Файл: Методы управления инновационными проектами (Теоретические основы управления инновационным проектом).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ ПРОЕКТОМ
1.1 Сущность и виды инновационного проекта
1.2. Фазы инновационного процесса
1.3. Методы и функции управления инновационным проектом
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ ПРОЕКТОМ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «ТЕКСТЕРНО»)
2.1. Организационно – экономическая характеристика предприятия ОАО «Текстерно»
2.2. Анализ эффективности реализации управления проектом на ОАО «Текстерно»
ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ В ОАО «Текстерно»
В настоящее время в состав ОАО "ТЕКСТЕРНО" входят 5 линейных объединений ориентированных на рынок, подчиненных непосредственно Председателю правления (см. приложение 5):
1. Торговый дом.
2. текстильное объединение.
3. Швейное объединение.
4. Инженерно-техническое объединение.
5. Объединение социального развития.
Кроме того, в состав ОАО "Текстерно" входит НИИ "Хлопок", разрабатывающий новую ресурсосберегающую, экологически чистую технологию, и акционерный коммерческий банк "Текстерно". Обособленным статусом наделены объединенные для всего предприятия службы маркетинговой, социальной и технической деятельности.
Функции управления текущей деятельностью распределены между финансовыми, маркетинговыми и производственными структурами. Эти три функции выполняют различные подразделения, связанные между собой функциональными связями, необходимыми для успешной работы предприятия. В основу функций входит формирование планов на текущий период, контроль их исполнения и анализ результатов.
Важное место в организационной структуре ОАО " Текстерно " занимает управление маркетинга. Главная цель маркетинговых структур состоит в том, чтобы найти покупателя для своей продукции, достигнуть максимально возможного высокого потребления, достигнуть максимальной потребительской удовлетворенности, предоставление максимально широкого выбора, имеет основной задачей товародвижение на рынок. В практике службы маркетинга ОАО «Текстерно» широкое распространение получили следующие методы стимулирования сбыта: продажа в кредит, бесплатная рассылка образцов, снижение цен на товары при их оптовых или регулярных закупках, применение упаковки. Особая роль в структуре управления отведена управлению перспективного развития.[11]
2.2. Анализ эффективности реализации управления проектом на ОАО «Текстерно»
Важнейшей составной частью предприятия во всех его ипостасях становятся инновации - процесс постоянного обновления во всех сферах его деятельности. Но для того чтобы организовать инновации на предприятии, необходимы специальные подразделения, которые могли бы заниматься этой работой. Такое подразделение на ОАО «Текстерно» - НИОКР (Научно исследовательский отдел конструкторских разработок). Это структурное подразделение, занимающееся разработкой и внедрением инновационных проектов на основе новейших достижений науки, техники, улучшения качества выпускаемой продукции.[2]
В своей работе НИОКР руководствуется внутренними документами ОАО «Текстерно», действующими нормами ГОСТ, ТУ, ОСТ и ТО, а также планами, графиками, методиками, научными разработками научно-исследовательских институтов и фирм.
Уровень использования инновационного потенциала предприятия во многом зависит от всего предшествующего опыта, условий функционирования подразделений НИОКР, уровня производства.
После создания закрытого акционерное общество «Текстерно» путем преобразования государственного предприятия Тираспольское хлопчатобумажное объединение «Текстерно» в 1996 году на предприятии начался процесс внедрения инноваций. Основными направлениями внедрения новшеств являлись:
1. Техническое развитие.
2. Развитие ассортимента.
3. Улучшение качества продукции.
4. Финансовая и экономическая политика.
Для расширения рынков сбыта и усовершенствования выпускаемого ассортимента на предприятии отработана программа установки нового более совершенного и производительного оборудования:[4]
Ткацкое производство - установлено и запущенно в эксплуатацию 24 ткацких станка СТБУ-1-330 для выпуска тканей шириной до 310 см.
Отделочная фабрика - две машины упаковочные для экспортной упаковки ткани.[9]
- печатная машина «УНИКА» для печати ткани шириной до 320 см, улучшения качества печати и производства ткани;
- машины граверная и проявления шаблонов «РОБУСТЕЛЛИ», для изготовления шаблонов под печать тканей шириной до 320см, повышения качества гравирования;
- -машина промывная «МЕЦЕРА» для промывки крепированной ткани (новый способ отделки).
Особое внимание уделяется выпуску готовой продукции и расширению ассортимента. Одним из важнейших критериев эффективной работы предприятия является наличие рынка сбыта продукции, для этого необходимо постоянно совершенствовать и развивать ассортимент. За период реструктуризации на ОАО «Текстерно» разработано и внедрено более 90 видов тканей различной ширины и направлений, освоен выпуск тканей одежной, диагоналевой групп и медицинского ассортимента.[9]
Продукцией предприятия является однониточная и крученая х/б пряжа суровые ткани (100% хлопок), ассортимент готовых тканей - бельевая группа, ситцевая группа, костюмно-плательная группа, жаккардовые ткани, фланель, креп, тик.
Отработаны такие направления новых видов продукции как ткани с применение пряжи кольцевого способа прядения; выпуск жаккардовых тканей и реализация их на Западном рынке отработана технология выпуска тканей с эффектом сжатости.
С целью повышения качества выпускаемой продукции на ОАО «Текстерно» был принят комплексный план мероприятий по качеству, охватывающий деятельность всех подразделений. План мероприятий предусматривает:
а) модернизацию оборудования с целью повышения качества:
- проведена реконструкция разрыхлительно - трепального агрегата в СТЦ;
- улучшение качества смеси хлопка;
- изменена схема удаления угаров на РТА-1 - улучшение сероочистки;
- установлены на 70-и ткацких станках товаронавивные механизмы новой конструкции - улучшение качества намотки ткани.
б) совершенствование структуры управления качеством - создан трехуровневый контроль качества:
1 уровень - производственный контроль (ПК), осуществляет внутренний контроль заправочных параметров, проведение испытаний полуфабрикатов, подработка технологий выработки нового ассортимента.
2 уровень - технический контроль (УТК), производит контроль за формированием партий суровых и готовых тканей, швейных изделий по назначению.
3 уровень - инспекционный контроль (ИК) осуществляет инспекционный контроль качества поступающего сырья, вспомогательных материалов, готовой продукции по упаковке, маркировке, складированию, хранению и отгрузки со склада сбыта по назначению.
Итогом проведенных мероприятий является достижение в 2015 году сортности готовых тканей до 98,4 %.
К инновациям в методах сборов и аналитики информации нужно отнести:
- создание центров оперативного планирования;
- внедрение системы САР (системы автоматизированного регулирования) "Текстерно/МАХ" с использованием штрихкодирования на всех технологических переходах. Она позволяет производить автоматический сбор информации на всех технологических переходах в реальном режиме времени, а также даёт возможность отслеживать выполнение заказов от запуска до конца технологического цикла.
Основная цель этих мероприятий - сделать работу огромного механизма под названием « Текстерно» чёткой, синхронной и бесперебойной. Результаты такой работы прослеживаются и в повышении производительности труда, и в улучшении сортности, и как следствие - в наращивании объёмов выпускаемой продукции.[4]
Подводя итоги, следует отметить, что главным направлением развития "Текстерно" является обеспечение прибыльности путём рациональной организации производственного процесса, включая управление и развитие инновационной базы, эффективное использование кадрового потенциала, а также наращивание объёмов производства и реализации продукции, обеспечивая устойчивую конкурентоспособность.
Инновационная деятельность "Текстерно", успешно действующего на рынке, развивается широким фронтом и распространяется на соответствующие организационные подразделения. Основными направлениями внедрения новшеств являлись техническое развитие, развитие ассортимента, улучшение качества продукции, финансовая и экономическая политика.[9]
ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ В ОАО «Текстерно»
3.1. Совершенствование инновационной деятельности как основа достижения стратегического конкурентного преимущества предприятия
При проектировании, разработке и внедрении инноваций следует определить необходимые затраты для их реализации, возможные источники финансирования, оценить экономическую эффективность от внедрения инноваций, сравнить эффективность различных инноваций путем сравнения доходов и затрат.
Установлены следующие основные показатели эффективности инновационного проекта:
1)финансовая (коммерческая) эффективность, учитывающая финансовые последствия для участников проекта;
2) бюджетная эффективность, учитывающая финансовые последствия для бюджетов всех уровней;
3) народнохозяйственная экономическая эффективность, учитывающая затраты и результаты, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников проекта и допускающие стоимостное выражение.
Для, расчета финансовой эффективности инновационного проекта применяют четыре главных метода инвестиционного анализа
1) окупаемости капиталовложений;
2) индекса доходности;
3) чистой текущей стоимости;
4) внутренней нормы доходности.
Метод окупаемости капиталовложений является весьма распространенным на практике. Но его существенный недостаток – игнорирование будущей стоимости денег с учетом дохода будущего периода и вследствие этого неприменимость дисконтирования. В условиях инфляции, резких колебаний ставки процента и низкой нормы внутренних накоплений предприятия этот метод недостаточно точен.
Внутренняя норма доходности (IRR) представляет собой ту норму дисконта (Е), при которой суммарное значение дисконтированных доходов (PVR) равно суммарному значению дисконтированных капитальных вложений (PVK).
Период окупаемости (РР) является одним из наиболее распространенных показателей оценки эффективности инвестиций. Он представляет собой временной интервал, за пределами которого чистая текущая стоимость (NPV) становится положительной величиной, т.е. окупаемость достигается в периоде, когда накопленная положительная текущая стоимость становится равной отрицательной текущей стоимости всех вложений.
Другими словами, период окупаемости — это число лет, необходимых для возмещения вложенных инвестиций.
бновление устаревших фондов, характеризуемое через коэффициенты обновления и выбытия основных производственных фондов, в том числе их активной части, свидетельствует о повышении технического уровня предприятия. Определяя влияние процесса обновления основных фондов на технический уровень производства, следует учитывать то обстоятельство, что мероприятие по замене старого оборудования новым становится целесообразным лишь в случае, если вновь вводимые основные фонды оказываются значительно производительнее и эффективнее старых.[10]
Одним из основных показателей, характеризующих как эффективность всего производства, так и эффективность использования и уровень технического состояния средств труда, является показатель фондоотдачи.
Рассмотрим сравнительный анализ времени ручного труда и автоматизированного. И выявим темпы роста производительности труда автомата по сложке изделий в таблице 1.
Таблица 1 – Сравнительный анализ ручного труда и автомата АКАВ
Показатели |
Сложка наволочки |
Сложка простыни с резинкой |
Сложка пододеяльника |
Сложка простыни |
||||
ШП |
АКАВ |
ШП |
АКАВ |
ШП |
АКАВ |
ШП |
АКАВ |
|
Трудоемкость, сек |
20 |
11 |
92 |
26 |
89 |
14 |
95 |
14 |
Выпуск в смену, ед |
1440 |
2618 |
313 |
1108 |
324 |
2057 |
303 |
2057 |
Выпуск в 3 смены, ед. |
4320 |
7854 |
939 |
3324 |
972 |
6171 |
909 |
6171 |
Численность рабочих, чел |
1 |
1 |
3 |
1 |
3 |
1 |
3 |
1 |
Фонд зараб.платы, руб. |
580,06 |
122,58 |
579,98 |
122,58 |
580,19 |
122,58 |
580,08 |
122,58 |