Файл: Международная охрана авторских прав (История развития международной охраны авторских прав).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 215
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. История развития международной охраны авторских прав
Глава 2. Основные положения международного авторского права
Глава 3. Международные договоры о защите авторских прав
Глава 4. Участие Российской Федерации в международной охране авторских прав
4.1. Охрана прав иностранных авторов в Российской Федерации
Международное сотрудничество в области интеллектуальной собственности преимущественно регулируется Соглашением по ТРИПС и соглашениями под эгидой ВОИС. Соглашение ТРИПС обобщило и объединило существующие документы, взяв за основу содержащиеся в них принципы регулирования интеллектуальной собственности и сделав акцент на экономической составляющей данного объекта. В этой ситуации в сфере регулирования ВОИС остаются развитие науки, моральный аспект, консультативные функции.[3]
Глава 2. Основные положения международного авторского права
По определению Всемирной Организации Интеллектуальной Собственности авторское право и смежные права - это есть правовые концепции и инструменты, которые, уважая и охраняя права создателей на их произведения, также вносят свой вклад в культурное и экономическое развитие наций. Законодательство по авторскому праву играет решающую роль в показе вкладов и прав различных партнеров, действующих в сфере культуры, и отношений между ними и обществом.[4]
Международное авторское право - отрасль в системе международного частного права, а точнее - это часть международного права интеллектуальной собственности.
Международное авторское право - это есть система межгосударственных соглашений, образующих международно-правовой порядок регулирования авторских прав.
Объектами авторско-правовой охраны обычно являются «литературные и художественные произведения», т.е. оригиналы творений в области литературы и искусства. Формой, в которой выражаются такие произведения, могут быть слова, символы, музыка, картины, трехмерные предметы или комбинации таких форм (например, опера или кинофильм).
Практически все национальные законы в области авторского права предусматривают охрану следующих произведений:
- литературных произведений: романы, новеллы, стихи, драматические произведения и любые другие сочинения, независимо от их содержания, объема, цели, формы. Охраняются как опубликованные, так и неопубликованные произведения. В большинстве стран законами в области авторского права также охраняются и устные произведения, т.е. произведения, не зафиксированные в письменном виде;
- музыкальные произведения: классическая или «легкая» музыка, песни, хоровая музыка, оперы, оперетты, инструментальная музыка (как для одного инструмента, так и для нескольких инструментов или оркестра);
- хореографические произведения;
- художественные произведения: двухмерные (рисунки, картины, гравюры, литографии и т.п.) или трехмерные (скульптуры, архитектурные сооружения), независимо от содержания и назначения;
- карты и технические чертежи;
- фотографические произведения: независимо от темы и цели, с которой они созданы;
- аудиовизуальные произведения (ранее называемые «кинофильмами» или «кинематографическими произведениями») - будь то немые или звуковые, независимо от их цели, жанра, метода съемки или технологического процесса.
Некоторые законы в области авторского права также предусматривают охрану произведений (переводы, адаптации) и сборников произведений, базы данных, представляющих собой по подбору и расположению материалов результат интеллектуального творчества. Многие законы также содержат положения по охране произведений прикладного искусства: художественные ювелирные изделия, лампы, обои, мебель и другие.
По сравнению с охраной национальной, международная охрана авторских прав имеет ряд особенностей:
- субъектами международной охраны кроме авторов граждан государств являются иностранцы, лица без гражданства, беженцы и некоторые международные организации (ООН, Организация американских государств, ЮНЕСКО, ВОИС и другие специализированные учреждения ООН);
- расширенный круг произведений, являющихся объектами авторского права. Они перечислены, например, среди объектов интеллектуальной собственности в ст. 2 Стокгольмской конвенции о Всемирной организации интеллектуальной собственности 1967 года. Сюда же можно отнести глобальную компьютерную сеть «Интернет», компьютерные программы, компиляции данных, информационные, коммуникационные и другие технологии;
- международная охрана авторских прав осуществляется не только с помощью норм национального авторского права, но и путем присоединения к международным договорам и вступления государств в ЮНЕСКО, ВОИС и другие международные организации, осуществляющие охрану прав иностранных авторов произведений;
- различные сроки обладания авторскими правами. В ряде стран они исчисляются со дня первого выпуска произведений в свет (первого опубликования): в Бразилии - 60 лет, в ФРГ - 70 лет; в Испании - 80 лет; в США - 75 лет и т.п. В других странах в соответствии с международными договорами эти сроки действуют в течение всей жизни автора и определенный законодательно срок после его смерти (как правило, 25 или 50 лет), как, например, в России - 50 лет2;
- территориальный характер авторских прав, т.е. возникновение, содержание, охрана, передача и прекращение авторских право определяются и ограничиваются законами и территорией того государства, в котором произведение было впервые обнародовано, опубликовано или выпущено в свет. Поэтому получение прав автором в этом государстве не влечет автоматического признания их в другой стране.[5]
На международную защиту авторских прав распространяются общие принципы права, а также принципы международного права. Основополагающие положения, такие как невмешательство во внутренние дела государства, суверенное равенство государств, мирное разрешение возникающих споров, сотрудничество государств, добросовестное выполнение принятых международных обязательств, уважение прав и свобод человека и др. - являются обязательными условиями любого международного правового сотрудничества между странами. Таким образом, проблемы, возникающие в связи с соблюдением прав авторов и иных обладателей авторских прав, должны разрешаться строго в рамках взаимосогласованных, взаимовыгодных международных договоренностей, направленных прежде всего на защиту интересов авторов.[6]
Основными положениями, общими для всей системы международной охраны авторских прав, включенными в национальное законодательство большинства государств можно назвать следующие:
- принцип гражданства автора;
С присоединением государства к соответствующим конвенциям территориальные ограничения отпадают. Согласно Бернской конвенции охрана предоставляется произведениям, как выпущенным, так и не выпущенным в свет, авторы которых либо являются гражданами государств - участников соответствующих конвенций, либо постоянно проживают на их территории. Тем самым реализуется принцип гражданства автора.
- территориальный принцип предоставления охраны;
Этот принцип применяется только для произведений авторов, не являющихся гражданами стран - участниц конвенций. То есть принцип гражданства автора и территориальный принцип не могут применяться одновременно. Охрана осуществляется в рамках реализации территориального принципа в том случае, если произведение впервые было выпущено в свет в одной из стран - участниц соответствующего договора или одновременно в стране - участнице и третьем государстве.
- принцип национального режима охраны;
Этот принцип установлен ст.2 Всемирной конвенции и означает, что произведения граждан любого государства - участника Конвенции, а равно произведения, впервые выпущенные на территории такого государства, пользуются на территории другого государства-участника той охраной, которую они предоставляют произведениям своих авторов, впервые выпущенным в свет на их собственной территории. Произведения иностранных авторов (имеются в виду граждане государств-участников), не выпущенные в свет, также пользуются охраной, которую государство предоставляет не выпущенным в свет произведениям своих авторов.
- принцип предоставления охраны вне зависимости от соблюдения формальностей;
В Российском законодательстве данный принцип содержится в п.1 ст.9 Закона: авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей.
В некоторых странах для признания произведения охраняемым необходима его регистрация, нотариальное удостоверение, оговорка о сохранении авторского права или соблюдение иных обязательных процедур. Всемирная конвенция устанавливает правило, согласно которому в случае, если по внутреннему законодательству государства-участника соблюдение формальностей является обязательным, то формальности считаются соблюденными в отношении произведений граждан других государств-участников либо произведений, впервые выпущенных в свет вне территории данного государства, при условии, что все экземпляры таких произведений, начиная с первого выпуска в свет, будут носить знак охраны авторского права - ©.[7]
Что же касается охраны не выпущенных в свет произведений, то в каждом государстве - участнике Всемирной конвенции их охрана должна осуществляться вне зависимости от соблюдения каких-либо формальностей, так как иначе они могут вообще остаться без правовой защиты. То есть в отношении не выпущенных в свет произведений отменяются любые материально-правовые формальности.
- принцип срочного характера охраны;
Данный принцип обусловлен необходимостью сочетания частных и публичных интересов при использовании продуктов интеллектуальной деятельности, а также их исключительной важностью для экономического и культурного развития общества.[8]
В соответствии со ст.4 Всемирной конвенции срок охраны произведений устанавливается законодательством государств-участников, но при этом не может быть меньше 25 лет с момента смерти автора. В определенных случаях в отношении некоторых категорий произведений допускается исчисление срока с момента первого выпуска в свет или с момента регистрации произведения. Сокращенный срок установлен для фотографических произведений и произведений прикладного искусства - десять лет, при сохранении неизменным порядка исчисления сроков.
- принцип осуществления охраны в пользу автора и его правопреемников.
Данное положение является ключевым для толкования и применения всех правил, направленных на охрану авторских прав. Иными словами, если в отношении положений конвенции возможны различные толкования, должен выбираться вариант, наиболее благоприятный для автора и его правопреемников.
Остается добавить, что следование данным принципам является одним из показателей состояния нормативного регулирования охраны авторских прав в стране. Национальное законодательство каждой из стран - участниц международных соглашений должно соответствовать вышеозначенным принципам формально, но и создать действенные механизмы по исполнению их на практике.
Глава 3. Международные договоры о защите авторских прав
Российская Федерация является участницей следующих международных актов и соглашений:
- Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г.;
- Всемирная конвенция об авторском праве;
- Международная конвенция об охране интересов артистов - исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (Рим, 26 октября 1961 г.);
- Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности (Стокгольм, 14 июля 1967 г.) (изменена 2 октября 1979 г.);
- Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Женева, 29 октября 1971 г.);
- Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (Брюссель, 21 мая 1974 г.);
- Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав (Москва, 24 сентября 1993 г.).
Указанные акты действуют с оговорками и в той части, в которой к ним присоединилась Российская Федерация (СССР).
Учитывая, что Российская Федерация совсем недавно вступила в ВТО (переговоры о присоединении России велись 18 лет, с 1993 года по 2011 год. Россия стала членом ВТО 22 августа 2012 года), проводится унификация российского законодательства в соответствии с Соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, 15 апреля 1994г.).
Включение сферы интеллектуальной собственности в систему ВТО оправдано по ряду экономических причин:
- Права на интеллектуальную собственность являются непосредственным предметом международной торговли;