Файл: Понятие и задачи комплексного анализа (Теоретические основы экономического анализа деятельности предприятия ).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы экономического анализа деятельности предприятия
1.1. Понятие, задачи и виды экономического анализа деятельности предприятия
1.2. Показатели эффективности деятельности предприятия и методика их анализа
Глава 2. Экономический анализ деятельности предприятия на примере ООО «Сервис-Центр»
2.1. Характеристика ООО «Сервис-Центр»
2.2. Анализ и оценка основных показателей деятельности предприятия
Глава 3. Пути повышения эффективности деятельности ООО «Сервис-Центр»
3.1. Разработка мероприятий по повышению эффективности
3.2. Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий
Глава 2. Экономический анализ деятельности предприятия на примере ООО «Сервис-Центр»
2.1. Характеристика ООО «Сервис-Центр»
Общество с ограниченной ответственностью «Сервис-Центр» было зарегистрировано 1 марта 2003 г.
Основным видом деятельности предприятия является ремонта и технического обслуживания грузоподъемной техники отечественного и зарубежного производства: башенных, козловых и мостовых кранов, кран-балок, монорельсовых кранов.
Высокая квалификация, опыт и профессионализм специалистов позволяет предприятию выполнять работы по следующим направлениям:
- ремонт механических узлов и агрегатов (редукторов поворота, грузовых лебедок, крановых тормозов, грузовых канатов, отдельных узлов);
- замена импортного оборудования на аналоги российского производства;
- рихтовка, ремонт подкрановых путей мостовых кранов;
- ремонт обогревателей кабины машиниста;
- поиск неисправности и наладка систем;
- установка дополнительного оборудования;
- настройка предохранительных систем;
- наладка приборов безопасности;
- ремонт электрооборудования.
Ремонт стационарно установленной грузоподъемной техники (мостовые, башенные, козловые краны, подкрановые пути) производится на территории заказчика. Ремонт узлов и механизмов может производиться как на территории заказчика, так и на ремонтном участке на ул. Коммунальной 18.
У предприятия налаженные отношения с производителями и поставщиками запасных частей позволяют в кратчайшие сроки провести подготовку к ремонту оборудования любой сложности. По желанию заказчика осуществляется: поставка запасных частей для подъемно-транспортного оборудования; подбор и поставка грузоподъемного оборудования на основании технического задания.
Организационная структура ООО «Сервис-Центр» представлена на рис. 1.
Генеральный директор |
|||||||||||
Финансовый директор |
Коммерческий директор |
||||||||||
Главный бухгалтер |
Начальник отдела маркетинга |
Технический отдел |
департамент продаж |
||||||||
Бухгалтерия |
департамент продаж техники и оборудования |
Отдел АХО |
отделы продаж запасных частей |
Рисунок 1 - Организационная структура управления
ООО «Сервис-Центр»[22]
Организационную структуру управления ООО «Сервис-Центр» можно охарактеризовать линейно-функциональную.
Генеральный директор самостоятельно определяет штат предприятия и затраты на его содержание. Заместитель директора (финансовый директор), главный бухгалтер, иные работники назначаются согласно трудовых договоров приказом директора, который определяет их компетенцию и утверждает должностные инструкции. Генеральный директор несет ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятии и соблюдение законодательства при выполнении предприятием хозяйственных операций. Генеральный директор предприятия: без доверенности действует от имени предприятия, представляет его интересы; распоряжается имуществом предприятия в пределах, установленных действующим законодательством; заключать договора, в том числе трудовые; открывать в банках расчетные и другие счета, пользуется правом распоряжаться денежными средствами; издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников предприятия.
Среднесписочная численность общества с учетом обособленных подразделений по состоянию на 01.01.2016 г. составляет 118 человек.
Финансовые результаты деятельности предприятия в 2014-2015 гг. представлены в таблице 1.
Таблица 1
Финансовые результаты деятельности ООО «Сервис-Центр» за 2014-2015 гг.[23]
Показатели |
2014г. |
2015г. |
Отклонения |
|
---|---|---|---|---|
+/- |
% |
|||
Выручка от продаж |
1208777 |
872226 |
-336551 |
72,16 |
Полная себестоимость |
1055177 |
732899 |
-322278 |
69,46 |
Прибыль (убыток) от продаж |
2840 |
9163 |
6323 |
322,64 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
5567 |
910 |
-4657 |
16,35 |
Налоги |
1357 |
396 |
-961 |
29,18 |
Прибыль чистая |
4210 |
514 |
-3696 |
12,21 |
По данным таблицы 1 видно, что выручка от продаж в 2015 г. уменьшилась на 336 551 тыс. руб., или на 27,84%.
На рисунках 2-3, представим динамику финансовых показателей деятельности ООО «Сервис-Центр» за 2014-2015 гг.
Произошло так же снижение себестоимости продукции на 322 278 тыс. руб., или на 30,54%. Уменьшение себестоимости реализации происходило большими темпами, что говорит о снижении затратоемкости продукции. В результате этого прибыль от продаж в 2015 г. выросла на 6 323 тыс. руб., или на 322,64%. Однако по результатам работы предприятие получило чистой прибыли на 3 696 тыс. руб. меньше в 2015 г., чем в 2014 г. Сумма чистой прибыли составила в 2015 г. 514 тыс. руб.
Рисунок 2 - Динамика прибыли ООО «Сервис-Центр»
за 2014-2015 гг. [24]
Рисунок 3 - Динамика финансовых результатов деятельности
ООО «Сервис-Центр» за 2014-2015 гг. [25]
Проведем анализ рентабельности деятельности предприятия (см. табл. 2).
Таблица 2
Показатели рентабельности ООО «Сервис-Центр» за 2014-2015 гг. %[26]
Наименование показателя |
2014г. |
2015г. |
Отклонения |
Рентабельность продаж |
0,23 |
1,05 |
0,82 |
Рентабельность основной деятельности |
0,35 |
0,06 |
-0,29 |
Рентабельность активов |
1,69 |
0,18 |
-1,51 |
Рентабельность собственного капитала |
10,49 |
1,26 |
-9,23 |
На рисунке 4, представим динамику рентабельности ООО «Сервис-Центр» за 2014-2015 гг. наглядно.
Рисунок 4 - Динамика рентабельности ООО «Сервис-Центр» за 2014-2015 гг. [27]
На основании проведенного расчета можно увидеть, что в 2015 г. почти все показатели рентабельности ниже, чем в предыдущем. Лишь рентабельность продаж увеличилась на 0,82%, что произошло вследствие снижения себестоимости продукции.
2.2. Анализ и оценка основных показателей деятельности предприятия
Одной из важнейших функций реализации гибкого регулирования и прогнозирования хозяйственных процессов является управленческий анализ, главная цель которого заключается в постоянном информационном обеспечении контроля за рациональностью функционирования всей хозяйственной системы по выполнению обязательств производства и реализации продукции, выявлению и мобилизации текущих внутрипроизводственных резервов для повышения затрат на производство продукции, роста его доходности.
Проведем анализ объемов реализации на предприятии (табл. 3).
Таблица 3
Объем реализации ООО «Сервис-Центр» в 2014-2015 гг. [28]
Объем реализации, тыс. руб. |
||||
Периоды |
Запасные части |
Оборудование |
Услуги |
Всего |
2014г |
1104000 |
68264 |
36513 |
1208777 |
2015г. |
684000 |
70210 |
118016 |
872226 |
На основании данных таблицы 3 построим диаграмму динамики объемов реализации ООО «Сервис-Центр» в 2014-2015 гг. (рис. 5).
Рисунок 5 - Динамика реализации товаров и услуг
ООО «Сервис-Центр» в 2014-2015 гг. [29]
На основании показателей реализации можно увидеть снижение общего объема выручки в 2015 г., а так же снижение реализации продукции по всем видам товаров, как запасных частей, так и оборудования, а также услуг по ремонту. Как можно увидеть из представленных показателей, основным видом прибыли для предприятия является продажа запасных частей, на втором месте – продажа оборудование.
Далее проанализируем работу персонала предприятия, поскольку производительность и эффективность работы персонала в первую очередь влияет на результаты работы всего предприятия. Проведем анализ структуры персонала ООО ««Сервис-Центр» за 2014-2015 гг. (табл. 4).
Таблица 4
Численность работающих на ООО «Сервис-Центр» за 2014-2015 гг. [30]
Наименование |
Количество |
|
2014г. |
2015г. |
|
Служащие |
35 |
36 |
Вспомогательные рабочие |
10 |
11 |
Основные рабочие |
70 |
71 |
Итого |
115 |
118 |
Общая численность работников предприятия в 2015 г. увеличилась на 3 человека. Структура персонала предприятия представлена на рис. 6.
Рисунок 6 - Структура персонала ООО «Сервис-Центр» за 2014-2015 гг. [31]
Наибольшую долю в численности персонала ООО «Сервис-Центр» занимают «Основные рабочие» (60%), это работники цехов, инженеры, механики, мастера, водители.
Проанализируем изменения в структуре трудового коллектива предприятия (табл. 5).
Таблица 5
Движение рабочей силы на ООО «Сервис-Центр» за 2014-2015 гг. [32]
Показатели |
2014г. |
2015г. |
Отклонение от 2014г. |
|
Абс. |
Отн. |
|||
Среднесписочная численность работников, чел |
115 |
118 |
+3 |
102,6 |
Принято работников, чел. |
1 |
3 |
2 |
300 |
Выбыло работников, чел. |
2 |
0 |
-2 |
0 |
в том числе: |
||||
по собственному желанию и за нарушение трудовой дисциплины |
2 |
0 |
-2 |
0 |
Коэффициент оборота по приему |
0,008 |
0,025 |
0,017 |
312,5 |
Коэффициент оборота по выбытию |
0,017 |
0 |
-0,017 |
0 |
Коэффициент текучести кадров |
0,026 |
0,025 |
-0,001 |
96,15 |
На основании представленных данных в таблице 5, можно увидеть, что текучесть персонала ООО «Сервис-Центр» на протяжении анализируемого периода не превышает 3%, что говорит о естественной текучести персонала. На предприятия не проводилось сокращений рабочих мест.
На основании проведенных расчетов движения персонала предприятии можно сделать выводы, что предприятие характеризуется относительным постоянством кадров. Выбытия персонала с предприятия в 2015 г. не было, а принято 3 человек. Коэффициент оборота по приему выше предыдущего года на 0,017 пункта, что показывает то, что независимо от убыточности работы предприятия оно не проводит политику сокращения работников.