Файл: Цель и задачи налогового учета (Теоретические и методологические основы налоговой системы Российской Федерации.).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические и методологические основы налоговой системы Российской Федерации
1.1 Возникновение и развитие налогообложения
1.2 Сущность, функции налогов и принципы налогообложения
2. Налоговый учет поступления денежных средств в бюджет
2.1 Учет, его сущность и значение
2.2 Органы, осуществляющие контроль и учет налоговых сборов
2.3 Оперативно - бухгалтерский учет налогов, сборов, пошлин и других налоговых платежей
Вся документация по учету в налоговых органах (карточки лицевых счетов, книги, чистые бланки карточек, сводки о поступлении налогов и платежей, документы о поступлении платежей и другие документы) должна хранится в приспособленных для этого шкафах, исключающий свободный доступ. Все документы строгой отчетности должны храниться в несгораемых сейфах. Законченные книги и карточки лицевых счетов, книги по учету бланков строгой отчетности и все первичные документы хранятся в течение пяти лет. По окончании указанного срока хранения эти материалы сдаются в архив налоговой инспекции, где по истечении одного года уничтожаются.
Учету всегда были присущи функции наблюдения, измерения и регистрации отдельных явлений, дополнившиеся позднее необходимостью группировки и обобщения информации об этих явлениях. Приоритет учетной информации, ее полезность определяются значимостью и достоверностью данной информации.
Заключение
Из содержания работы можно сделать вывод о том, что налоги в современном цивилизованном обществе являются основной формой доходов государства и необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства.
Совокупность налогов, установленных законодательной властью и взимаемых исполнительными органами, а также методы и принципы построения налогов представляют собой налоговую систему, которая возникла с момента возникновения государства и по мере его развития, менялась, развивалась и совершенствовалась.
Переход России к новым, рыночным условиям потребовал новой налоговой политики, нового налогового законодательства и коренной перестройки налоговой системы. Правительством Российской Федерации разработаны и осуществляются меры по стабилизации социально-экономического положения и выходу из кризиса. В их реализации значительная нагрузка ложится на Госналогслужбу России и органы, с которыми в ходе работы приходится взаимодействовать (органы федерального казначейства, финансовые органы, налоговая полиция, различные регистрирующие и лицензионные органы, таможенные комитеты и другие).
Правильная организация налогового учета способствует увеличения поступления в бюджет налогов, сборов и других обязательных платежей, позволяет вести строгий учет налогоплательщиков, учитывать платежи, поступающие от юридических и физических лиц в карточках лицевых счетов, осуществлять контроль за обоснованностью возвратов (зачетов) средств из бюджета, контролировать лицевые счета по налогам физических и юридических лиц, своевременно засчитывать переплату по налогу в счет погашения задолженности по уплате пеней и штрафных санкций по этому же налогу, а также производить своевременно зачет переплаты по одному налогу в счет погашения задолженности по другим платежам данного налогоплательщика.
Система мер по совершенствованию налоговой политики, должна быть направлена:
- на упрощение налоговой системы, т.е. следует максимально упростить все налоговые законы и сам механизм взимания налогов;
- на повышение собираемости налогов и сборов и усилению контроля за их поступлением в бюджет;
- упрощение системы реструктуризации задолженности по платежам в бюджет налогоплательщиков, когда единственным и главным условием проведения реструктуризации должна стать уплата текущих платежей;
- на уменьшения налоговых льгот (следует оставить только важнейшие социально- направленные льготы и льготы, стимулирующие инвестиции);
- на снижение налоговой нагрузки на отечественных производителей и ее перераспределение с реального сектора экономики в сферу потребления, однако, необходимо снижать постепенно, как за счет снижения налогов на юридических лиц, так и путем повышения налогов для физических лиц. Мои предложения по совершенствованию порядка взимания налогов, по организации налогового учета и отчетности о поступлении в бюджет налогов, сборов и других обязательных платежей следующие:
1) При формировании налоговой политики следует учитывать основные тенденции развития налоговых систем зарубежных стран с развитой рыночной экономикой, в частности сократить количество и ставки налогов, объединить их по налогооблагаемой базе;
2) Ограничить количество открываемых расчетных счетов для одного предприятия. Конечно, оперативное руководство и маневрирование финансовыми ресурсами требует иметь несколько счетов, однако зачастую организации имеют их несколько десятков, а крупные предприятия и несколько сотен;
3) На период задолженности по уплате налогов не разрешать предприятиям осуществлять долгосрочные финансовые вложения.
4) Ужесточить ответственность банков за задержку платежей в бюджет и за несвоевременное исполнение инкассовых распоряжений налоговых органов.
5) Запретить регистрацию коммерческих организаций лицам, которые ранее являлись учредителями предприятий, не рассчитавшихся по налогам с бюджетом.
6) Упростить систему отчетности о поступлении платежей в бюджет, путем упразднения некоторых показателей, которые дублируются в разных формах отчетности.
7) Совершенствовать уровень автоматизации отчетности о поступлении налоговых платежей в бюджет.
Однако только усилением фискальных методов повысить сбор налогов невозможно. Поэтому одной из основных задач должно быть целенаправленное воспитание у населения налоговой культуры, формирования общественного мнения.
Реализация предлагаемых мероприятий должна проводится комплексно, с учетом законодательно-нормативных и организационных факторов, в направлении гармонизации российского налогового права с принципами налогообложения, принятыми в международной практике.
Библиографический список
1 Закон РСФСР «О Государственной налоговой службе РСФСР» от 21.03.91г. N 943-1 (ред. от 16.11.97г.)
2 Закон РФ от 27.12.91r.N2118-l в редакции от 10.02.99г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»
3 Федеральный Закон от 08.01.98г. М6-ФЗ (принят ГД ФС РФ 10.12.97г.)
4 Бюджетный кодекс РФ от 31.07.98 г. N 145-ФЗ (принят ГДФСРФ 17.07.98г.)
5 Налоговый кодекс РФ (Часть первая) от 31.07.98 г. N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98 г.)
6 Астахов В.П. Теория бухгалтерского учета. - Москва, изд-во «ЭБМ-контур».1998.
7 Буткевич В. Между прошлым и будущим. Налоговиков уполномочили снизить налоги. // Экономика и жизнь. N 41 ,октябрь, 1998.
8 Добрынин А.Н., Тарасович Л.С. Экономическая теория. - Санкт-Петербург , изд-во «Дис». 1997.
9 Ермаков В.В. Проведение зачетов и возвратов по суммам налогов и пеням, неправомерно начисленным и уплаченным налогоплательщиками.
// Институт налогоплательщика. N2. 1998.
10 Зверховский В.А. Изменения в налоговом законодательстве. Произведенные и предстоящие. // Российский налоговый курьер. N2. 1999.
11 Кейлер В.А. Экономика предприятия. - Москва-Новосибирск, изд-во «Высшее образование». 1999.
12 Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. – Москва, изд-во «ИНФРА-М».
1996.
13 Камышан В.А. Налоговый контроль в условиях кризиса.
// Российский налоговый курьер. N3. 1999.
14 Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – Москва, изд-во «ИНФРА-М». 1997.
15 Самсонов Н.Ф., Баранникова Н.П., Строкова Н.П. Финансы на макроуровне. – Москва, изд-во «Высшая школа». 1998.
16 Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. – Москва, изд-во «ИНФРА-М». 1999.
Приложение 1
Зверховский В.А. Изменения в налоговом законодательстве. Произведенные и предстоящие. // Российский налоговый курьер. N2. 1999.
Таблица 1.1 «Суммарные доходы Москвы за 1786-1792гг.»
Статьи |
Сумма |
% |
Отчисления от казенной |
39609 руб. 93,25 коп. |
67,1 |
Питейной продажи (в размере 1%) |
||
Доходы с оброчных статей |
13639 руб. 60,75 коп. |
23,1 |
Доходы с записей в городовую |
4358 руб. 00,00 коп. |
7,4 |
Обывательскую книгу |
||
Заем из гильдий |
704 руб. 00,00 коп. |
1,2 |
Трехгодичная подать с ушедшего |
||
из 2-й гильдии купца |
150 руб. 00,00 коп. |
0,3 |
Проценты с вклада в банк |
||
Воспитательного дома |
529 руб. 59,5 коп. |
0,9 |
Итого |
58991 руб. 13,5 коп. |
100 |
Превалирующим среди доходов, как видно из табличных данных, являются отчисления от государственной монопольной торговли винно-водочными изделиями. Однако и налоги занимают довольно заметное место, принося более 23% всех доходов столицы.
Приложение 2
В.Кашин Налоговая стратегия для чрезвычайного бюджета. // Экономика и жизнь. N 41, октябрь, 1998.
Таблица 2.1 «Анализ поступления платежей в целом и по основным видам налогов за 1998 год»
Всего за 1998 г |
В том числе по кварталам |
ГУ квартал по месяцам |
Отклонения IV кв. от III кв. |
|||||||
1 |
11 |
III |
IV |
X |
XI |
XII |
+ - |
в% |
||
Поступило налогов и платежей всего |
1619207 |
272466 |
496951 |
332859 |
516931 |
137710 |
151680 |
227541 |
+184072 |
+55.3 |
Федеральный бюджет |
81990 |
10606 |
57734 |
21942 |
-8292 |
-8756 |
-5317 |
5781 |
-30234 |
-137,8 |
Территор. Бюджет |
1537217 |
261860 |
439217 |
310917 |
525223 |
146466 |
156997 |
221760 |
+214306 |
+68,9 |
в том числе: |
||||||||||
НДС-всего |
-160412 |
-57606 |
-21658 |
-37975 |
-43173 |
31380 |
-14023 |
-60530 |
-5198 |
+13,7 |
Федеральный бюджет |
-300002 |
-80503 |
-36064 |
-76837 |
-106598 |
-16487 |
-19974 |
-70137 |
-29761 |
+38,7 |
Бюджеты Территорий |
139590 |
22897 |
14406 |
38862 |
63425 |
47867 |
5951 |
9607 |
+24563 |
+63,2 |
Налог на прибыль всего |
978523 |
192580 |
278907 |
213993 |
293043 |
35977 |
63070 |
193996 |
+79050 |
+36,9 |
Федеральный бюджет |
348372 |
87050 |
87664 |
85732 |
87926 |
63560 |
12441 |
69129 |
+2194 |
+2,6 |
Бюджеты территорий |
630151 |
105530 |
191243 |
128261 |
205117 |
29621 |
50629 |
124867 |
+76856 |
+59,9 |
Подоходный налог с физ. лиц |
320903 |
77733 |
93780 |
56530 |
92860 |
22747 |
29444 |
40669 |
+36330 |
+64,3 |
Федеральный бюджет |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Бюджеты Территорий |
320903 |
77733 |
93780 |
56530 |
92860 |
22747 |
29444 |
40669 |
+36330 |
+64,3 |
Налоговой инспекцией постоянно проводится работа по контролю за полнотой и своевременностью поступлений налогов и сборов в бюджеты всех уровней.
Приложение 3
Таблица 3.1
Статьи доходов |
1890г. |
1891г. |
||
Сумма, руб. |
Удельный вес, % |
Сумма, руб. |
Удельный вес, % |
|
Налоги прямые |
4140577 |
57,7 |
4646328 |
57,4 |
Косвенные сборы и пошлины |
292841 |
4,1 |
298026 |
3,7 |
Штрафы и пени |
122822 |
1,7 |
132756 |
1,6 |
Доходы с недвижимых |
320025 |
4,4 |
338643 |
4,2 |
Имуществ |
||||
Доходы с городских имуществ, |
248306 |
3,5 |
266024 |
3,3 |
Находящихся в общем, |
||||
Пользовании |
||||
Сборы с особых предприятий |
709520 |
9,8 |
674968 |
8,3 |
Сборы с городских изданий |
151473 |
2,1 |
140555 |
1,7 |
Проценты с денежных сумм |
118562 |
1,7 |
166062 |
2,1 |
Капиталов |
||||
Налог от продажи недвижимых |
— |
— |
— |
— |
Имуществ |
||||
Налог от продажи движимых |
7785 |
0,1 |
6340 |
0,1 |
Имуществ |
||||
Поступления для покрытия |
1031145 |
14,3 |
1124785 |
13,9 |
Городских издержек |
||||
Случайные доходы |
6840 |
0,1 |
19100 |
0,2 |
Сбор из суммы на постройку |
50000 |
0,7 |
284750 |
3,5 |
Нового водопровода |
||||
Итого |
7199896 |
100 |
8098337 |
100 |
Наиболее крупным из прямых налогов был налог с недвижимых имуществ. В указанный период он взимался по ставке 9 %. В 1890 г. данный налог обеспечил поступления 2,3 млн. руб. из 4,14 млн. прямых налогов, в следующем году - 2,8 млн. руб.
-
Справедливость по горизонтали предполагает, что равные по доходам лица должны платить равные налоги. ↑
-
Принцип справедливости по вертикали заключается в том, что если равные по экономическому и социальному положению налогоплательщики платят равные налоги, то и неравные должны платить неравные налоги. ↑
-
Введена в действие в налоговых органах Приказом Госналогслужбы России от 19. 11. 98 г. N ГБ-3- 09\33 ↑