Файл: Основы программирования на языке QBasic (Обзор языка программирования Qbasic).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 142

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.3 Ввод данных в программу. Оператор Input.

Для ввода данных в программу можно использовать несколько способов. Во-первых , эта проблема решается с помощью оператора присваивания. Вот пример программы с оператором присваивания:

Rem программа суммирования двух чисел

Cls

Number1=3

Number2=7

summa=number1+number2

Print "number1=";number1

Print "number2=";number2

Print"summa=";summa

end

После запуска этой программы мы увидим на экране это:

Number1=3

number2=7

Summa=10

Чтобы вычислить сууму другой пары чисел, мы должны будем вернуться в окно редактора и изменить программу. Решение возможное, но не самое лучшее. Как раз для этого случая в Qbasic вы можете присвоить переменной значение непосредственно с клавиатуры во время выполнения программы. Простейшая форма оператора, дающего вам возможность это сделать:

INPUT number,

где number-имя переменной, для которой требуется ввод значения

Команда INPUT NUMBER является уже достаточой командой, при встрече с которой программы выполняет следующие действия:

  1. После запуска программы на экране появиться знак вопроса.
  2. Программа приостанавливает работу и ждет, когда вы наберете какие-либо значение на клавиатуре. Нажатие клавиши ввода (то бишь ENTER) сообщает программе, что ввод окончен.
  3. Введенное значение присваивается переменной и когда мы запускаем программу у нас просто высвечивался значок вопроса (чтобы мы ввели переменную).

2.4 Управляющие конструкции QBasic.

1. Оператор безусловного перехода GOTO N, где N-метка. В качестве N можно взять любое число, не обязательно совпадающее с номером строки, так как в QBasic 4.5 строки можно не нумеровать. Но двух одинаковых меток в одной программе не должно быть. Исполнение программы будет продолжено с той её части, которая начинается с указанной метки.

Пример:

.......

GOTO 10

.......

10 PRINT "Текст"

.......

2. Условный оператор IF...THEN...ELSE (Если...Тогда...Иначе):

IF <условие> THEN <список операторов> ELSE <список операторов>

Если заданное условие истинно, выполняется список операторов, стоящий после THEN, в противном случае выполняется список операторов, стоящий после ELSE.

Слово ELSE может и отсутствовать. Тогда происходит переход к строке, следующей за оператором IF...THEN.


Условия представляют собой логические соотношения: равенства или неравенства = равно, <> неравно, > больше, < меньше, >= больше или равно, <= меньше или равно.

При использовании сложных условий (объединении двух и более условий) применяют слова AND (И) и OR (ИЛИ):

Условие1 AND (или OR) Условие2...

Условный оператор позволяет реализовать алгоритм с ветвлением (рис.8-11).

Рисунок 8 – Пример программы с ветвлением

Рисунок 9 – Результат работы программы

Рисунок 10 – Пример вычисления функции с условием

Рисунок 11 – Результат работы программы

Применяется также частный случай условного оператора - оператор условного перехода: IF <условие> GOTO N ELSE <список операторов> Число N - метка. Если условие выполняется, то происходит переход по метке N, а иначе выполняется список операторов, стоящих после ELSE. Слово ELSE может и отсутствовать. Тогда происходит переход к строке, следующей за оператором IF...GOTO (рис.12-13).

Рисунок 12 – Пример программы безусловного перехода

Рисунок 13 – Результат работы программы

3. Оператор цикла FOR...TO...NEXT... позволяет реализовать циклический алгоритм, когда часть программы может быть выполнена много раз подряд. FOR...TO... - начало цикла, NEXT... - конец цикла.

То, что стоит между началом и концом цикла, называется телом цикла. Иногда также применяются вложенные циклы, то есть циклы могут быть вложенными один в другой.

FOR X=A TO B STEP H

...................

NEXT X

Здесь X - переменная, A - начальное значение переменной, B - конечное значение переменной, H - шаг, с которым меняется переменная. Если шаг STEP H отсутствует, то по умолчанию шаг H=1. При этом переменная X называется счётчиком цикла. Повторение участка программы с шагом H происходит до тех пор, пока X<0, но тогда A>B (рис.14-18).

Рисунок 14 – Пример программы с циклом

Рисунок 15 – Резльтат работы программы

Рисунок 16 - Программа вычисления суммы членов ряда


Рисунок 17 – Резльтат работы программы

Рисунок 18 – Программа рисования 15 разноцветных концентрических окружностей.

Одновременное использование циклического и условного операторов. Вычисление функций, имеющих ограничения в области определения (рис.19-22). Примечание: Оператор IF...THEN...ELSE в QBasic должен быть записан в одну строку.

Рисунок 19 – Программа вычисления функции y=1/(x^2-5*x-6)

Рисунок 20 – Резльтат работы программы

Рисунок 21 – Программа вычисления функции y=1/SQR(x^2-3*x+2)

Рисунок 22 – Резльтат работы программы

2.5 Некоторые полезные команды QBasic.

Оператор LOCATE a, b - указывает позицию экрана (a-строка, b-столбец), начиная с которой будет печататься текст или число. Обычно используется перед оператором PRINT. Пример: LOCATE 4, 10: PRINT "Здравствуй, мир!"

Оператор SWAP X1, X2 - заставляет переменные X1 и X2 обменяться своими значениями. Пример:

X = 3

Y = 5

SWAP X, Y

Директива FILES выдает список подкаталогов и файлов в текущем каталоге. Кроме того, выдается свободная память на жестком диске.

Директива SHELL осуществляет сеанс связи с MS-DOS. Возвращение обратно из DOS в QBasic - команда EXIT.

Кроме того, директива SHELL "name" позволяет запускать программу name.exe или name.com, указанную в кавычках. Эта программа должна находиться в текущем каталоге, там же, где и *.bas файл. Расширение exe или com можно не указывать.

3 Будущее языка QBasic

3.1 Qb64

Qb64 (первоначально QB32) [9] является самодостаточным основным компилятор для Microsoft Windows, Linux и Mac OS X, разработаным, для того чтобы быть совместимым с Microsoft QBasic и QuickBASIC. Qb64 (рис.23) является C ++ подобным языком, который интегрирован с C ++ компилятор, чтобы обеспечить получение C ++ кода GCC оптимизации [10].

Рисунок 23 – Эмблема Qb64

Qb64 реализует большинство положений QBasic, и может выполнять множество программ, в том числе QBasic Microsoft, игры Gorillas и Nibbles [11] (рис. 24-25). Кроме того, Qb64 был разработан, чтобы реализовывать IDE (рис.26), которая напоминает QBasic IDE. Qb64 также расширяет язык программирования QBasic, включая 64-битные типы данных, а также лучший звук и поддержку графики. Он также может эмулировать некоторые DOS/x86 особенности, такие как доступ через прерыывание 33H к мыши и таймерам.


Рисунок 24 – Игра Gorillas

Рисунок 25 – Игра Nibbles

Рисунок 26 – IDE Qb64

Qb64 был изначально скомпилирован с QuickBASIC 4.5. После значительного развития, разработчик языка компания Galleon, стала испытывать затруднения, связанные с ограничениями памяти QuickBASIC и перешла на Microsoft Basic PDS 7.1, который решал эти проблемы в течение короткого времени. После версии 0.63, Qb64 был в состоянии собрать себя так, что ограничения памяти больше не возникали.

Синтаксис Qb64 разработан так, чтобы быть полностью обратно совместимым с QuickBASIC. Номера строк не требуется, и окончание строки заканчивается двоеточием (:).

На рис. 27 представлен простой пример программы «Hello, World».

Рисунок 27 – Пример программы «Hello, World».

Пример эмуляции памяти VGA представлен на рис.28:

Рисунок 28 – Пример программы эмуляции памяти VGA.

Пример того, как Qb64 позволяет работать с изображением и аудио файлами представлен на рис.29.

Рисунок 29 – Пример программы для работы с изображением и аудио файлами

Расширенные команды Qb64 начинаются с подчеркивания для того, чтобы избежать конфликтов с любыми именами, которые могут быть использованы в программе QuickBASIC. Qb64 расширяет язык QuickBASIC несколькими способами. Он добавляет новые типы данных, включая _BIT, _BYTE, _INTEGER64 и _FLOAT а также unsigned типы данных. Новые типы данных имеют суффиксы только для традиционных базовых типов данных. Qb64 также включает в себя аудио библиотеку, которая позволяет проигрывать самые распространенные аудио форматы, включая MP3, OggVorbis, и MIDI-файлы, а также библиотеки, которые позволяют использовать более высокие графические разрешения, больше чем 640 × 480, которое предлагается в QuickBASIC [12], использовать разные шрифты, и изображения в BMP, PNG и JPEG формате. Qb64 также позволяет использовать 32-битный цвет, в отличие от ограниченного 256 (или 16-битного). Программист также может не указывать, какие библиотеки программирования подключать так как Qb64 делает это автоматически. Тем не менее, работа по расширению набора библиотек постоянно ведется. На данный момент программист имеет возможность подключить новую библиотеку самостоятельно через использование директивы $INCLUDE как и QuickBASIC.