Файл: Классификация ассортимента, анализ потребительских свойств и основы производства товара».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Показатели ассортимента — это качественное выражение свойств ассортимента. К основным показателям ассортимента относятся: широта, полнота, глубина, структура ассортимента и индекс обновления.

Широта ассортимента — количество ассортиментных групп товаров, имеющихся в продаже. Коэффициент широты (Кш) выражается отношением действительного количества групп, подгрупп товаров к базовому.

Полнота ассортимента — количество ассортиментных групп товаров, выпускающихся промышленностью. Коэффициент полноты (Кп) — отношение действительного показателя к базовому. Чем выше полнота ассортимента, тем лучше удовлетворяются потребности покупателя.

Глубина ассортимента – характеризует наличие разновидностей одного вида товаров, выпускающихся промышленностью.

Структура ассортимента – количественное соотношение групп, подгрупп, видов, наименований отдельных товаров в общем наборе товаров. Показатель рассчитывается как отношение отдельных ассортиментных групп к суммарному количеству товаров, имеющихся в наличии.

Обновление ассортимента – замена имеющихся товаров новыми с лучшими потребительскими свойствами. Индекс обновления (Jo) – доля  новых товаров, введенных на рынок в течение последнего периода времени.

На основании проведенных маркетинговых исследований по ассортименту согласно вышеизложенной концепции делаются выводы о целесообразности создания новых товаров или совершенствовании существующей ассортиментной политики организации. 

Существует ряд методов оценки ассортиментной политики, которые практически применяются предприятиями или существуют в виде научных разработок:

Методика оценки ассортиментной политики в зависимости от объема продаж товаров. Данная методика базируется на косвенном определении ассортиментной политики в соответствии с трендами объема продаж. В этом случае выдвигается тезис о том, что объем продаж товаров конкурентов является показателем ассортиментной политики и являет собой некий монитор ситуации на рынке. 

Преимуществом данной методики является ее нетребовательность и легкость применения. При оценке товаров других компаний возникают трудности, объясняемые отсутствием данных для анализа. Применение данной методики возможно только при внутрифирменном исследовании.   К тому же надо учитывать некоторые факторы рынка.

Методика Андреевой О.Д. по оценке интеграционных показателей уровня ассортиментной политики, алгоритм которой описан ниже.


Определение уровня ассортиментной политики в качестве относительного показателя, который дифференцирует исследуемый товар от товара-аналога по косвенным показателям удовлетворенности спроса.

Все параметры, отражающие уровень ассортиментной политики, подразделяются на группы: [7]

Параметры стандартов могут соответствовать (равен 1), либо не соответствовать (показатель - 0) выдвигаемым нормативным требованиям. Таких параметров может быть несколько, общий показатель рассчитывается как произведение частных. При несоответствии одного показателя, общий тоже будет равен нулю. Товар будет неконкурентоспособен. Преимуществом методики является учет важнейших критериев ассортиментной политики: качество товара, послепродажное обслуживание, цена потребления. Недостаток методики - оценка товаров только относительно цены, т.е. оцениваются товары, обладающие разной потребительской ценой. 

В основном для определения качества предмета используются следующие параметры:

пищевая ценность;

биологическая ценность;

физиологическая ценность;

энергетическая ценность.

Наиболее важным показателем является пищевая ценность. Ею характеризуется фактически вся полнота полезных эффектов продукта питания. В эту категорию входят такие показатели, как доброкачественность, наличие питательных веществ и минералов, необходимых для нормального функционирования человеческого организма. Не все продукты обладают одинаковой пищевой ценностью. Данная основная характеристика изделий продовольственного типа напрямую зависит от набора микроэлементов, входящих в ту или иную продукцию.

Продовольственные изделия, в которых отсутствуют те или иные необходимые элементы, обладают пониженной пищевой ценностью (сахар, крахмал). Качественное питание не должно негативно влиять на состояние здоровья потребителя. Подобная характеристика обеспечивается путем проверки пищи на предмет наличия вредных соединений, патогенных микроорганизмов, сторонних элементов.

Под биологической ценностью подразумевается наличие в продуктах питания веществ, которые не синтезируются человеческим организмом, и, соответственно, могут попасть в него только извне. Это разнообразные биологически активные вещества, как то: витамины, микроэлементы, аминокислоты.

Под физиологической ценностью подразумевается способность продукции оказывать влияние на организм потребителя в целом, и отдельные его системы в частности. От количества и пропорционального соответствия жиров/белков/углеводов зависит энергетическая ценность предмета.


После использования пищевого изделия организм не использует все элементы, входящие в его состав. Поэтому при оценке качества применяется также такая потребительская характеристика, как усвояемость. Данный параметр позволяет оценить, насколько тот или иной предмет (и, соответственно, входящие в его состав элементы) используется человеческим организмом.

Под номенклатурой потребительских свойств и показателей подразумевают их совокупность, которой обуславливается возможность удовлетворения тех или иных потребностей (как реальных, так и ожидаемых). Этим параметром определяются качественные характеристики продуктов потребления. Все характеристики разделяют на следующие группы:

Назначение. Определяют, насколько тот или иной товар может удовлетворять потребности общества либо отдельной его социальной категории, а также то, насколько характеристики изделия соответствуют возложенным на него функциям (функциональные свойства).

Надежность. Способность продукта выполнять свое предназначение на протяжении определенного временного промежутка.

Эргономичность. Под данным потребительским свойством подразумевается удобство продукта в пользовании, соответствие изделия характерным особенностям человеческого организма.

Эстетичность. Эстетические свойства продукта, зависят от его внешнего вида, расцветки, формы. Поскольку при выборе конкретного товара рядовой потребитель обращает основное внимание именно на это свойства, дизайн изделия играет очень большую роль в маркетинге.

Экологичность. Данная характеристика раскрывает способность товаров влиять на экологию (как по время производства и транспортировки, так и при эксплуатации).

Безопасность. Характеризует безопасность изделия для лица, которое его использует. Чем больше характеризуемые свойства товара соответствуют ожиданиям и требованиям, тем выше его качество. В свою очередь, качество определяет наличие спроса на рынке.

Первым понятием, которое необходимо разобрать, является термин качество. Так, под качеством продукции подразумевают определенные ее свойства, благодаря которым она может выполнять возложенные на нее функции. Под качеством товара в свою очередь подразумевают совокупность описанных выше потребительских свойств. Показатель качества товара – количественная характеристика свойств определенного продукта, которая составляет его качество.

Выделяют два основных вида показателей:

Единичные. Относится только к одной характеристике.


Комплексные. Относится сразу к нескольким параметрам. Если при оценке используются все характеристики, имеет место обобщенный показатель качества. Еще одно потребительское свойство, применяемое в маркетинге – оригинальность. Данный параметр позволяет определить, насколько то или иное изделие выделяется на фоне других устройств подобного назначения.

Таким образом, потребительские качества товаров определяют, насколько они соответствуют своему предназначению, и влияют на потребительский спрос. Потребительские свойства характеризуют изделие с разных сторон и проявляются в процессе эксплуатации. Следует различать характеристики продовольственных и непродовольственных предметов.

2. Оценка ассортимента, анализ потребительских свойств и основы производства товара на примере

2.1 Описание предприятия, классификация его ассортимента

Geneticlab Nutrition - бренд спортивного питания для людей, занимающихся спортом и желающих следить за своим здоровьем. Успех компании пришел благодаря зарекомендовавшему себя качеству вкупе с отличным вкусом и ценой продукции. Компания с первого дня создания нацелена на удовлетворение самого требовательного и грамотного клиента.

Благодаря тому, что у Geneticlab nutrition собственное производство на базе лицензированного фармакологического предприятия, компания контролирует неизменно высокое качество продукции. Технологи в собственной лаборатории разрабатывают все более совершенные рецептуры продукции из лучших, безвредных и самых совершенных и современных компонентов. Постоянно ведется работа над вкусами, которые не оставляют равнодушными ни одного клиента компании. Цена продукции так же привлекательна для клиентов и партнеров компании, так как собственное производство и большие закупки позволяют предоставлять лучшую цену на самый качественный товар.

В компании представлены следующие ассортиментные группы спортивных товаров:

Аминокислоты

Протеины

Гейнеры

Сахарозаменители

Жирные кислоты

Жиросжигатели

Тестостерон

Энергетики

Сухие завтраки

Изотоники

Напитки

Сыворотки.


Поскольку компания осуществляет реализацию различных видов спортивных товаров, проанализированы показатели деятельности в разрезе номенклатурных групп товаров. В таблице 1 рассмотрена динамика товарооборота продажи всего ассортимента спортивных товаров.

Таблица 1 - Анализ динамики товарооборота по ассортименту спортивных товаров ООО " Geneticlab Nutrition" за 2017-2018гг.

Ассортимент

Товарооборот, тыс. руб.

Изменение

2017 г.

2018 г.

Абсолютное, тыс. руб.

Темп прироста, %

Аминокислоты

4 011

5 165

1 154

28,77

Протеины

4 440

4 228

-212

-4,77

Гейнеры

4 967

6 239

1 272

25,61

Сахарозаменители

1 476

1 471

-5

-0,34

Жирные кислоты

3 785

4 891

1 106

29,22

Жиросжигатели

7 949

10 912

2 963

37,28

Тестостерон

3 252

4 255

1 003

30,84

Энергетики

3 638

2 860

-778

-21,39

Сухие завтраки

6 198

8 853

2 655

42,84

Изотоники

9 297

9 954

657

7,07

Напитки

3 307

2 121

-1 186

-35,86

Сыворотки

5 267

3 544

-1 723

-32,71

Другие товары

3 657

3 919

262

7,16

Итого

61 244

68 412

7 168

11,70

Увеличение объема товарооборота ООО " Geneticlab Nutrition" на 7 168 тыс. руб.

Согласно Таблице 1 основной товарооборот ООО "Geneticlab Nutrition" приходится на такие ассортиментные группы, как: Жиросжигатели, Сухие завтраки и Жирные кислоты. В течение рассматриваемого периода следует отметить тенденцию роста товарооборота от продаж данных товаров.