Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Понятие и использование термина трудовой стаж в законодательстве Российской Федерации
1.1 Понятие трудового стажа и его значение для социального обеспечения граждан
1.2 Характеристика трудового стажа как юридического факта
1.3 Вопросы использования термина «стаж» в трудовом праве и праве социального обеспечения
Глава 2 Анализ видов трудового стажа
2.1 Характеристика и анализ видов трудового стажа
Периоды работы и (иной) деятельности, включаемые в страховой стаж в соответствии со статьей 10 Закона «О трудовых пенсиях в РФ»:
- Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ лицами, застрахованными в соответствии с законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании.
- Периоды работы и (или) иной деятельности, указанные в пункте 1, выполнявшие застрахованными лицами за пределами РФ, в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ при добровольном пенсионном страховании.
В страховой стаж наравне с вышеуказанными периодами засчитываются согласно статьей 11 вышеуказанного закона следующие иные периоды:
- период прохождения военной службы;
- период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
- периоды получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению службы занятости в другую местность для трудоустройства и т.д. [17]
- Специальный страховой стаж (далее по тексту – ССС) – это суммарная продолжительность трудовой деятельности в определенных профессиях, должностях, производствах, отраслях и в определенных местностях, с которой закон связывает особые правовые последствия.
Со ССС установленной законом продолжительности связано право па получение досрочной пенсии по старости. Так ССС лежит в основе назначения досрочных пенсий по старости педагогам, медикам, артистам и другим категориям граждан. Ранее это были пенсии за выслугу лет, а теперь они именуются досрочными пенсиями по старости граждан.
Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», которые предусмотрели порядок исчисления и суммирования ССС.
- Специальный трудовой стаж (далее по тексту - СТС) – это суммарная продолжительность трудовой или иной общественно полезной деятельности, которая протекала либо в особых условиях труда, либо в определенной местности (например, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) или на определенной территории (например, на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению) с чем законодательство РФ связывает определенные правовые последствия.
В современном пенсионном законодательстве РФ понятие СТС не определено, однако его юридическое значение заключается в том, что он учитывается при назначении пенсий на льготных условиях или пенсий за выслугу лет отдельным категориям граждан, то есть при выходе на пенсию раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста.
Приведем несколько примеров из судебной практики:
К заработной плате работника организации, расположенной в районе Крайнего Севера или приравненной к районам Крайнего Севера местности, установленной в размере МРОТ, начисляются районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в данных районах и местностях.
Р. обратился в суд с иском к МОУ "ДОД "ДХШ" о взыскании невыплаченной заработной платы, указав в обоснование требований, что ответчик неверно рассчитывал заработную плату, которая без учета районного коэффициента и процентной надбавки не должна быть меньше минимального размера оплаты труда.
При рассмотрении дела судом установлено, что истец работал у ответчика в должности заведующего выставочным залом; в период работы истцу выплачивалась заработная плата, состоящая из должностного оклада в размере 4420 руб., районного коэффициента 30% и процентной надбавки 50% за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, и за июнь - сентябрь 2011 г. с учетом всех компенсационных выплат, без учета районного коэффициента и процентной надбавки, заработная плата истца была меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (4611 руб.).
Руководствуясь требованиями ст. ст. 315, 316 и 317 ТК РФ, суд пришел к обоснованному выводу о том, что истцу, как работнику, осуществляющему трудовую деятельность в особых климатических условиях, гарантирована выплата не только минимального размера оплаты труда (МРОТ) в сумме 4611 руб., но и повышенный размер оплаты труда, который обеспечивается выплатой районного коэффициента и процентной надбавки. Поэтому его заработная плата должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда (МРОТ), после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в северных регионах.
Решением суда, которое оставлено без изменения вышестоящей инстанцией, с ответчика в пользу истца взыскана задолженность по заработной плате (по материалам обобщения судебной практики Верховного Суда Республики Коми).
В то же время районный коэффициент и процентная надбавка не начисляются к размеру минимальной заработной платы, установленному в субъекте Российской Федерации (РМЗП), если заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определенная посредством начисления районного коэффициента и процентной надбавки на размер минимального размера оплаты труда, превышает размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.
Так, решением суда первой инстанции удовлетворены исковые требования Ш. к муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения "Городская больница N 1" о взыскании заработной платы.
При этом суд признал необоснованной ссылку представителя ответчика на Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Иркутской области на 2011 год. Данным региональным соглашением на территории Иркутской области установлен размер минимальной заработной платы для работников организаций, расположенных в муниципальном образовании "город Усть-Илимск", муниципальном образовании "Усть-Илимский район", с 1 июня 2011 г. - в размере 6052 руб., с 1 сентября 2011 г. - в размере 6721 руб. с учетом всех компенсационных выплат и доплат.
В соответствии со ст. 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации (РМЗП). Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного федеральным законом. Исходя из положений Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (в ред. Федерального закона от 1 июня 2011 г. N 106-ФЗ) минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации установлен с 1 июня 2011 г. в размере 4611 руб., и с учетом северной надбавки 50% и районного коэффициента 60% при условии выработки нормы рабочего времени заработная плата истца должна составлять с 1 июня 2011 г. не менее 9683 руб. При таких обстоятельствах суд признал, что региональное соглашение не может применяться к данным правоотношениям, поскольку противоречит Федеральному закону от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ (в ред. Федерального закона от 1 июня 2011 г. N 106-ФЗ) (по материалам обобщения судебной практики Иркутского областного суда).
Действующее законодательство РФ выделяет следующие виды СТС:
- стаж работы на отдельных видах работ, который дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ»; [18]
- стаж государственной гражданской службы, который дает право на пенсию за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»;
- военная выслуга лет, которая дает право на пенсионное обеспечение в соответствии с Законом «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...».
Так стаж государственной гражданской службы, который дает право на пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом РФ о пенсионном обеспечении есть суммарная продолжительность периодов осуществления государственной службы и иной деятельности, учитываемая при определении права на пенсию федеральных государственных служащих и при исчислении размера этой пенсии. Статья 7 вышеуказанного закона гласит, что «федеральные государственные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет …при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет».
Время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначении пенсии в льготном исчислении. А порядок такого рода исчисления определяется Правительством РФ. [19]
2.2 Проблемы подтверждения трудового стажа
Трудовой стаж является одним из основных юридических фактов, с которым законодатель связывает возникновение большинства правоотношений в области социального обеспечения. Легальное определение понятия «трудовой стаж» закреплено в ст. 2 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». Так, под трудовым стажем понимается учитываемая при определение права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсий, предусмотренных ФЗ «О страховых пенсиях»[20].
В настоящий период, институт трудового стажа регулируется рядом нормативных актов, расположенных в иерархической последовательности. Во-первых, это международные акты, которые направлены на урегулирование вопросов, касающихся трудового стажа в международном сообществе. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права являются частью правой системы РФ и имеют преимущество перед национальным законодательством. Одним из основных международных актов в этой области является Соглашение о взаимном зачете в общий трудовой стаж и выслугу лет службы в органах и учреждениях прокуратуры в государствах - участниках Содружества Независимых государств. А главенствующими нормативно - правовыми актами Российской Федерации, регулирующими порядок подтверждения трудового стажа, в настоящее время, являются ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» и ФЗ от 01.04.1996 «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования».
Как любой другой юридический факт, трудовой стаж необходимо доказать. Так, в качестве доказательств рассматриваются документы и свидетельские показания. Однако, ественно полезно деятельности, граждане могут столкнуться с рядом актуальных в современный период проблем[21].
В первую очередь следует сказать, что подтверждение стажа документами является основным способом установления наличия стажа. В таком порядке могут быть подтверждены все виды трудового стажа без исключения. Нельзя не отметить, что документальные источники являются весьма ненадежными и нередко их потеря или непригодность может привести к невозможности подтвердить тот или иной период деятельности гражданина. Основную роль в установлении стажа играет трудовая книжка. И поэтому, неофициально, правила подтверждения стажа по времени подразделяются на два периода - до введения трудовых книжек и после их введения[22].
До момента введения трудовых книжек, стаж можно было подтвердить с помощью послужных списков, трудовых списков, а также других документов, выдаваемых с места работы. Однако, в современный период, процесс подтверждения стажа с использованием этих документов является проблематичными, потому что со временем большинство документов теряются либо приобретают такой вид, который не может способствовать подтверждению стажа.
С начала 1939 года на всех граждан, работающих по трудовому договору свыше пяти дней заводятся трудовые книжки, и все записи, внесенные в неё, принимаются в подтверждение стажа. Если в ней не содержатся какие - либо сведения, касающиеся трудовой деятельности работника, то доказательствами стажа могут служить справки из организации-работодателя, расчетные книги и справки архивных органов, данные персонифицированного учета застрахованных лиц.
Однако есть такие периоды, засчитываемые в трудовой стаж, сведения о которых не отражаются ни в трудовой книжке, ни в данных персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования. К ним относятся сведения о пребывание в местах заключения в случаях необоснованного привлечения к уголовной ответственности и т.д. Такие периоды доказываются иными документами, выдаваемыми в установленном порядке уполномоченными органами. Точный алгоритм их получения также не установлен и это приводит к трудностям в практике подтверждения стажа. Перед гражданами встают вопросы: как и куда обратиться?