Файл: «Основные этапы формирования налогового учета в России» ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По данным таблицы можно увидеть, что за рассматриваемый период наблюдается рост доходов. Рассмотрим доходы федерального бюджета с точки зрения налоговых и неналоговых поступлений. Достаточно долгий промежуток времени налоговые доходы составляют большую часть всех доходов федерального бюджета. Так, и за период 2013-2017 гг. их объем составляет более 50 %, при этом эта доля значительно увеличилась за рассматриваемый промежуток времени на 10, 6 процентных пункта. Этот факт указывает на то, что государство, решая свои социально-экономические задачи, приняло решение пополнять финансовую базу за счет налоговых поступлений, в том числе НДПИ, налог на прибыль, акцизы, НДС и т.д. Неналоговые доходы также играют существенную роль в формировании федерального бюджета, несмотря на то, что за 2013–2017 гг. их доля уменьшилась почти на 11,5 %. Данное снижение можно объяснить сокращением доходов от ВЭД. Эта тенденция не случайна, учитывая относительно сдержанную политику России на мировом рынке, так как на сегодняшний момент государство стремится развивать отечественный рынок.

Рассмотрим структуру расходов федерального бюджета за исследуемый период.

Таблица 2.3

Расходы федерального бюджета 2013-2017 годы, млрд. руб.

Показатель/Год

2013

2014

2015

2016

2017

2017 в % к 2013

Всего

13342,9

14830,6

15486,4

16098,7

16181,2

121,3

Социальная политика

3833,1

3452,4

4185,1

4450,0

5080,1

132,5

Национальная оборона

2193,6

3062,9

3119,6

3145,1

2840,1

129,5

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

2061,6

2479,1

1997,9

2024,1

1968,2

95,5

Национальная экономика

1849,3

2086,2

2273,8

2565,7

2292,1

123,9

Общегосударственные вопросы

850,7

934,7

1109,6

1146,0

1169,3

137,5

Прочие расходы

2644,6

2815,3

2800,4

2767,8

2831,4

107,1

Анализируя таблицу, можно увидеть, в 2017 году доходы были выше, чем в предыдущих, т.е. видна тенденция роста расходной части бюджета. Данный факт можно обосновать тем, что в разрезе функциональных направлений бюджетных расходов больше всего планируется потратить на социальную политику — 5080 млрд. руб. По разделу «Национальная экономика» ассигнования составляют сумму почти 2300 млрд. руб. «Национальная оборона» потребует в открытой части бюджета около 2840 млрд руб. Это на 27% меньше, чем было выделено на национальную оборону за 2016 год[21]. Несмотря на некоторое повышение суммарной доли расходов на социальный блок, бюджет 2017 года нельзя назвать «социальным» с точки зрения заботы о развитии социальной сферы. Основные изменения в части пенсий свелись к сокращению масштабов запланированной индексации и очередной заморозке накопительной части.


Таким образом, можно подвести итог о том, что дисбаланс бюджета все же существует, и по словам МинФин РФ, к 2020 году дефицит должен снизится до 1,2%. В части населения государству необходимо улучшить политику в сфере здравоохранения и образования и уделить больше внимания на социальные аспекты развития государства.

2.2 Анализ налогового контроля в России

Согласно данным ФНС, налоговая служба в 2017 году обеспечила рекордные за последние 5 лет темпы роста налоговых поступлений в бюджет страны — более 17,3 трлн. рублей, что на 2,9 трлн. рублей больше, чем в 2016 году. Драйверами роста стали налог на прибыль +18,8% (плюс 3,3 трлн. руб.) и НДС +15,5% (прирост на 3,1 трлн. руб.). Эти цифры однозначно говорят о развитии налогового контроля.

Одной из основных задач для налоговых органов в 2017 году было обеспечение эффективного администрирования страховых взносов. И это у них отлично получилось! По итогам года во внебюджетные фонды поступило 5,8 трлн. рублей, что на 9,1% больше 2016 года (плюс 483 млрд. руб.). При этом передача обязанности администрирования страховых взносов от органов ПФР к налоговым органам, обернулась для многих компаний и предпринимателей неприятным сюрпризом. Для многих это привело к списанию суммы с расчетных счетов, блокировке счета за неуплату страховых взносов.

28 февраля 2018 года Глава ФНС Михаил Мишустин на заседании расширенной коллегии ФНС России заявил, что именно синергетический эффект от внедрения современных цифровых технологий в налоговое администрирование позволил добиться таких рекордных результатов.

Создаваемая фискальным органом цифровая технологическая платформа, общие интегрированные информационные ресурсы с таможенным органом, банками, ЗАГС, Росфинмониторингом позволяют ФНС изменить методы налогового контроля: непрерывно работать с гигантским массивом данных и совершенствовать налоговый контроль в целом.

Внедрение в работу инновационных технологий позволило концептуально поменять парадигму контрольной работы.

Положительный для налогового органа эффект от внедрения новых технологий, изменения налогового законодательства, поддержки правоохранительных и судебных органов, как говорится, на лицо. В отчетах о результатах работы налоговых органов за 2017 год, опубликованных на официальном сайте ФНС много любопытных цифр, с которыми следует ознакомиться.


Так, 98% выездных проверок в 2017 году в России закончились выявлением нарушений!

На 40% выросла эффективность выездной проверки в России по сравнению с 2016 годом.

На 73% выросли минимальные доначисления на одну выездную налоговую проверку в России за последние 3 года. По итогам 2017 года это уже 16,4 млн. руб.

Рис. 2.1. Минимальный размер доначислений по РФ 2015 – 2017 гг.

При этом средняя сумма доначислений по Москве и Санкт-Петербургу составила более 55 млн. руб. за одну выездную налоговую проверку.

На 75 % в 2017 году в России увеличилось количество камеральных проверок.

На 32 % увеличились поступления в бюджет в результате принудительного взыскания по России (по сравнению с аналогичным периодом 2016 года).

Рис 2.2. Динамика поступлений в бюджет в результате принудительного взыскания, 2016 – 2017 гг.

Доначисления по результатам проверок продолжают расти, при этом любая выездная проверка является результативной.

Кстати, руководитель ФНС отметил снижение количества судебных налоговых споров — в 2017 году по сравнению с 2013 годом количество снизилось почти в 5 раз (с 53 до 11 тысяч), в том числе в 2017 году более, чем на 9 %. Справедливости ради следует отметить, что разрешение налоговых споров превращается в тяжкий труд с очень редкими проблесками для компаний.

Многие эксперты на сегодняшний день отмечают, что налоговый спор лучше вовсе не доводить до суда, так как сейчас шансов убедить налоговый орган в своей позиции во время административных процедур гораздо выше, чем сделать то же самое в арбитражном суде. И в подтверждение данного вывода очередная цифра — 82,8% судебных споров заканчивается победой налоговых органов.

Рис. 2.3. Удовлетворение судебных споров в пользу бюджета в 2017 г.

Основные новшества в сфере контрольных процедур, внедренные ФНС в 2017 году, которые непосредственно повлияют на работу налогоплательщиков в 2018 году и оценку налоговых рисков[22]:

1. Налогоплательщики были распределены по категориям риска на 3 группы: с высоким риском, средним и низким.

2. Полностью автоматизирован документооборот по контролю НДС, который сейчас является эталоном для тиражирования на другие налоги;

В 2017 году была начата разработка программного обеспечения «Климат-контроль» для оценки рисков работы с контрагентами. Планировалось, что этот сервис станет доступен налогоплательщикам на сайте ФНС России еще в 2017, однако запуск перенесли на 1 июня 2018 года.


3. В НК РФ появилась новая статья 54.1, посвященная необоснованной налоговой выгоде. Законодатель указывает на недопустимость искажений учета и отчетности, уменьшающих налоговую базу (умысел в совершении налогового правонарушения). Целью сделки не должна быть неуплата и (или) зачет (возврат) суммы налога (деловая цель сделки).

Сделка должна исполняться лицом, с которым заключен договор или лицом, которому обязательство передано по договору или закону (реальность сделки).

4. Активно используется возможность взыскания налогового долга компании с взаимозависимых юридических и физических лиц (ст. 45 НК РФ). Собственники, руководители и иные контролирующие лица привлекаются к субсидиарной, уголовной ответственности из-за долгов компании по налогам (ст. 61.10 Закона о банкротстве, ст. 199 УК РФ). Теперь возможно возмещение убытков с должностного лица компании по налоговым долгам без обвинительного приговора (ст. 1064 ГК РФ).

3. Перспективы развития налогового учета и системы Российской Федерации

3.1. Проблемы и ограничения развития современного налогового учета

Важное место среди проблем налогового учета Российской Федерации занимает налоговое администрирование. Как уже отмечалось выше Проблемы налогового учета проистекают из слишком большого количества необходимых к оплате налоговых платежей, непонятная большинству людей методика расчета налоговых платежей, сложность осуществления процедуры контроля[23].

Усовершенствование налогового учета к сегодняшним экономическим реалиям должно стать приоритетной задачей для правительства.

Эффективным механизм налогообложения становится только тогда, когда он соответствует поставленным перед ним задачам со стороны государства.

Эффективность налогообложения рассчитывается по следующему принципу из общей суммы собранных налогов, вычитаются средства, затраченные на процесс сбора налоговых средств.

Эффективность налогообложения определяется следующими принципами:


– для゚ государства゚ – эффективная система налогообложения состоит в большем объеме поступаемых налоговых платежей.

– для゚ хозяйствующих субъектов゚ – в удерживании высокого уровня прибыльности производства при минимальных затратах на налогообложение.゚

– для゚ населения゚ – получение достаточного объема денежных средств для обеспечения процессов жизнедеятельности, после осуществления процедуры уплаты налогов, в социальную сферу.

Статистические показатели бюджета по состоянию на 2017 год составили: 1,729,9 млрд. рублей в бюджет попало от налоговых поступлений, что в показатели ВВП составило 21,1%.

Общий объем суммарно налоговых платежей и других платежей составил 734,2 млрд. что составило 8,9% ВВП. Что полностью совпадало с показателями, полученными от служащих Федеральной Налоговой Системы. По состоянию дел на январь-март в Федеральную Налоговую Службу поступили средства в размере 665 млрд. рублей, что на тот период времени составило 8% от показателя ВВП. Фактором, оказавшим наибольшее негативное влияние на бюджет России - это значительное падение цен на энергетические ресурсы.

3.2. Основные направления совершенствования налогового учета и системы РФ

Исследовательские мероприятия, которые были проведены ранее в работе, показали, что налоговый учет и систему России необходимо совершенствовать. Существует необходимость в определении основного вектора дальнейшего усовершенствования[24]:

1) по゚ мере゚ снижения゚ обязательств゚ государства゚ в налоговой сфере, а так же сокращение структуры налоговой системы, случится снижение уровня налогового давления на налогоплательщиков, а значит, это прекратит жизнь теневых схем по выплате налогов.

2) внести в налоговую систему учета финансового положения налогоплательщика, и с учетом информации о финансовом состоянии производить регуляцию экономического пространства.

3) налоговая゚ система゚ должна゚ более простую структуру, так как в современном своем виде налоговое администрирование являет собой слабое место налоговой системы. Для усиления позиций налогового администрирования необходимо найти решение для следующих проблем:

- на законодательном уровне закрепить ликвидацию большого количества льготных категорий налогоплательщиков.