Файл: Индивидуальное предпринимательство (Основы гражданско-правового статуса индивидуального предпринимателя).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 176
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Основы гражданско-правового статуса индивидуального предпринимателя
1.1. Правовое регулирование индивидуальной формы предпринимательства
1.2. Индивидуальный предприниматель как субъект гражданско-правовых отношений
2. Приобретение и прекращение гражданско-правового статуса индивидуальных предпринимателей
2.2. Прекращение деятельности индивидуального предпринимателя
Кроме того, в соответствии с подп. 3 п. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"[25] плательщиками страховых взносов являются ИП, которые обязаны в течение трех дней со дня принятия решения о прекращении деятельности письменно сообщить в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего жительства информацию о прекращении деятельности.
До дня подачи в налоговый орган документов о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности, но не позднее чем в течение одного месяца со дня принятия решения об этом ИП обязан представить в территориальный орган ПФР сведения по персонифицированному учету за себя и работников.
Следующим этапом является закрытие лицевого счета в банке. ИП обязан в течение семи дней со дня открытия или закрытия лицевых счетов сообщить об этом в налоговую инспекцию (п. 2 ст. 23 части первой НК РФ[26]). При этом в порядке п. 1 ст. 118 части первой НК РФ нарушение срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии счета в банке влечет взыскание штрафа.
В соответствии с п. 1 ст. 22.3 Закона N 129-ФЗ после проведения всех вышеназванных административных процедур в налоговую инспекцию представляется следующий пакет документов: подписанное заявление о государственной регистрации по форме N Р26001; документ об уплате государственной пошлины. За государственную регистрацию прекращения физическим лицом деятельности в качестве ИП установлена государственная пошлина (п. 7 ст. 333.33 части второй НК РФ[27]); документ, подтверждающий представление в территориальный орган ПФР сведений о персонифицированном учете.
Данные документы могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения; представлены непосредственно или направлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. Датой представления документов является день их получения регистрирующим органом.
Государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве ИП осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов в налоговую инспекцию. По истечении этого периода времени налоговый орган выдает заявителю соответствующее свидетельство о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве ИП по форме N Р65001.
Таким образом, гражданин подлежит снятию с учета в качестве ИП, но остается как налогоплательщик - физическое лицо.
В соответствии с п. 3.1 ст. 11 Закона N 129-ФЗ налоговые органы в пятидневный срок с момента занесения сведений в ЕГРИП представляют в государственные внебюджетные фонды выписку из реестра, на основании которой ИП снимается с регистрационного учета в качестве страхователя.
Нередки случаи, когда деятельность ИП прекращается в связи с уходом из жизни самого лица. Согласно п. 2 ст. 22.3 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация при прекращении деятельности физического лица в качестве ИП в связи с уходом из жизни осуществляется на основании поступивших в регистрирующий орган в установленном законодательством РФ порядке сведений о государственной регистрации смерти.
В связи с вышеизложенным статус ИП и все его права и обязанности неразрывно связаны с личностью лица. Таким образом, родственники не смогут наследовать ни его процессуальные права и обязанности, ни статус.
Государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве ИП в связи с принятием судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) осуществляется на основании копии решения суда, поступившей в регистрирующий орган путем направления заказным письмом с уведомлением о вручении либо в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет.
ИП, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признан несостоятельным (банкротом) по решению суда. С момента вынесения такого решения утрачивает силу его регистрация в качестве ИП.
Основания и порядок признания судом ИП банкротом либо объявления им о своем банкротстве устанавливаются Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"[28].
В порядке ст. 214 Закона N 127-ФЗ основанием для признания ИП банкротом является его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. При этом заявление о признании ИП банкротом может быть подано самим должником, его кредитором или уполномоченными государственными органами.
Требования кредиторов ИП удовлетворяются за счет принадлежащего ему имущества в порядке и в очередности, которые предусмотрены Законом N 127-ФЗ.
После завершения всех расчетов с кредиторами ИП, признанный банкротом, освобождается от исполнения оставшихся обязательств, связанных с его предпринимательской деятельностью, и иных требований, предъявленных к исполнению и учтенных при признании предпринимателя банкротом.
Однако сохраняют силу требования граждан, перед которыми лицо, объявленное банкротом, несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также иные требования личного характера.
С момента принятия арбитражным судом решения о признании ИП банкротом и об открытии конкурсного производства утрачивает силу государственная регистрация гражданина в качестве ИП, а также аннулируются выданные ему лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности. Кроме того, ИП, признанный банкротом, не может быть зарегистрирован в этом статусе в течение года с момента вынесения соответствующего решения судом.
В соответствии с п. 5 ст. 22.3 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве ИП в связи с вступлением в силу приговора суда, которым ему назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок, осуществляется на основании поступившей в регистрирующий орган информации о вступлении в силу приговора суда.
В российском законодательстве предусмотрена особая форма ответственности, выражающаяся в лишении права занимать должность или осуществлять деятельность на определенный срок.
Государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве ИП в связи с аннулированием или окончанием срока действия документа, подтверждающего право данного лица временно или постоянно проживать в РФ, осуществляется на основании поступившей в регистрирующий орган информации об аннулировании указанного документа или на основании окончания срока его действия с учетом содержащихся в государственном реестре сведений о таком сроке.
Таким образом, лицо может осуществлять предпринимательскую деятельность в статусе ИП только до тех пор, пока его документ действителен.
Проведя всесторонний анализ причин прекращения деятельности ИП, хочется отметить достаточную проработанность и правовую прозрачность этого механизма. Ввиду применения большого количества законодательных актов, обеспечивающих этот вопрос, можно говорить о разбросанности норм. Однако при должном внимании к деталям все становится более чем доступным. Тем более что среди шести причин прекращения работы ИП, указанных в ст. 22.3 Закона N 129-ФЗ, можно говорить о реальном применении только нескольких.
Заключение
Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие выводы и предложения.
Гражданско-правовой статус индивидуальных предпринимателей - это правовое положение указанной категории лиц в сфере гражданско-правовых (предпринимательских) отношений, характеризующее их гражданскую правосубъектность, субъективные гражданские права и обязанности, гражданско-правовые принципы, гарантии, меры гражданско-правовой ответственности и защиты, определяющее отраслевое (гражданско-правовое), специальное и конкретно-индивидуальное положение индивидуальных предпринимателей в системе гражданско-правовых отношений с учетом особенностей, вызванных индивидуальной предпринимательской деятельностью.
В структуру гражданско-правового статуса индивидуальных предпринимателей входят: 1) принципы гражданского права; 2) гражданско-правовые нормы, устанавливающие данный статус; 3) гражданская правосубъектность (правоспособность, дееспособность, сделкоспособность, деликтоспособность); 4) субъективные гражданские права с соответствующими ограничениями и стимулами, юридические обязанности и законные интересы; 5) гражданско-правовые гарантии, меры гражданско-правовой ответственности и защиты.
Вся совокупность субъективных гражданских прав и обязанностей индивидуальных предпринимателей классифицируется на: 1) вещные права и обязанности; 2) неимущественные права и обязанности; 3) обязательственные права и обязанности; 4) наследственные права и обязанности; 5) интеллектуальные права и обязанности и т.д. В свою очередь, названные виды прав и обязанностей можно дифференцировать на договорные, внедоговорные, кондикционные и т.д. В зависимости от вида гражданских (предпринимательских) правоотношений в каждой конкретной юридической ситуации тот или иной индивидуальный предприниматель обладает конкретным набором субъективных гражданских прав и обязанностей.
Собственность индивидуального предпринимателя относится к категории частной собственности и не может именоваться так называемой «личной» собственностью. Именно частная собственность является индивидуальным типом собственности, определяющим принадлежность имущества конкретному частному лицу (физическому, юридическому). Имущество, не принадлежащее частному лицу (частная собственность), принадлежит государству, обществу в целом (государственная, публичная собственность). Выделение личной собственности в качестве самостоятельной формы собственности излишне приводит к смешению стройной системы форм собственности в нашей стране, противоречит конституционным положениям о формах собственности. Перечень имущества, принадлежащего индивидуальному предпринимателю и используемого в целях осуществления предпринимательской деятельности, более широк, нежели перечень имущества, используемого гражданином для ведения непредпринимательской деятельности.
В отличие от коммерческих организаций, в которых (за исключением унитарных предприятий) имущество на праве собственности принадлежит именно юридическому лицу, коллективному образованию, собственное имущество, предназначенное для ведения индивидуальной предпринимательской деятельности, принадлежит индивидуальному предпринимателю как физическому лицу. Хозяйственные товарищества и общества не могут не быть субъектами права собственности на находящееся у них на балансе собственное имущество. В свою очередь, учредители (участники) этих товариществ, обществ не являются собственниками имущества юридического лица и имущественных вкладов, внесенных в складочный (уставный) капитал на постоянной основе. Иной вывод противоречил бы основным положениям ГК РФ о юридических лицах (гл. 4), общепризнанной доктрине гражданского права, международному опыту и законодательству.
Государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя выполняет общие (информационно-коммуникативные, регулятивные, контролирующие) и специальные (конституирующие, охранительные, гарантийные) функции, а сама процедура регистрации имеет более упрощенный характер, нежели процедура регистрации коммерческих организаций.
В результате проведенного исследования предлагается внести в действующего законодательство следующие изменения и дополнения:
- ввести в ГК РФ норму, разрешающую заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью лицам, достигшим 16 лет и признанным полностью дееспособными в установленном законом порядке;