Файл: Понятие, принципы и основания юридической ответственности за правонарушения в сфере предпринимательской деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерства и ведомства, иные органы и учреждения вправе издавать нормативные акты в пределах и случаях, предусмотренных федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Нормативными актами являются также акты законодательных и исполнительных органов субъектов Российской Федерации.

Большое значение имеют постановления Президиума (Пленума) ' письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, комментирующие и разъясняющие применяемые нормативные акты. Постановления и решения судебных органов получили название судебная практика.

Нормативно-правовые акты более низкого уровня применяются при условии, что их нормы не противоречат актам более высокого уровня и не содержат в себе норм, регулирующих данные гражданско-правовые общественные отношения.

Обычаи делового оборота применяются в области предпринимательской деятельности. Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области | предпринимательской деятельности) правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано оно или нет в каком-либо документе. Не подлежат применению лишь такие обычаи делового оборота, которые противоречат обязательным для предпринимателей положениям законодательства или договору.

Наряду с внутренними законами и иными правовыми актами источниками предпринимательского права служат общепризнанные принципы и нормы международного права, такие, как свобода торговли, международные договоры России. Международные договоры применяются к отношениям, регулируемым гражданским законодательством непосредственно, кроме случаев, когда для их применения требуется издание российского акта. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, что предусмотрены гражданским законодательством, то применяются правила международного договора.

Кроме того, существует большое количество нормативных актов, регулирующих отдельные вопросы предпринимательской деятельности.

5. Понятие предпринимательского права

Предпринимательское право – это совокупность норм по регулированию осуществления и организации хозяйственной деятельности. Для более детального уяснения понятие предпринимательского права представляется необходимым рассмотреть его предмет, т.е. совокупность общественных отношений, регулируемых данной отраслью права. Эти общественные отношения можно распределить на несколько групп. 


1. Центральной и основной группой, несомненно, выступают предпринимательские отношения, т.е. отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности хозяйствующими субъектами. Данная группа общественных отношений отличается несколькими существенными признаками.

2. Вторая группа включает в себя отношения организационного характера, не имеющие непосредственной целью извлечение прибыли. В частности, такие отношения складываются при осуществлении деятельности по созданию, реорганизации и ликвидации организаций, предпринимательских объединений, получению сертификатов и в ряде других случаев. Такая деятельность носит некоммерческий характер, но создает основу, а зачастую является необходимым условием, предпосылкой будущей предпринимательской деятельности.

3. Третью группу отношений, входящих в предмет предпринимательского права, составляют отношения, возникающие в процессе государственного регулирования предпринимательства. Эти отношения, в отличие от первой группы, не характеризуются равенством правового статуса участников. Напротив, они находятся в состоянии подчинения, а сами отношения образно можно представить как "вертикальные".

4. Четвертая группа общественных отношений. Речь идет о внутрихозяйственных отношениях. Субъектами таких отношений являются, в частности, различные структурные подразделения организаций, которые взаимодействуют как между собой, так и с организацией в целом.

Рассмотрев группы общественных отношений, составляющих предмет предпринимательского права, можно сделать вывод о том, что все они имеют общее стержневое начало - так или иначе складываются в связи с осуществлением предпринимательской деятельности. Осуществление предпринимательской деятельности, ее обслуживание и регулирование - вот то общественное поле, в рамках которого мы можем говорить о едином предмете такой отрасли, как предпринимательское право.

Предпринимательское право как учебная дисциплина - система обобщенных сведений о предпринимательском праве как отрасли, его законодательстве и практике применения, а также о науке.

Заключение

В результате проведенного курсового исследования можно сделать следующие выводы.

Предпринимательской признается систематическая деятельность с целью извлечения прибыли, на свой страх и риск, т.е. под собственную имущественную ответственность лицом, зарегистрированным в качестве предпринимателя.


К признакам предпринимательской деятельности можно отнести самостоятельность ее осуществления, под свой страх и риск; систематический характер деятельности; профессионализм предпринимателя, а также осуществление деятельности лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в установленном законом порядке.

Необходимым условием для осуществления предпринимательской деятельности является государственная регистрация в органах ИФНС РФ, Пенсионном фонде РФ и других внебюджетных фондах.

К проблемам малого бизнеса можно отнести несовершенство нормативной базы, бюрократические барьеры, коррупцию; налогообложение, единое как для начинающего предприятия, так и для коммерческих предприятий; отсутствие механизма льготного кредитования и поддержки новых растущих предприятий в сфере производства; неразвитость системы подготовки и переподготовки кадров.

Для решения существующих проблем необходимо обеспечить решение неотложных задач:

- создание политических, правовых и экономических условий для свободного развития малого бизнеса, обеспечивающих повышение социальной направленности деятельности малых предприятий;

- упрощение административных процедур и снижение связанных с ними издержек малых и средних предприятий при регистрации бизнеса и начале предпринимательской деятельности;

- устранение неэффективного и избыточного государственного регулирования в сфере лицензирования, контроля (надзора) за предпринимательской деятельностью;

- значительное сокращение количества сертифицируемой продукции за счет расширения декларирования, пересмотр технических норм и правил;

- совершенствование налогообложения малых предприятий;

- расширение доступа к недвижимости и инфраструктуре электросетевого и газового хозяйства;

- обеспечение доступности различных форм финансирования предпринимательской деятельности;

- поддержка программ развития малого бизнеса, реализуемых общественными организациями предпринимателей;

- расширение государственной финансовой программы поддержки малого и среднего предпринимательства;

- проведение на всех уровнях активной оптимальной политики и защиты малых предприятий от недобросовестной конкуренции.

Также необходимо внести конкретные изменений в конкретные федеральные законы, что позволит сформировать систему государственной поддержки предпринимательства, обеспечит создание завершенной нормативно-правовой базы регулирования малого предпринимательства, повысит защищенность российских предпринимателей.