы состоит из модулей «банк» и «клиент», которые устанавливаются на коммуникационных ПЭВМ в банке и в организациях клиента.
Более того, клиенту предоставляется возможность проводить стандартные банковские операции, не покидая офиса. Комплекс выполняет операции по отправке и получению платежных документов, получению выписок по счетам, заявок на покупку-продажу валюты, операциям с ценными бумагами и получению справочного материала[3].
Следует отметить, что эффективной формой обслуживания клиентов является использование пластиковых карт. Пластиковые карты по виду обеспечения делятся на дебетные, кредитные, дебетно-кредитные. Наряду с этим существует деление пластиковых карт на основе технической реализации их функций: магнитные карты, лазерные карты, микропроцессорные (smart-карты). Наиболее передовой и дорогой технологией является работа с микропроцессорными картами. Торговые точки оснащаются соответствующими торговыми терминалами.
Составной часть банковских услуг являются банкоматы. Они могут быть расположены как в помещении банка, так и вне банка, могут выдавать наличные деньги, производить перевод денег и другие операции. Использование таких автоматов делает обслуживание клиентов более гибким. Услуги приближаются к клиентам, расширяются временные и пространственные рамки, сокращается персонал.
Комплекс «Обменный пункт» автоматизирует выполнение операций по покупке, продаже валюты, дорожных чеков и других сопутствующих операций (например, неторговых). В рамках этой подсистемы ведется каталог валют, контролируется остаток наличной валюты в кассе, оформляются отчетные документы.
Таким образом, заключительной процедурой операционного дня после сведения остатков по кассе является формирование данных для разноски средств по счетам клиентов. Разноска осуществляется по технологии валютного операционного дня.
1.2 Информационное обеспечение автоматизированных информационных технологий в банке
Проектирование и функционирование АБС основывается на системотехнических принципах, отражающих важнейшие положения методов общей теории систем, системного проектирования, теории информации и других наук, позволяющих обеспечить необходимую надежность эксплуатации, совместимость и взаимодействие информационных систем различных экономических объектов, экономить труд, время, денежные средства на проектирование и внедрение АБС в практику.
Необходимо отметить, что представляет собой информационное обеспечение (ИО) АБС. Оно представляет собой информационную модель банка. Различают внемашинное и внутримашинное ИО:
- внемашинное - это вся совокупность информации в банке, включая системы показателей, методы классификации и кодирования элементов информации, документов, документооборота информационных потоков;
- внутримашинное - это представление данных на машинных носителях в виде разнообразных по содержанию, по назначению и специальным образом организованных массивов (файлов), БД и их информационных связей[4].
Более того современные системы банковских связей складываются и показателей видов банковских услуг и банковской деятельности, которые отражают расчетно-кассовый, кредитный, депозитный, бухгалтерский, нормативный, законодательный, фондовый, инвестиционный и другие аспекты функционирования банка.
С помощью аналитических и сводных показателей анализируются структура активов и пассивов, доходов и расходов, денежных потоков по активным и пассивным операциям, ликвидность и финансовая устойчивость банка и т.п. Показатели банковской деятельности характеризуют соотношения депозитов, кредитов, собственных и привлеченных средств, долю межбанковских операций в общем объеме ресурсов и вложений, определяют удельный вес и значимость тех или иных операций, что позволяет выявлять возможность повышения прибыльности и конкурентоспособности банка.