Файл: Социально-психологические аспекты управления персоналом в условиях кризиса (СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Поведение - совокупность взаимосвязанных реакций, осуществляемых человеком для приспособления к внешней среде. Поведение человека можно представить в виде броуновского движения внутри достаточно широкого поля, образованного моральными нормами, принятыми в той социальной группе, к которой принадлежит человек.

Итак, социально-психологические методы представляют собой наиболее тонкий инструмент воздействия на социальные группы людей и личность человека. Искусство управления людьми заключается в дозированном и дифференцированном применении тех или иных приёмов из перечисленных выше.

Нестабильность экономического состояния предприятия, финансовые трудности, несвоевременная выплата заработной платы, длительные простои, конечно, не способствуют поддержанию хорошего социально- психологического климата, т.к. руководитель значительно больше времени вынужден уделять не человеческому общению и функциям управления персоналом, а непосредственно производству, маркетингу, финансам, т.е. другим функциям.

Примером социально-психологических методов управления может служить удовлетворение и стимулирование персонала. Чтобы сохранить хороших работников, следует следить, чтобы они были счастливы и довольны, стараться их стимулировать для лучшего выполнения ими работы, что, в свою очередь, принесёт пользу компании.

2 АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО "КАУСТИК"

2.1 Общая характеристика ОАО «Каустик»

Создание и развитие ОАО "Каустик" непосредственно связано с развитием всего промышленного района г. Стерлитамака. Строительство завода началось в 1956 году. По первоначальному проекту, создание завода базировалось на технологии и оборудовании отечественного производства. Позднее, в связи с бурным развитием химии полимеров, потребовалась корректировка проектного задания строительства завода, вызванная закупкой по импорту ряда производств. Датой рождения Стерлитамакского химического завода считается 8 августа 1964 года, когда на оборудовании французской фирмы "Кребс" были получены сода каустическая, хлор и дихлорэтан.


На сегодняшний день на предприятии освоены более 120 наименований продукции, которая широко известна, пользуется неизменным спросом и поставляется более чем на 1000 предприятий России, стран СНГ и дальнего зарубежья.

ОАО "Каустик" является важным составным звеном всего комплекса химических производств города Стерлитамака, связанного с такими предприятиями как ОАО "Сода", ЗАО "Каучук", ОАО "Стерлитамакский нефтехимический завод".

Цели создания: в соответствии с Уставом ОАО «Каустик» целью деятельности Общества является получение прибыли от финансово - хозяйственной деятельности.

ОАО «Каустик» получены награды: в 2004г.:

- Золотой приз «За технологию и качество» (г. Женева);

Золотая медаль Российско-швейцарского бизнес-клуба «За безупречную деловую репутацию» (г .Москва);

Почетный диплом Комитета международных программ «PROFESSIONAL» (г.Страсбург.).

В 2005г.- Международная награда «Европейское качество» - за стремление

достичь высокого качества в соответствии с европейскими стандартами (Оксфорд).

На проводимом ежегодно Дне качества дипломы конкурса «Сто лучших товаров России» завоевали следующие виды выпускаемой продукции: 2002г. - натр едкий диафрагменный; 2003г. - натр едкий технический марки ТР; 2004г.- поливинилхлорид суспензионный; 2005г.- перхлорэтилен. В ближайшие годы планируется дипломы конкурса получат еще три продукта: дихлорэтан,, кислота соляная, эпихлоргидрин..

ОАО «Каустик» получен сертификат соответствия требованиям ГОСТ Р ИСО 9001:2001, внесен в реестр РФ «Предприятие высокого качества».

На международных выставках-конкурсах, проводимых в рамках Национальной программы продвижения лучших российских товарах, услуг и технологий, «Всероссийская марка» Золотых знаков качества XXI века удостоены следующие продукты: винил хлористый, кальций хлористый, лента поливинилхлоридная липкая, натр едкий очищенный марки А, средство дезинфицирующее - двуосновная соль гипохлорита кальция, перхлорэтилен.

Платиновых знаков качества удостоены следующие виды продукции: дихлорэтан, натр едкий диафрагменный марки РД, натр едкий технический марки ТР, смола поливинилхлоридная суспензионная, эпихлоргидрин.

ОАО «Каустик» - лауреат Российского конкурса «Предприятие высокой социальной эффективности», победитель первого регионального конкурса «Евразия. Лидер в бизнесе», награжден Премией Президента Республики Башкортостан в области качества.

Планы будущей деятельности предприятия:

ОАО «Каустик» с учетом изменения рыночных отношений проводит политику технического перевооружения и реконструкции действующих производств предприятия, направленную на стабилизацию работы, улучшение экономических показателей, увеличение объемов производства пользующейся спросом продукции, снижение издержек производства и отраженную в инвестиционной программе предприятия.


Предприятие по-прежнему остается лидером продаж на российском рынке и главным экспортером поливинилхлорида, однако постепенно вынужден сдавать позиции, главным образом и в первую очередь, из-за высоких цен на сырье.

Учитывая, что потенциал устойчивого развития ОАО «Каустик» зависит от притока квалифицированных и компетентных молодых работников, акционерное общество постоянно проводит политику, направленную на создание рабочих мест для молодых работников. Проводится работа, направленная на сочетание трудовых обязанностей молодых работников с возможностью продолжения образования, повышения квалификации и профессионального развития. Проводятся конкурсы по профессиональному мастерству среди молодых работников.

ОАО «Каустик» - сплоченная команда профессионалов и объединяет желание быть первым в любом деле. Компания гордится своими людьми и стремится к тому, чтобы каждый работник гордился тем, что трудится на ОАО «Каустик». Усилия руководителей направлены на постоянное развитие творческого и профессионального потенциала работника и добиваются, чтобы заинтересованное отношение к работе было повседневной нормой. Это необходимо для того, чтобы каждый работник ощущал себя причастным к деятельности компании, разделяя ее ценности, внося свой вклад в достижение общих целей.

Управляющая система предприятия представлена аппаратом управления, который подразделяется на относительно обособленные части-органы управления.

Структура управления является линейно-функциональной, что позволяет

организовать управление производственным процессом по линейной схеме, а функциональные подразделения оказывают методическую помощь, подготавливают информацию, решают задачи для соответствующих линейных руководителей. Соблюдаются принципы разделения труда, централизации, иерархии и единоначалия. Такая структура имеет свои преимущества - четкая система взаимосвязей, ярко выраженная ответственность, возможность быстрой реакции в ответ на распоряжения руководства. Но также и недостатки – сложность согласования решений из-за автономности функционирования каждой сферы деятельности, перегрузка руководителей высшего уровня, медленное прохождение информации из-за большого количества элементов и уровней, а, следовательно, замедленный темп принятия решений.

Стратегические решения принимают Совет директоров и Общее собрание акционеров.

Общее собрание акционеров является высшим органом управления. К его компетенции относятся следующие вопросы:


  1. Внесение изменений и дополнений в устав общества или утверждение устава общества в новой редакции;
  2. Реорганизация общества;
  3. Ликвидация общества;
  4. Избрание членов Совета директоров и досрочное прекращение их полномочий;
  5. Избрание Генерального директора общества и досрочное прекращение его полномочий;
  6. Утверждение годовых отчетов, годовой бухгалтерской отчетности, в т. ч. отчетов о прибылях и убытках общества;
  7. Принятие решения об одобрении крупных сделок;
  8. Утверждение внутренних документов, регулирующих деятельность органов общества;
  9. Решение иных вопросов.

Совет директоров общества осуществляет общее руководство деятельностью общества. К его компетенции относятся следующие вопросы:

  1. Определение приоритетных направлений деятельности общества;
  2. Созыв годового и внеочередного общих собраний акционеров;
  3. Использование резервного и иных фондов общества;
  4. Создание филиалов и открытие представительств общества;
  5. Одобрение крупных сделок, связанных с приобретением и отчуждением обществом имущества;
  6. Предварительное утверждение годового отчета общества;
  7. Решение иных вопросов.

Единоличным исполнительным органом общества является Генеральный директор. Он избирается общим собранием акционеров сроком на пять лет. Генеральный директор осуществляет руководство текущей деятельностью предприятия и несет полную ответственность за его состояние, производственно-хозяйственную и социальную деятельность, а также за выполнение им обязательств перед государством, всевозможными фондами и бюджетами всех уровней. В соответствии с законодательством он распоряжается имущественными средствами предприятия, представляет его во всех инстанциях, заключает договоры с другими организациями, открывает в банке расчетные и другие счета предприятия, издает приказы в пределах своей компетенции. Сосредотачиваясь на решении основных, наиболее важных вопросов деятельности предприятия, генеральный директор распределяет обязанности по выполнению отдельных функций управления и руководства управленческими и производственными подразделениями между своими заместителями и предоставляет им необходимые права. Непосредственно генеральному директору подчиняются:

  1. Первый заместитель генерального директора руководит производственной деятельностью завода; службами сбыта и материально-технического снабжения; обслуживающими службами и хозяйствами производственного назначения, выполняющими работы, связанные с обслуживанием основных цехов предприятия, к ним относятся складское и транспортное хозяйство.
  2. Главный инженер занимается технической политикой на предприятии, разработкой конструкций новых изделий и совершенствованием освоенной продукции, а также разработкой технологий и оснастки для вновь осваиваемых изделий, предотвращением выпуска продукции, не соответствующей требованиям стандартов и технических условий.
  3. Заместитель директора по экономике и финансам отвечает за состояние планирования, за разработку планов производства и контроль за их выполнением, за состояние финансового плана и анализ хозяйственной деятельности в целом по заводу.
  4. Главный бухгалтер занимается ведением текущего бухгалтерского учета всех видов деятельности, контролем за расходованием денежных и материальных средств, соблюдением финансовой дисциплины, начислением заработной платы, а также учетом издержек производства и обращения.

Заместитель генерального директора по управлению персоналом ведет работу по разработке планов комплектования предприятия кадрами с учетом изменения состава работающих; контроль за расстановкой и правильным использованием руководящих работников, специалистов и рабочих в подразделениях предприятия; оформление приема, перевода и увольнения работников; учет личного состава и стажа работников предприятия; подготовка материалов для представления рабочих, специалистов и руководителей к поощрениям и наказаниям; составление и соблюдение графика предоставления очередных отпусков работникам предприятия и др.

В подчинении первого заместителя генерального директора находятся отдел производства и сбыта и отдел материально-технического снабжения.

Отдел производства и сбыта (ОПС) занимается разработкой и доведением месячных и годовых производственных программ выпуска готовой продукции; разработкой оперативных графиков выпуска продукции и выдачей их цехам – исполнителям, контролем за их выполнением; изучением перспективного и текущего спроса на продукцию предприятия и требований к ее качеству, организацией рекламы продукции; оформлением договоров на сбыт готовой продукции; разработкой планов реализации готовой продукции.

Отдел материально-технического снабжения (ОМТС): определение по плановым периодам потребности в сырье и материалах для основного производства, оборудовании, топливе и энергии на базе установленных прогрессивных норм расхода для выполнения производственных программ, ремонтно-эксплуатационных и других нужд предприятия, а также для создания необходимых производственных запасов; разработка планов и балансов материально-технического обеспечения подразделений предприятия; контроль за рациональным использованием материальных ресурсов на предприятии и др.

Под руководством главного инженера находятся технический отдел, ОТК, ЭМО.

В сферу деятельности технического отдела входит разработка и внедрение в производство прогрессивных технологических процессов, нового оборудования и технологической оснастки; систематический анализ действующих технологических процессов и их совершенствование; контроль чертежей деталей, узлов, агрегатов, изделий на технологичность; разработка планировки по реконструкции производственных участков и цехов и др.

Отдел технического контроля: контроль за качеством и комплектностью изготавливаемых предприятием деталей, узлов и готовых изделий, за соответствие их стандартам, техническим условиям, нормам, эталонам и чертежам; контроль за изъятием из производства окончательно забракованных изделий в специально организованные изоляторы брака и сдачей их в отходы; анализ и технический учет брака и дефектов продукции; контроль за качеством поступающих на завод для изготовления изделий основного производства сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий с заводов-поставщиков и др.