Файл: Понятие, принципы и основании юридической ответственности за правонарушение в сфере предпринимательской деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 33

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. Принципы предпринимательского права

Принципы предпринимательского права - это его основополагающие начала, пронизывающие весь массив правовых норм. Основными принципами предпринимательского права могут быть названы следующие:

Принцип свободы предпринимательской деятельности получил свое закрепление в ст. 8, 34 Конституции РФ: "Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности".

Свое развитие данный принцип нашел в ГК РФ, в других законодательных актах. Он означает право предпринимателя начинать и вести свое дело в любой сфере предпринимательства, в любой из предусмотренных законом форм, с использованием любых (не изъятых из оборота) видов имущества и т.д. Данный принцип подтверждается также установлением для большинства коммерческих организаций и индивидуального предпринимателя общей правосубъектности.

Однако эта свобода не безгранична. Федеральными законами она может быть ограничена в интересах общества в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Так, свобода предпринимательской деятельности ограничивается широкой практикой лицензирования отдельных видов хозяйственной деятельности.

Конституционный принцип признания многообразия форм собственности, юридического равенства форм собственности и равной их защиты закреплен в ст. 8 Конституции РФ: "В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности". Согласно данному принципу законодательством не могут устанавливаться какие-либо привилегии или ограничения для тех или иных форм собственности для субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность с использованием имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности. В отличие от ранее действовавших преимуществ в защите права государственной собственности, действующее законодательство предусматривает правила защиты для всех субъектов одинаковые.

Принцип единого экономического пространства, то есть "свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств" на всей территории Российской Федерации также относится к числу конституционных (ст. 8, 74 Конституции РФ). В соответствии с данным принципом на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Ни федеральные исполнительные органы власти, ни органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не вправе вводить такие ограничения по собственной инициативе.


Принцип поддержания конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 8, 34 Конституции РФ). Соблюдение данного принципа - необходимое условие развития рыночной экономики и осуществления предпринимательской деятельности. Важная роль в поддержании конкуренции, борьбе с недобросовестными формами ее проявления, монополистической деятельностью отводится Закону РФ от 22 марта 1991 г. "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" - первому в истории России антимонопольному законодательному акту.

Принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности. Государственное регулирование экономики, предпринимательства осуществляется в любом государстве. Различными являются формы и методы такого регулирования, которые определяются политическими условиями, уровнем экономического, социального развития, историческими традициями, национальными особенностями и другими факторами. Переход России к рыночным условиям хозяйствования потребовал пересмотра системы государственного регулирования экономики, замены административных мер воздействия на экономические. В этом направлении было сделано немало ошибок, не все из которых удалось исправить и сегодня. Самое же главное, что должно быть достигнуто в процессе государственного регулирования предпринимательской деятельности - это соблюдение баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом.

Принцип законности. Данный принцип является общеотраслевым и воплощение его в жизнь - основа построения правового государства. Что же касается законности в предпринимательской деятельности, то здесь необходимо обратить внимание на два аспекта. Во-первых, сама предпринимательская деятельность должна осуществляться при строгом соблюдении требований законодательства. Во-вторых, что не менее важно, государством должна быть обеспечена законность правовых актов, законность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, регулирующих предпринимательство. Некоторые меры по обеспечению законности предусмотрены действующим законодательством. Так, ст. 13 ГК РФ определяет условия и порядок признания недействительным акта государственного органа и органа местного самоуправления. В области нормативного регулирования укреплению законности способствует введение правила регистрации актов федеральных органов исполнительной власти в Министерстве юстиции РФ.


Юридическая ответственность за правонарушение в сфере предпринимательство.

Юридическая ответственность - это применение к лицу, совер­шившему правонарушение, предусмотренных законом мер принужде­ния в установленном для этого процессуальном порядке. Существуют две формы ответственности за нарушение обязательст­ва, иначе называемые имущественными санкциями: во-первых, возме­щение причиненных убытков, уплата неустойки.

Если нет иного указа­ния в законе или договоре. В отличие от возмещения убытков взыскание неустойки возможно лишь тогда, когда это прямо предусмотрено зако­ном или договором.

Ответственность в хозяйственных правоотношениях выполняет две основные функции: стимулирующую и компенсационную. До нару­шения обязательства ответственность призвана стимулировать должни­ка к исполнению (исполни - не то уплатишь). После того, как обязатель­ство оказалось нарушенным, суммы, полученные кредитором в виде возмещения убытков и (или) неустойки, могут быть употреблены им в покрытие тех негативных имущественных последствий, которые воз­никли у него по причине нарушения обязательства.

1) Возмещение убытков. Сущность возмещения убытков как формы имущественных санкций состоит по сути в том, что она направлена на восстановление имущественных прав потерпевшего за счёт имущества правонарушителя. Эта цель достигается путем передачи имущества из хозяйственной сферы правонарушителя потерпевшему.

В соответствие со ст. 14 Гражданского Кодекса под убытками принято понимать расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота͵ если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Законодательство придерживается принципа полного возмещения убытков, возмещению подлежит как реальный ущерб, так и упущенная выгода. При этом отдельные нормативные правовые акты предусматривают ограниченную ответственность.

2) Уплата неустойки. В соответствии со ст. 311 Гражданского Кодекса неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законодательством или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения. Неустойка взыскивается независимо от убытков, за сам факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.


Учитывая зависимость от порядка установления различают договорную (устанавливается соглашением сторон правоотношения) и законную (устанавливается в нормативных правовых актах) неустойку. Предприниматель вправе требовать уплаты неустойки, установленной законодательством, даже если она не предусмотрена соглашением сторон.

Штраф и пеня как разновидности неустойки различаются способом расчёта . Штраф взыскивается однократно, определяется в твердой денежной сумме либо в процентах к определенной величине. Пеня применяется при просрочке исполнения обязательства и исчисляется в процентном отношении к невыполненной части обязательства за каждый день просрочки в отдельности.

В качестве разновидности имущественных санкций применяется безвозмездное изъятие имущества правонарушителя в доход государства. Применение таких санкций возможно только по решению уполномоченных государственных органов (суда).

Лицо, не исполнившее обязательство, связанное с осуществлением им предпринимательской деятельности, несет ответственность, в случае если не докажет, что это произошло вследствие непреодолимой силы, ᴛ.ᴇ. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах, в случае если иное не установлено законодательством или договором (ст. 372 Гражданского Кодекса).

Одной из форм имущественных санкций является и уплата процентов за неисполнение денежных обязательств. В соответствие со ст. 366 Гражданского Кодекса за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата͵ иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счёт другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств в размере учетной ставки Национального банка Республики Беларусь на день исполнения обязательства или его соответствующей части, за исключением взыскания долга в судебном порядке, когда суд удовлетворяет требования кредитора исходя из учетной ставки Национального банка на день вынесения решения (если иной размер процентов не установлен законодательством или договором).

Заключение.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать выводы, что как отрасль права предпринимательское право представляет собой совокупность норм, регулирующих отношения в сфере предпринимательской деятельности, а также тесно связанные с ними отношения, в том числе отношения по государственному регулированию предпринимательской деятельности. Также предпринимательское право можно рассматривать как отрасль законодательства (совокупность нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность).


Предметом отрасли предпринимательского права являются:

1) отношения, возникающие в ходе осуществления предпринимательской деятельности; 2) отношения некоммерческого характера, тесно связанные с предпринимательскими; 3) отношения по государственному регулированию отдельных аспектов предпринимательской деятельности. Метод предпринимательского права является комплексным, что обусловлено спецификой предмета данной отрасли права. Метод правового регулирования предпринимательского права основан на сочетании диапозитивных и императивных правовых норм.

Принципы предпринимательского права - это основные начала, характеризующие систему предпринимательских отношений, определяющие основу их строения и развития. К ним относятся:

1) принцип свободы экономической деятельности;

2)принцип единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств в Российской Федерации; 3) принцип признания разнообразия форм собственности, их юридического равенства и равной защиты;

4)принцип поддержки конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Перечисленные принципы нашли отражение в Конституции РФ, можно назвать еще ряд принципов, важнейшими из которых являются принцип законности и принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Библиография

Предпринимательство: учебник для вузов/Под ред. В. Я. Горфинкеля, Г. Б. Поляка, В. А. Швандара. - 4-е изд. перераб. и доп. - М.: "Юнити – Дана", 2005г.

В. М. Мандрица. Предпринимательское право. – М.: Спарк, 2002г.

Корщунова, Эриашвили. Предпринимательское право. – М., 2002г.

И.В. Ершова, Т.М. Иванова. Предпринимательское право. М., 2000г.

В. П. Савелов. Хозяйственное (предпринимательское) право. Учебный курс. МИЭМП, 2006г.

Полонский Ю. Д. Предприниматель без образования юридического лица. - М.: Изд-во "Ось-89", 1999.

Конституция Российской Федерации.

Приложения.

Предпринимательское Право - комплексная отрасль законодательства (законодательный массив), регулирующего предпринимательскую деятельность. Основу этого законодательства составляет гражданское законодательство, регулирующее отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием (п. 1 ст. 2 ГК РФ). Поэтому взаимоотношения предпринимателей, и прежде всего их договоры и возникающие на этой основе обязательства составляют предмет гражданского права. Наряду с этим предпринимательскую деятельность регулируют нормы финансового и налогового, трудового, земельного, уголовного и большинства других отраслей законодательства, нормы которых охватываются понятием публичного права.