Файл: Организация безналичных расчетов в банках на примере коммерческого банка ПАО УралСиб (Теоретические основы организации безналичных расчетов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретические основы организации безналичных расчетов

1.1 Нормативно-правовое регулирование безналичных расчетов. Основные правила совершения операций по расчетным счетам

1.2 Порядок открытия расчетных счетов клиентам банка. Документы, необходимые для открытия счета юридическим лицам, физическим лицам, нерезидентам. Порядок закрытия расчетного счета и оформления заявления за закрытие счета

1.3 Очередность и порядок платежей с расчетных счетов

1.4 Формы безналичных расчетов, сфера их применения и документооборот

Глава 2. Практические основы организации, оформления и учета безналичных расчетов на примере банка ПАО "БАНК УРАЛСИБ"

2.1 Организационно-экономическая характеристика банка ПАО "БАНК УРАЛСИБ"

2.2 Порядок заполнения выписки из лицевого счета на примере банка ПАО "БАНК УРАЛСИБ"

2.3 Порядок заполнения заявления об акцепте, аккредитив в ПАО "БАНК УРАЛСИБ"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

− информационное письмо (справка), выписанная органами статистики и гласящая о присвоении кодов по всем общероссийским классификаторам;

− банк может запросить у Вас разрешения, выданные для осуществления какой-либо лицензируемой деятельности, но это произойдет исключительно в том редком случае, когда правоспособность клиента к заключению договора связана непосредственно с данными лицензии;

− в том случае, если расчетный счет открывается не представителем организации, а доверенным лицом, то необходимо предоставить саму доверенность;

− документ, который подтвердит расположение органа управления по указанному адресу (речь идет о договоре аренды/субаренды или же о свидетельстве о собственности). Весь процесс возни с документами очень трудоемкий, и только после того, как весь пакет документов представлен, проводится их проверка. Порядок открытия расчетного счета предусматривает проверку в течение нескольких дней.

Только после тщательной проверки банк выносит решение о том, заключать ли договор с клиентом — таков порядок открытия расчетного счета. Расчетный счет можно считать открытым только тогда, когда банк внес соответствующую запись в специальную книгу регистрации счетов. Порядок открытия расчетного счета в банке — это то, о чем необходимо быть в курсе любой организации, которая рассчитывает на проведение безналичных операций.

1.3 Очередность и порядок платежей с расчетных счетов

Платежи списываются с расчетного счета организации в определенном порядке. Он установлен статьей 855 ГК РФ. Очередность платежа в платежном поручении в 2016 году указывается в соответствии с этой статьей. Поэтому, для правильного заполнения платежного поручения, бухгалтеру необходимо знать эту очередность.

В 2016 году обычные платежи по налогам, сборам и страховым взносам относятся к пятой очереди. Поэтому при заполнении платежного поручения на такие перечисления бухгалтер должен указывать "5". При наличии же картотеки на счете налоги списываются в третью очередь на основании инкассовых поручений.

Таким образом можно выделить два вида случаев[15, с. 123-124]:

1) принудительная уплата налогов, то есть выставление налоговой инспекцией инкассовых поручений. В этом случае – третья очередь.


2) самостоятельная уплата налогов, в обычном текущем порядке. В этом случае в платежном поручении в 2016 году указывается пятая очередь.

Ранее, до внесения изменений в статью 855 ГК РФ платежи на выплату зарплаты списывались раньше (третья очередь), чем суммы на уплату налогов (четвертая очередь). Закон № 345-ФЗ приравнял статус подобных платежей, но только в отношении налогов по инкассо.

Поправки в статью 855 ГК РФ вступили в силу с 14 декабря 2013 года, в результате чего число очередей сокращено с шести до пяти. Такая очередность платежа и будет действовать в 2016 году. Информация о том, какая действует очередность платежа в платежном поручении в 2016 году, представлена в таблице.

До внесения изменения платежи на выплату текущей зарплаты сотрудникам списывались раньше (третья очередь), чем суммы на уплату налогов (четвертая очередь). Закон № 345-ФЗ приравнял статус подобных платежей, но только в отношении платежных поручений на списание налогов, выставленных контролирующими органами.

Обратите внимание: требование соблюдать очередность платежей относится именно к банкам (п. 2.10 Положения Банка России от 19.06.2012 № 383-П). Поэтому даже если вы ошибетесь в номере очереди, при недостаточности средств банк будет исполнять поручение в том порядке, который установлен законодательством.

Таблица 1

Очередность платежей, установленная в 2016 году[17, с. 101-102]

Номер очереди

На какие операции списываются средства

Первая

Выплаты по исполнительным документам, которые предусматривают возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью. А также оплата требований о взыскании алиментов

Вторая

Выплаты по исполнительным документам, которые предусматривают оплату выходных пособий и заработной платы бывшим или настоящим работникам, а также оплата вознаграждений авторам интеллектуальной деятельности

Третья

Текущая зарплата работников. Списание задолженности по уплате налогов и сборов по поручению налоговой инспекции. Списание задолженности по уплате страховых взносов по поручению служб контроля государственных внебюджетных фондов

Четвертая

Выплаты по исполнительным документам по другим денежным требованиям

Пятая

Все остальные платежи в порядке календарной очереди

Изменения в статью 855 ГК РФ были внесены для того, чтобы выполнить постановление Конституционного суда от 23.12.97 № 21-П, которое говорило о том, что, если денег на счете недостаточно, долги по зарплате и задолженность по налогам и сборам должны гаситься в рамках одной очереди.


Соответственно в 2016 году только инкассовые поручения контролирующих органов относятся теперь к третьей очереди, а самостоятельно выставленные платежки на уплату текущих налогов — это пятая очередь.

Тем более, что в новой формулировке статьи 855 ГК РФ прямо сказано о том, что третья очередь — это уплата налогов, сборов и страховых взносов по поручениям контролирующих ведомств.

Таким образом, все платежки, которые вы оформляете самостоятельно на уплату налогов и страховых взносов, — это пятая очередь. Но на всякий случай уточните в своем банке, какое у них мнение по этому вопросу. И проставьте в платежке ту очередность платежа, которую вам скажет банк. Какая-либо ответственность на вас за нарушение порядка не налагается, поскольку контроль за платежами осуществляют именно банки.

Итак, при перечислении налогов и обязательных страховых взносов (а также пеней и штрафов по этим платежам) в поле 21 «Очередность платежа» могут быть указаны значения «3» и «5». Эти значения определяют, в каком порядке банк будет проводить платежи, если денежных средств на счете организации недостаточно.

Значение «3» указывается в платежных документах, выставленных налоговыми инспекциями и отделениями внебюджетных фондов при принудительном взыскании задолженности.

Значение «5» указывается в платежных документах, которые организации составляют самостоятельно. Таким образом, при прочих равных условиях поручения организаций на перечисление текущих налоговых платежей будут исполняться позже, чем требования контролирующих ведомств на погашение недоимок. Это следует из положений пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 20 января 2014 г. № 02-03-11/1603.

1.4 Формы безналичных расчетов, сфера их применения и документооборот

Термин "форма безналичных расчетов" используется российским законодательством по традиции, заложенной еще в законодательстве Советского Союза. В иностранном законодательстве такой термин никогда не использовался. В качестве аналога термина "форма безналичных расчетов" иностранное законодательство и доктрина используют термин "инструменты платежа" (les instruments de paiement).

Иностранные источники не дают определения этого термина. Однако перечень инструментов платежа, который приведен в иностранном законодательстве и в литературе, дает основание для вывода об аналогичном значении терминов "форма безналичных расчетов" и "инструмент платежа".


Формы безналичных расчетов.

Платежное поручение (ПП) – это документ установленной формы, которым владелец банковского счета поручает банку провести нужную денежную операцию с его счета по заданным реквизитам. Оно заполняется самостоятельно отправителем или по его просьбе банком клиента и может быть оформлено в двух видах[16, с. 125-126]:

  1. На бумаге формата А4 (заполняется на компьютере в специальной программе,в документе Word или pdf-формате).
  2. В электронном виде (только в специальной программе, не выводя на бумагу).

ПП бывают:

  • Одноразовыми (на совершение одного перевода, после чего теряют свою силу)
  • Регулярными (для совершения систематических платежей, исполняются банком через определенный период времени).

Какие операции могут совершаться через платежное поручение?

  • Перевод денег контрагентам за работы/товары.
  • Переводы в бюджетные и небюджетные фонды разного уровня.
  • Оплата кредитов, пополнение вкладов и др.
  • Перевод денег в целях, утвержденных законами, контрактами или договорами.
  • Совершение регулярных платежей (коммунальные, оплата интернета, мобильной связи и др.).

Сроки исполнения прописаны в Гражданском Кодексе России. Если перевод осуществляется в пределах одной области или региона, то максимальный срок обработки может достигать двух дней. Если речь идет о межрегиональном платеже, то срок может растянуться до 3-5 дней. В практике поручение обрабатывается в дату его подачи или в течение первых суток.

Число ПП определятся количеством участников расчета. Одно остается в банке отправителя, второе – у клиента с отметкой о принятии, остальные идут в банк получателей и контрагентам.

Банк обязан принять ПП независимо от того, есть ли деньги на счете клиента. Если денег недостаточно, то ПП исполняется позже, как появятся средства. Если заключен договор об овердрафте по счету, то поручение обрабатывается сразу же.

В случаях, если средств недостаточно, и банк не может провести платеж, то ПП помещается в специальное хранилище поручений, неоплаченных в срок.

ПП имеет период действия – 10 дней.

В ПП нужно заполнить все обязательные поля. Помарки или исправления не возможны. Обязательными полями являются поля с реквизитами отправителя и получателя.

Основные поля и особенности их заполнения:

  1. Номер – нумеруется цифрами (максимум 6 знаков от 1 до 999999).
  2. Дата – ставится в форме число.месяц.год (пример 12.01.2015).
  3. Вид платежа – ставится в виде спецкода (пример: срочно = код 1).
  4. Сумма прописью – прописывается с большой буквы без сокращения, копейки — цифрами (пример: Пятнадцать тысяч сто сорок два рубля 21 копейка).
  5. Сумма – ставится цифрами, рубли от копеек отделяются знаком «-» (пример:15142-21).
  6. Плательщик – для ЮЛ прописывается полное наименование, адрес месторасположения (пример: ООО «Инвестор» //Россия, г. Зеленоград, ул. Советская, 15), а ФЛ – полное ФИО, место прописки (пример: Иванов Александр Владимирович // Россия, г. Краснодар, ул. Ленина 11).
  7. Плательщик счет № — это номер счета отправителя, состоящий из 20 знаков (пример: 40802810067100010760).
  8. Банк плательщика – указывается название и местонахождение (пример: «УРАЛСИБ 24» ЗАО, г.Москва).
  9. БИК – идентификационный № банка (пример: 044525716).
  10. Счет № — это номер коррсчета банка-отправителя в ЦБ РФ, состоит из 20 знаков (пример: 30101810100000000716).
  11. Банк получателя – название и расположение банка-получателя денег (пример: ОАО «Сбербанк» г.Москва).
  12. БИК банка получателя – прописывается согласно справочнику БИКов (пример: 044525111).
  13. СЧ.№ банка получателя – состоит из 20 цифр (пример: 30101810600000000886).
  14. Получатель – наименование адресата для получения перевода, для ЮЛ – полное название, для ФЛ – ФИО
  15. СЧ.№ получателя – состоит из 20 знаков.
  16. Вид оплаты – проставляется кодом (пример: ПП = 01).
  17. Срок плат. – не заполняется.
  18. Наз.пл. – не заполняется.
  19. Очер.плат. – цифры от 1 до 5 (в соответствии с ФЗ) или не заполняется (пример: 1 – платеж на возмещении вреда жизни/здоровью и алименты, 2 – оплата труда, 3 – налоги, 4 – любые денежные требования, 5 – другие документы в датированном порядке).
  20. Код – обычно указывается 0.
  21. Рез.поле – не заполняется.
  22. Назначение платежа – прописывается назначение ПП с дополнительными сведениями (пример: оплата за товар по накладной № 123, НДС не обл.)
  23. ИНН – обязательно к заполнению, 10 цифр — для ЮЛ и 12 знаков — для ФЛ.
  24. КПП – код постановки на учет, состоит из 9 знаков.
  25. М.П. – ставится печать отправителя.
  26. Подписи – подпись отправителя, как в карте подписей или паспорте.
  27. Отметки банка – печать и отметка сотрудника банка.

Как было указано выше, платежные поручения могут предоставляться в электронном виде. Чтобы электронное поручение имело законную силу, аналогичную бумажному, к нему применяется электронная подпись. По 63-ФЗ она приравнивается к собственноручной.

Аккредитив – это финансовая операция, в рамках которой банку плательщику выдается поручение в сторону банка получателя. Банковская манипуляция осуществляется по инициативе клиентов, по их поручению в соответствии с договором о партнерстве. Поручение заключается в проведении платежей физическим или юридическим лицом в рамках оговоренных условий по распоряжению.

Инкассо — это одна из форм расчета между продавцом (производителем товара, поставщиком услуг) и покупателем, при котором расчет осуществляется не участниками сделки, а их банками.

Таким образом, участниками инкассовой операции являются:

 взыскатель — клиент, который доверяет операцию по инкассированию своему банку;

 банк-ремитент — банк, которому взыскатель поручает операцию по инкассированию;

 инкассирующий банк — банк, на который возложено выполнение инкассового поручения;

 плательщик — контрагент взыскателя, который должен расплатиться с ним в соответствие с инкассовым поручением.

В зависимости от вида используемых документов инкассо бывает чистое и документарное. Чистое инкассоосуществляется только с использованием платежных документов (чеки, векселя, платежные расписки и прочее), а документарное инкассо — инкассо финансовых документов, которые сопровождаются коммерческими документами (счета, накладные, транспортные документы и прочее), или коммерческих документов, которые не сопровождаются финансовыми документами. Документарное инкассо в международной торговле представляет собой поручение экспортера своему банку получить от импортера сумму платежа по контракту. В свою очередь, экспортер передает импортеру товарные документы. Схема расчета по инкассо будет следующая:

Система безналичных расчетов  имеет множество инструментов для работы. Она является довольно удобной, ведь не нужно иметь дело  с наличными деньгами, а процедура расчетов между клиентами, даже находящихся в разных уголках мира, значительно упрощается. Одним из таких механизмов расчета являются банковские чеки. Рассмотрим, что это такое, какие виды бывает, как обналичивать чеки.

Для обработки чека банком, он должен содержать в себе обязательные реквизиты, которые прописаны ГК РФ, НК РФ и иными правилами.