Файл: Классификация ассортимента, анализ потребительских свойств и основы производства товара (ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ В ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 1417
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1.ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ В ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
1.1.Понятие товарного ассортимента и его структура
1.2.Порядок формирования ассортимента товаров
1.3. Особенности регулирования и контроля ассортимента на производственных предприятиях
ГЛАВА 2.АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ АССОРТИМЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РОСЛАВЛЬСКОГО АВТОАГРЕГАТНОГО ЗАВОДА АМО ЗИЛ
2.1.Организационно – экономическая характеристика предприятия
2.2.Исследование ассортиментной политики предприятия
2.3. Анализ основных факторов подбора и планирования ассортимента товаров
2.4.Рекомендации по совершенствованию ассортиментной политики предприятия
ВВЕДЕНИЕ
Совершенствование ассортиментной политики имеет большое значение для повышения рентабельности работы производственного предприятия, завоевания новых клиентов, оптимизации структуры затрат. Правильно подобранный ассортимент играет ключевое значение для позиционирования предприятия. Особенно актуальна проблема управления ассортиментной политики для предприятий с ограниченными торговыми и складскими площадями. Очень важно выбрать такой ассортимент, который пользовался бы у потенциальных покупателей устойчивым высоким спросом.
Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что, предприятия производственной направленности не применяют современные инструменты анализа ассортимента в практической работе, что, в свою очередь, может привести к снижению темпов реализации продукции, снижению прибыльности.
Перечисленными выше факторами обусловлена актуальность темы дипломной работы.
Цель работы - на основании анализа существующей ассортиментной политики сделать предложения по совершенствованию ассортиментной политики на заводе ЗАО «РААЗ АМО ЗИЛ».
Для достижения поставленной цели были поставлены и последовательно решены следующие задачи:
- Изучить теоретические аспекты совершенствования ассортиментной политикой;
- Проанализировать деятельность ЗАО «РААЗ АМО ЗИЛ»
- Проанализировать действующую ассортиментную политику ЗАО «РААЗ АМО ЗИЛ».
- Дать рекомендации по совершенствованию управления ассортиментной политикой;
Объектом исследования является ЗАО «РААЗ АМО ЗИЛ»
Предметом исследования является деятельность предприятия в области управления ассортиментной политикой.
В качестве методов исследования применен АВС и XYZ анализ, экономический анализ.
ГЛАВА 1.ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ В ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
1.1.Понятие товарного ассортимента и его структура
Товарный ассортимент (товарная номенклатура) – совокупность всех товарных групп, предлагаемых компанией рынку в целом или каждому сегменту в отдельности. Торговый ассортимент - перечень товаров, формируемый организацией торговли с учетом ее специализации, потребительского спроса и материально-технической базы. В отличие от промышленного, торговый ассортимент включает, как правило, товары разных изготовителей. Исключение составляют фирменные магазины организаций-изготовителей, стратегия которых основывается на сбыте товаров только конкретной фирмы. Совокупность всех ассортиментных групп фирмы называют товарным ассортиментом. Ассортиментная позиция представляет собой конкретную единицу товара - модель, марку или его типоразмер.
Товарный ассортимент состоит из:
-товарных групп;
-товарных категорий;
-товарных линий;
-товарных единиц.
Рисунок 1.1-Структура ассортимента
Существуют следующие основные принципы формирования товарного ассортимента:
-функциональный, по близости выполняемых функций;
- потребительский (по группам потребителей);
- ценовой (дорогой, комиссионный и пр.).
Торговому ассортименту присуще такое понятие, как сбалансированность. Сбалансированным является ассортимент, сочетающий различные виды и разновидности товаров в группе и разные группы товаров в торговом предложении. Торговый ассортимент формируется на основе спроса и предназначения целевых рынков товаров.
По степени сложности ассортимента выделяют:
- простой ассортимент товаров;
- сложный ассортимент товаров.
Простой ассортимент - набор товаров, представленный ограниченным числом типов, видов и наименований, которые удовлетворяют определенное количество потребителей. Простой ассортимент можно классифицировать не более, чем по трем признакам.
Структуру простого ассортимента можно показать схемой фасетного метода классификации (рис. 1.2).
Рисунок 1.2- Структура простого ассортимента
Сложный ассортимент - набор товаров, представленных широким спектром групп, видов, разновидностей и наименований товаров, которые удовлетворяют максимум потребностей в товарах, классифицируются более чем по трем признакам.
Таким образом, сложный ассортимент - ассортимент товаров, имеющих внутреннюю классификацию по различным признакам (рис. 1.3) [4,С.109].
Класс товара- стройматериалы
Группа- половые покрытия
Вид- линолеум
Разновидности- с основной, безосновный
Рисунок 1.3.- Структура сложного ассортимента
Широта охвата товаров, входящих в ассортимент, определяется количеством групп, подгрупп, видов, разновидностей, марок, типов, наименований.
В зависимости от широты охвата товаров различают следующие виды ассортимента:
- укрупненный;
- развернутый;
- сопутствующий;
- смешанный.
Укрупненный ассортимент - набор однородных товаров, которые объединены общими признаками и удовлетворяют потребности – аналоги. Аналогами выступают, например, функциональные признаки
Видовой ассортимент - это часть укрупненного ассортимента, который также удовлетворяет потребности- аналоги.
Марочный ассортимент - набор товаров одного вида, марочных наименований или относящихся к группе марочных. Такие товары больше нацелены на удовлетворение социальных и психологических потребностей, нежели потребностей в каком- либо определенном виде товара. Марочный ассортимент можно также назвать брендовым.
Развернутый ассортимент - набор товаров, который включает значительное количество подгрупп, видов, разновидностей, наименований, в том числе марочных, относящихся к группе однородных, но отличающихся индивидуальными признаками.
Сопутствующий ассортимент - набор товаров, которые выполняют вспомогательные функции и не относятся к основным для данной организации.
Смешанный ассортимент - набор товаров разных классов, групп, видов, разновидностей и наименований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения.
По степени удовлетворения потребителей различают рациональный и оптимальный ассортимент.
Рациональный ассортимент - товарный набор, способный удовлетворить необходимые для обеспечения высокого качества жизни потребности. Оптимальный ассортимент - набор товара, имеющий максимальный полезный эффект для покупателя при оптимальных затратах на его доведение до потребителя.
Критерием для отнесения товаров к оптимальному ассортименту может служить коэффициент оптимальности (Коп), который рассчитывается для конкретного товара по формуле:
Коп= Эп/З*100%, (1)
где Эп - полезный эффект от потребления товара при использовании его потребителем по назначению, руб.;
3 - затраты на проектирование, разработку, производство, доведение до потребителя, руб [4,С.110].
Полезный эффект (Эп) является выгодой, которую может получить потребитель при правильном использовании товара, за вычетом затрат на его покупку, потребление, хранение, возможный ремонт и утилизацию.
1.2.Порядок формирования ассортимента товаров
При принятии решений по ассортименту необходимо учитывать степень близости между товарами различных товарных групп, возможности компании оптовой торговли (финансовые, кадровые, складские и т.д.), уровень потребительского спроса, поведение, ассортимент и ценовую политику конкурентов.
С финансовой точки зрения, формирование ассортимента происходит с учетом оборачиваемости товаров, размера товарооборота и получаемой прибыли.
Расширение ассортимента производится по нескольким причинам, в том числе:
-для определенных товаров основного ассортимента необходимо иметь товары, дополняющие ассортимент и товары сопутствующие;
-часть ассортимент является нерентабельной ( согласно АБС- анализу относится к группе С);
- компания хочет переориентироваться на другой сегмент рынка, другого потребителя, ввести новые товары.
Принципы формирования ассортимента в оптовой торговле:
Первый - соответствие характеру спроса существующих клиентов;
Второй -устойчивость ассортимента постоянного спроса;
Третий- обеспечение рентабельности торговой деятельности;
Четвертый – определение количества реализуемых разновидностей по каждому наименованию товара.
Ассортиментные перечни товаров на оптовых предприятиях разрабатываются, как правило, в два этапа.
На первом этапе формируется групповой ассортимент товаров, формируется перечень товарный групп, востребованных по сегментам рынка.
Предварительно проводятся маркетинговые исследования потребительских предпочтений потребителей- компаний подрядчиков, розничных магазинов, изучается политика конкурентов.
На втором этапе определяется количество разновидностей каждого вида товара ассортиментного перечня, т.е. определяется количество разновидностей товаров, поступление которых обязательно в связи с заявками оптовых покупателей.
Разработанные ассортиментные перечни товаров оптового предприятия должны подвергаться корректировке с учетом изменений покупательского спроса, выпуска промышленностью новых товаров, результатов закупок на оптовых ярмарках и других факторов.
Главная цель создания обязательных ассортиментных перечней для оптовых компаний - контроль за полнотой и стабильностью ассортимента товаров на складах.
Политика изменения ассортимента основывается на трех подходах:
1. Вертикальное изменение. Вертикальное изменение направлено на расширение/сужение закупа товара, связанного с перестройкой ассортиментной матрицы.
2. Горизонтальное изменение меняет ассортимент в рамках уже имеющейся деятельности, в аналогичном направлении. Также возможен выход на новый рынок.
3. Комплексное изменение. Фирма может использовать оба направления[4,С.122]
Оценка эффективности выбранного подхода к изменению ассортиментной стратегии должна определяться возможным приростом прибыли (DПр), полученным в связи с изменением ассортимента реализуемой продукции.
DПр = DД - DР (2),
где DПр - изменение прибыли, DД - изменение дохода, DР - изменение расходов, вызванные расширением ассортимента[4,С.122].
Расширение ассортимента возможно на нескольких уровнях:
- рост числа позиций однородных товаров: закуп товаров в разной фасовке, в разной упаковке;
- развитие новых товарных направлений: диверсификация;
- продвижение новинок;
- комбинация всех действий: фирма производит изменения на двух или всех уровнях одновременно.
К методам расширения ассортимента относят:
- Обновление ассортимента – закуп и реализация новых для оптовой компании товаров, которые остались незамеченными конкурентами или появились в результате изменения вкусов и запросов потребителей.
- Расширение ассортимента – закуп новых разновидностей основного товара.
- Пополнение ассортимента - добавление более дорогих или более дешевых товаров к любому существующему ассортименту продукции для привлечения новых групп покупателей[26,С.103].
Решения фирмы по широте товарного ассортимента могут быть следующими:
- наращивание вниз (от верхнего эшелона рынка к охвату нижележащих эшелонов) с целью сдерживания конкурентов, фирма охватывает другие сегменты рынка, например, с помощью более дешевого товара. Цель наращивания вниз- завоевание быстрорастущих сегментов рынка, наступление на конкурентов;
- наращивание вверх, т.е. проникновение из низших эшелонов в верхние, которое связано с риском и противодействием конкурентов. Фирма может закупить новый товар или попытаться проникнуть в новый сегмент рынка с новым для данного сегмента товаром;
- наращивание в обоих направлениях для фирм, работающих в среднем эшелоне рынка.
Насыщение товарного ассортимента. Расширение товарного ассортимента за счет добавления новых ассортиментных позиций ведет к его насыщению. Причинами насыщения ассортимента являются:
-желание увеличить прибыль,
- удовлетворение покупателей путем появления дополнительного ассортимента,
-использование всех складских мощностей,
- стремление к лидерству по ассортименту ,
- ликвидация пробелов в ассортименте для ограничения выхода на рынок конкурентов[12,С.92].
При перенасыщении ассортимента общие прибыли по всему ассортименту уменьшаются, так как товары начинают подрывать сбыт друг друга, а потребители не могут осуществить выбор.