Файл: «Информация в материальном мире» ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Информация в истории развития цивилизации всегда играла определяющую роль и служила основой для принятия решений на всех уровнях и этапах развития общества и государства. В истории общественного развития можно выделить несколько информационных революций, связанных с кардинальными изменениями в сфере производства, обработки и обращения информации, приведших к радикальным преобразованиям общественных отношений. В результате таких преобразований общество приобретало в определенном смысле новое качество.

Современный мир характеризуется такой интересной тенденцией, как постоянное повышение роли информации. Сегодня уровень могущества зависит не только от количества танков и ракет, нефти, золота и других материальных ресурсов. Настоящей силой обладает тот, под чьим контролем находятся информационные потоки. Информация является одним из важнейших стратегических ресурсов, наравне с финансами, квалифицированными кадрами, оборудованием, временем, энергией и сырьем.

Как известно, все производственные процессы имеют в своём составе материальную и нематериальную составляющие. Первая – это необходимое для производства оборудование, материалы и энергия в нужной форме (то есть, чем и из чего изготавливается предмет). Вторая составляющая – технология производства (то есть, как он изготавливается). Вспомнив в общих чертах историю развития производительных сил на Земле, каждый читатель увидит, что роль (и, соответственно, стоимость) информационной компоненты в любом производстве с течением времени возрастает.

В последнее столетие появилось много таких отраслей производства, которые почти на 100% состоят из одной информации, например, дизайн, создание программного обеспечения, реклама и другие. Соответственно, и себестоимость товара складывается из стоимости материала, энергии и рабочей силы с одной стороны и стоимости технологии, с другой. Доля НИОКР в цене товара в наше время может достигать 50% и более, несмотря на то, что материальные затраты индивидуальны для каждой единицы продукции, а затраты на технологию – общие, то есть, раскладываются поровну на всю серию товара. Появился даже принципиально новый вид товара, в котором доля индивидуальных затрат сведена почти до нуля. Это программное обеспечение (ПО), при производстве которого все затраты делаются на создание первого образца, а дальнейшее его тиражирование не стоит ничего. Указанные тенденции однозначно свидетельствуют, что XXI век стал информационным веком, в котором материальная составляющая отошла на второй план, что и подтверждает актуальность темы работы.


Целью работы является рассмотрение аспекта информации в материальном мире.

Задачи работы:

1. Изучить и систематизировать научно-методическую литературу по рассматриваемой теме;

2. Представить общую характеристику концепта информации;

3. Проанализировать парадигму квантовой информации как один из видов информации в материальном мире;

4. Выявить факторы угрозы и защиты информации в материальном мире;

5. Рассмотреть процесс визуализации информации как части материального мира.

В работе были использованы научно-методические труды таких авторов, как Внуков А.А., Громов Ю.Ю., Емельянов С.В., Коноплева И.А., Мойзес О.Е., Нестеров С.А., Румянцева Е.Л., Султанова Б. П., Советов Б.Я., Федотова Е.Л., Хлебников А.А., Щеглов А.Ю, Honghui Mei, а также электронные источники литературы.

1. Общая характеристика концепта информации

Информация - это любая организация или форма, которая предоставляет ответ на какой-то вопрос или устраняет неопределенность. Таким образом, это связано с данными и знаниями, поскольку данные представляют значения, приписываемые параметрам, а знание означает понимание реальных вещей или абстрактных понятий. Поскольку это касается данных, существование информации не обязательно связано с наблюдением (оно существует, например, за горизонтом событий), тогда как в случае знания информация требует когнитивного наблюдателя. Информация передается либо как содержание сообщения, либо посредством прямого или косвенного наблюдения. То, что воспринимается, может быть истолковано как само по себе сообщение, и в этом смысле информация всегда передается как содержание сообщения [16].

Рис. Виды информации

Информацию можно кодировать в различные формы для передачи и интерпретации (например, информация может быть закодирована в последовательность знаков или передана через сигнал). Она также может быть зашифрована для безопасного хранения и связи. Отметим также, что информация уменьшает неопределенность. Неопределенность события измеряется его вероятностью возникновения и обратно пропорциональна таковой. Чем более неопределенное событие, тем больше информации требуется для устранения неопределенности этого события. Бит является типичной единицей информации, но могут использоваться другие единицы, такие как NAT.


Понятие о том, что информация является сообщением, имеет разные значения в разных контекстах. Таким образом, понятие информации тесно связано с понятиями ограничения, коммуникации, контроля, данных, формы, образования, знания, смысла, понимания, умственных стимулов, картины, восприятия, представления и энтропии [3].

Рис. 2. Общая схема передачи информации

Хотелось бы еще отметить, что информации присущи различные свойства, которые можно увидеть ниже. Основное свойство (т.н. показатель качества) информации – её ценность определяется важностью задач, которые может решить информационный субъект (человек) с её помощью. Ценность информации зависит от того, насколько она важна для решения той или иной задачи, а также от того, насколько она найдёт применение в дальнейшем [7].

- Полезность информации определяется степенью полезности её использования для решения задач, стоящих перед информационным субъектом. Полезность информации зависит от таких её свойств, как полнота, актуальность и достоверность.

- Достоверность информации определяется степенью отражения в информации свойств информационного объекта. Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию или принятию неправильных решений. Достоверная информация со временем может стать недостоверной, так как она обладает свойством устаревать, то есть перестаёт отражать истинное положение дел. Полнота информации определяется тем, насколько полно отражены в информации свойства информационного объекта необходимые для решения поставленной перед субъектом задачи. Информация полна, если её достаточно для понимания и принятия решений. Как неполная, так и избыточная информация сдерживает принятие решений или может повлечь ошибки.

- Точность информации определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т.п.

- Актуальность информации определяется её способностью отвечать задачам, решаемым в текущий момент. Только своевременно полученная информация может принести ожидаемую пользу. Нежелательна, как преждевременно полученная информация (когда она не может быть усвоена), так и её задержка [7].

- Понятность информации определяется возможностью уяснить содержание полученных данных и составить представление об информационном объекте. Это семантический аспект информации. Информация становится понятной, если она выражена языком, на котором говорят те, кому предназначена эта информация. Если ценная и своевременная информация выражена непонятным образом, она может стать бесполезной.


- Возможность получения информации субъектом определяет её доступность. Доступность информации характеризуется возможностью получения доступа к источнику информации. Информация должна преподноситься в доступной форме (по уровню её восприятия). Поэтому одни и те же вопросы по-разному излагаются в школьных учебниках и научных изданиях. Информацию по одному и тому же вопросу можно изложить кратко (сжато, без несущественных деталей) или пространно (подробно, многословно).

Также информации соответствуют различные теории, которые обличают её в ту или иную форму, которые мы рассмотрим сейчас ниже [10].

1. Информационная теория/теория информации.

В теории информации информация берется как упорядоченная последовательность символов из алфавита, например, входной алфавит X, и выходной алфавит Υ. Обработка информации состоит из функции ввода-вывода, которая отображает любую входную последовательность из Х в выходную последовательность из Υ. Отображение может быть вероятностным или детерминированным. Он может иметь память или быть без памяти.

2. Информация как сенсорный ввод.

Часто информацию можно рассматривать как тип ввода в организм или систему. Входы имеют два вида; некоторые входы важны для функции организма (например, пищи) или системы (энергии) сами по себе. В своей книге «Сенсорная экология» Дузенберри назвал эти причинные входы. Другие входы (информация) важны только потому, что они связаны с причинными входами и могут быть использованы для прогнозирования возникновения причинно-следственной связи позднее (и, возможно, в другом месте). Некоторая информация важна из-за связи с другой информацией, но в конечном итоге должна быть связь с причинным вводом. На практике информация и её передача обычно осуществляется слабыми стимулами, которые должны быть обнаружены специализированными сенсорными системами и усилены вводом энергии, прежде чем они могут функционировать для организма или системы. Например, свет в основном (но не только, например, растения могут расти в направлении источника света), а причинный вклад в растения, но для животных он предоставляет только информацию [4].

Цветной свет, отраженный от цветка, слишком слаб, чтобы опосредовать много фотосинтетических работ, но зрительная система пчелы его обнаруживает, а нервная система пчелы использует информацию для направления пчелы к цветку, где она часто находит нектар или пыльцу, что являются причинными входами, служащими питательной функцией.


3. Информация как представление и сложность.

Когнитивный ученый и прикладной математик Роналду Виго утверждает, что информация представляет собой концепцию, которая требует, по крайней мере, двух связанных сущностей, чтобы обрести количественный смысл. Это любая размерно определенная категория объектов S и любое ее подмножество R. R, по существу, является представлением S или, другими словами, передает репрезентативную (и, следовательно, концептуальную) информацию о S. Виго определяет количество информации, которое R передает S, как скорость изменения сложности S, когда объекты из R удаляются из S.

4. Информация, как влияние, которое приводит к трансформации.

Информация представляет собой любой тип шаблона, который влияет на формирование или преобразование других шаблонов. В этом смысле нет необходимости в сознании воспринимать информацию, а тем более оценить шаблон. Рассмотрим, например, ДНК. Последовательность нуклеотидов представляет собой образец, который влияет на формирование и развитие организма без необходимости в сознательном разуме. Можно было бы утверждать, что для того, чтобы человек сознательно определял шаблон, например нуклеотид, естественно, включает в себя сознательную обработку информации.

Теория систем порой, по-видимому, относится к информации в этом смысле, предполагая, что информация не обязательно связана с сознательным выражением сознания, а шаблоны, циркулирующие (из-за обратной связи) в системе, могут быть названы информацией. Другими словами, можно сказать, что информация в этом смысле является чем-то потенциально воспринимаемым как представление, хотя оно не создано или не представлено для этой цели. Например, Грегори Бейтсон определяет «информацию» как «разницу, которая имеет значение» [2].

Если, однако, предпосылка «влияния» подразумевает, что информация воспринимается сознательным умом и также интерпретируется им, конкретный контекст, связанный с этой интерпретацией, это может привести к превращению информации в знания. Сложные определения, как информации, так и знания затрудняют такой семантический и логический анализ, но условие трансформации является важным моментом в изучении информации в том, что касается знаний, особенно в деловой дисциплине управления знаниями. В этой практике инструменты и процессы используются для оказания помощи работнику-исследователю в выполнении исследований и принятии решений, включая такие шаги, как [11]:

1. Обзор информации для эффективного получения ценности и значения;