Файл: Особенности построения и функционирования бюджетных систем государств-участников Содружества Независимых Государств.pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы бюджетной системы страны
1.1 Создание и статус стран СНГ
1.2 Понятие и сущность государственного бюджета и бюджетной системы
Глава 2 Функционирование бюджетной системы стран СНГ
2.1 Принципы и классификацию бюджетной системы страны СНГ
2.2 Состав бюджетной системы стан СНГ
2.3 Принципы построения и классификация бюджетной системы стран СНГ
Введение
Совокупность бюджетов всех властных структур данных государств (федеральных, муниципальных, региональных) является бюджетной системой государств. Государственный бюджет - баланс доходов и расходов государства на определенный период (на год). Представляет собой централизованные фонды денежных средств, аккумулированные главным образом с помощью налогов и используемые для государственного регулирования экономики, стимулирования хозяйственной конъюнктуры, финансирования социальных программ, науки и культуры, вооруженных сил, образования финансовых и материальных резервов, содержания органов государственного управления. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.
Вся бюджетная система стран СНГ построена с учетом принципов, закрепленных в Бюджетном кодексе конкретной республики содружества: единства, полноты отражения доходов и расходов бюджетов, сбалансированности бюджетов, гласности, самостоятельности бюджетов, эффективности использования бюджетных средств, общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов, достоверности бюджетов, адресности и целевого назначения бюджетных средств, ответственности участников бюджетного процесса.
Например, принцип единства означает, что единство бюджетной системы стран СНГ обеспечивается единой правовой базой, единой денежной системой, единым регулированием бюджетных отношений, единой бюджетной классификацией стран СНГ, единством порядка исполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учета и отчетности. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает, что все доходы и расходы бюджетов, определенные законодательством, подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и полном объеме.
Целью данной работы является изучение особенностей построения и функционирования бюджетных систем государств-участников Содружества Независимых Государств.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
- Изучить понятие и сущность государственного бюджета и бюджетной системы;
- Рассмотреть принципы и классификацию бюджетной системы страны СНГ;
- Изучить состав бюджетной системы стан СНГ и т.д.
При написании данной работы были использованы современные научные и учебные источники.
Глава 1 Теоретические основы бюджетной системы страны
1.1 Создание и статус стран СНГ
Создание Содружества Независимых Государств (СНГ) было декларировано в Соглашении, келейно подписанном 8 декабря 1991 г. в местечке Вискули, в глуши Беловежской Пущи тремя тогдашними руководителями России, Белоруссии и Украины -- Ельциным, Шушкевичем и Кравчуком. Это, формально Минское, Соглашение юридически хромает во многих отношениях. Прежде всего, конечно, в том, что "волей" трех из бывших пятнадцати советских республик прекращалось существование федеративного СССР, пренебрегая мнениями не участвующих в Вискульском совещании республик, которые формально имели полное право сохранять Союз за выходом из него лишь трех, хотя и крупных членов Федерации. Впрочем, практически "аутсайдерам" ничего не оставалось другого, как, незамедлительно, подписав 21 декабря 1991 г. Алма-Атинскую Декларацию и Протокол, присоединиться к СНГ.[1]
На заседании Совета глав государств СНГ в Минске 22 января 1993 г. был принят Устав Содружества (от имени Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана). Вступил в силу через год после принятия.
Целями Содружества согласно статье 2 Устава СНГ являются:
- осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;
- всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств - членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственная кооперация и интеграция;
- обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами СБСЕ;
- сотрудничество между государствами - членами в обеспечении международного мира и безопасности, осуществление эффективных мер по сокращению вооружений и военных расходов, ликвидации ядерного и других видов оружия массового уничтожения, достижению всеобщего и полного разоружения;
- содействие гражданам государств - членов в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве;
- взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношений;
- мирное разрешение споров и конфликтов между государствами Содружества.
Для достижения целей Содружества согласно статье 3 Устава СНГ государства-члены, исходя из общепризнанных норм международного права и Хельсинкского Заключительного акта, строят свои отношения в соответствии с нижеследующими взаимосвязанными и равноценными принципами:
- уважение суверенитета государств - членов, неотъемлемого права народов на самоопределение и права распоряжаться своей судьбой без вмешательства извне;
- нерушимость государственных границ, признание существующих границ и отказ от противоправных территориальных приобретений;
- территориальная целостность государств и отказ от любых действий, направленных на расчленение чужой территории;
- неприменение силы или угрозы силой против политической независимости государства - члена;
- разрешение споров мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость;
- верховенство международного права в межгосударственных отношениях;
- невмешательство во внутренние и внешние дела друг друга;
- обеспечение прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, этнической принадлежности, языка, религии, политических или иных убеждений;
- добросовестное выполнение принятых на себя обязательств по документам Содружества, включая настоящий Устав;
- учет интересов друг друга и Содружества в целом, оказание на основе взаимного согласия помощи во всех областях их взаимоотношений;
- объединение усилий и оказание поддержки друг другу в целях создания мирных условий жизни народов государств - членов Содружества, обеспечение их политического, экономического и социального прогресса;
- развитие взаимовыгодного экономического и научно-технического сотрудничества, расширение интеграционных процессов;
- духовное единение их народов, которое основывается на уважении их самобытности, тесное сотрудничество в сохранении культурных ценностей и культурного обмена.
Содружество должно проводить свою деятельность на основании общепризнанных принципов международного права (в Уставе СНГ перечислены все десять принципов хельсинкского Заключительного акта). Дополнительно сформулированы также принципы верховенства международного права в межгосударственных отношениях, учета интересов друг друга и Содружества в целом, объединения усилий и оказания поддержки друг другу, духовного единения народов государств-членов на основе уважения их самобытности, тесного сотрудничества в сохранении культурных ценностей и культурного обмена.
Для понимания правовой природы СНГ важное значение имеют положения Алма-Атинской декларации и Устава о том, что Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями. Это объединение государств, основанное на началах суверенного равенства всех его членов, являющихся самостоятельными и равноправными субъектами международного права.
В Уставе (ст. 4) признается наличие интересов Содружества в целом и определяются сферы совместной деятельности государств-членов, сформулированные с учетом Минского соглашения от 8 декабря 1991 г. К ним относятся: обеспечение прав и основных свобод человека; координация внешнеполитической деятельности; сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков; таможенная политика; сотрудничество в развитии систем транспорта и связи; охрана здоровья и окружающей среды; вопросы социальной и миграционной политики; борьба с организованной преступностью; сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ. Этот перечень может быть дополнен по взаимному согласию государств-членов.[2]
Следует также обратить внимание на ст. 5 Устава, в которой установлено, что соглашения, заключенные в рамках Содружества, должны соответствовать целям и принципам Содружества, обязательствам государств-членов по настоящему Уставу. Содружество имеет общие цели, общие интересы и общие сферы деятельности, признает суверенитет государств-членов, что позволяет говорить о нем как о международной межгосударственной организации, основанной на договоре, определяющем его правосубъектность и компетенцию.
Содружество Независимых Государств как международная организация имеет свою специфику. Его учредительные акты и Устав дают возможность частичного участия его членов в деятельности Организации. Так, ст. 10 Минского соглашения от 8 декабря 1991 г. предусматривает за каждым участником право приостанавливать действие не только соглашения в целом, но и отдельных его статей. Статья 23 Устава дает возможность любому члену СНГ заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе. Статья 43 оставляет за государствами-учредителями право при ратификации Устава делать оговорки и заявления по разделам III "Коллективная безопасность и военно-политическое сотрудничество", IV "Предотвращение конфликтов и разрешение споров", VII "Межпарламентское сотрудничество" и ст. 28, 30-33, касающимся Координационно-консультативного комитета.
1.2 Понятие и сущность государственного бюджета и бюджетной системы
Приступая к изучению и исследованию бюджетной системы России, первоочередным шагом является определение главных понятий, используемых в курсовой работе – понятиям бюджет и бюджетная система.
В финансовой теории и практике существуют различные подходы к трактовке понятия бюджет, что обусловлено многогранностью бюджета как явления. «Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства, субъектов РФ и местного самоуправления.»
«Бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». «Государственный бюджет - это роспись (смета, баланс) денежных доходов и расходов государства.»[3]
С точки зрения экономического содержания категории, бюджет – это денежные отношения, складывающиеся у органов государственной власти и местного самоуправления с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с необходимостью удовлетворения экономических, социальных и политических интересов общества и его граждан. В контексте этих подходов в хозяйственной практике бюджет рассматривается и используется государством как важнейший инструмент финансового регулирования.
«Таким образом, бюджет - это объективно обусловленное звено финансовой системы, особый сегмент денежных отношений, связанный с формированием, распределением и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для обеспечения функций и задач государства и его территориальных подсистем; это главный финансовый план страны, важнейший инструмент государственного регулирования.»[4]
Если взять для примера федеральный бюджет России, то он утверждается Государственной думой и Федеральным собранием - высшей законодательной властью страны. Правительство же готовит проект бюджета и отвечает за его исполнение. Оно организует (через Министерство финансов и налоговую службу) сбор доходов и осуществление (через государственные службы) расходов по направлениям в размерах, установленных в бюджете.
«Важнейшая функция бюджета - увеличение объема совокупного спроса посредством государственных закупок товаров и услуг».
Бюджет выступает также как главный инструмент социальной политики государства. С его помощью проводится широкомасштабное перераспределение доходов в целях достижения большей социальной справедливости. Как известно, население западных стран уплачивает сравнительно большие налоги. Однако значительная их часть возвращается в виде трансфертных (от лат. transferre - переносить) платежей, идущих на социальные нужды.