Файл: Применение автоматизированных информационных систем.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы курсовой работы связана с тем, что любое предприятие, относящееся к любой области коммерческой деятельности, использует различное программное обеспечение, так как в настоящее время подавляющее количество данных передается, обрабатывается и хранится в цифровой форме.

Применение цифровых данных позволяет значительно оптимизировать работу предприятия, затрачивая меньше энергии в виде трудовых или стоимостных затрат на одну единицу результатной деятельности компании.

Объектом исследования в рамках выпускной квалификационной работы выступают Автоматизированные информационные системы (АИС), а предметом исследования – порядок разработки программного обеспечения.

Сейчас можно наблюдать в отрасли разработки программного обеспечения (ПО) - проникновение ЭВМ буквально во все сферы жизни вносит требование дифференциации программного обеспечения, обычный офисный пакет уже не в состоянии удовлетворить нужды потребителя, работающего в офисе. Специфика отрасли диктует потребность в специальных функциях, различных уровнях защиты и проч. Сейчас отрасль разработки ПО - это уже полноценная индустрия, имеющая свои технологические циклы, «заводы и фабрики» по изготовлению ПО и его частей, следующая экономическим и маркетинговым закономерностям.

Несмотря на изначально присущую отрасли разработки программного обеспечения космополитичность, среди отечественных разработчиков наибольшей популярностью на сегодняшний день пользуются ГОСТы 34-й серии. Они включают три основных стандарта по документированию:

ГОСТ 34.602-89 Техническое задание на создание автоматизированной системы

Самый популярный стандарт по разработке ТЗ, отличается внутренней логичностью структуры, широким, практически полным охватом аспектов, как процесса разработки, так и свойств и характеристик продукта. В пользу его качества говорит и то, что, несмотря на существенное изменение аппаратной составляющей и глобальное изменение целевого потребителя программной продукции, составление технического задания с его помощью является наиболее простым даже для специалиста, не обладающего квалификацией и опытом технического писателя.

Следующим стандартом серии является ГОСТ 34.201-89 Виды, комплектность и обозначения документов при создании автоматизированных систем. В нём приводится полный перечень документации ГОСТ 34, даны рекомендации по кодированию документов, распределению документов по стадиям проекта (стадии описываются в ГОСТ 34.601-90), а также по агрегации технических документов между собой.


Менее популярным отечественным стандартом на разработку технических документов является стандарт РД 50-34.698-90 Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов. Стандарт ссылается на уже упомянутые стандарты ГОСТ 34.601, ГОСТ 34.602 и ГОСТ 34.201. В нём вводится понятие документации (ведомости) «эскизного проекта» и даются рекомендации по его выполнению.

Кроме того, приведены требования к таким видам документации, как «Руководство пользователя», описанию проектных технических решений для монтажа автоматизированных систем и их компонентов и т.д.

Несмотря на большой объём рекомендаций, этот стандарт не стал популярным ни среди разработчиков, ни среди заказчиков программного обеспечения, поскольку отличается неоднозначностью трактовок его положений, которые ввиду их расплывчатости, часто понимают по-разному разработчик и заказчик или даже члены команды разработчика.

Кроме того, следует упомянуть отечественный стандарт ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 9294-93 Информационная технология. Руководство по управлению документированием программного обеспечения. Он имеет более методическую направленность и содержит рекомендации по определению стратегий, стандартов, процедур, ресурсов и планов, которыми должны заниматься руководители проектов по разработке ПО («проектные менеджеры») для того, чтобы эффективно управлять процессами документирования программного обеспечения [5].

Существуют отдельные стандарты на технические решения, семантику имён, разработку комментариев для систем открытой распределённой разработки, на такие части процессов разработки ПО, как определение функционального размера программного продукта, по семантике архитектуры, на оценку самих процессов разработки, по оцениванию и выбору CASE-средств, на гарантирование систем программного обеспечения, и даже руководства по принятию средств разработки [9]. Между тем, различные технические решения требуют и дифференцированного подхода к комплектованию технической документации.

  1. Применение автоматизированных информационных систем

Автоматизированная информационная система (АИС) представляет собой совокупность аппаратных и программных средств, которые используются для хранения или управления информацией и данными, а также производят вычисления [3].


Сама АИС состоит из обеспечивающей и функциональной части, каждая из которых имеет свою собственную структуру[1].

Под функцией можно понимать проявление взаимодействия с внешней средой, а действие функции во времени обычно называется функционированием. [6]

Функциональная часть состоит из подсистем, которые определяются особенностями АСУ. Всех их можно разделить по отдельным признакам (структурным или функциональным), а сами они объединяют в себе соответствующие комплексы задач контроля. []

Обеспечивающая часть включает в себя информационное, математическое, правовое, программное, методологическое, техническое, эргономическое и другое обеспечение.

Структура АИС представлена на рисунке 1.

Функции системы определяются как совокупность действий, которые нужны для достижения определенной частной цели. Все функции АИС можно разделить на информационные, управляющие и вспомогательные.

Информационные функции позволяют осуществлять сбор, обработку и представление данных о состоянии автоматизируемого объекта для сотрудников, либо же передают все эти данные для последующей обработки. Это могут быть такие функции, как: изменение параметров, контроль, расчет параметров, формирование и представление их для ответственного персонал или системы, а также оценка и прогноз деятельности для всей АИС и ее подсистем. [34]

Рисунок 1 – Структура АИС

Управляющие функции сами могут вырабатывать и реализовывать управляющее воздействие на объекты управления. К ним можно отнести логическое воздействие, программное и адаптивное управление, регулирование параметров.

Если функция реализована в автоматизированном виде, то имеются следующие режимы работы:

    • Диалог – персонал сам выбирает параметры из предложенных рекомендаций по управлению объектом с помощью программного обеспечения (ПО) и комплекса технических средств (КТС);
    • Советчик – персонал имеет возможность принимать решения о внедрении рекомендаций, которые предлагает системы;
    • Ручной режим – персонал оценивает обстановку на основе показаний приборов и другой измерительной аппаратуры.

Все подсистемы функциональной части АИС реализуются в соответствии с выбранными управляющими и информационными функциями.

Подсистема сбора данных реализует снятие информации по каналам связи разными способами – от ручного до полностью автоматизированного. [35]


Оператор выполняет лишь первичный сбор и распределение данных. Вся собранная информация анализируется на предмет выявления сущностей, которые могут служить шаблонами для таблиц БД. Далее все данные переходят в системы управления, хранения и обработки информации.

Эта подсистема делает предмашинную подготовку данных и вводит их в базу данных, которая определена как информационная модель предметной области. Оператор при помощи администратора БД по заранее обговоренным правилам заполняют всю базу данных подготовленной информацией.

На этом же этапе проверяется достоверность и непротиворечивость представленной информации и происходит обработка, редактирование, сохранение всех данных, а также восстановление утерянных. Основа этой подсистемы – непосредственно база данных(БД), которая управляется системой управления базами данных (СУБД). [36]

Сама база данных определяется как именованная совокупность разделенных и структурированных данных, которая позволяет отображать состояние объектов и их отношения в отдельной предметной области.

В процессе управления компанией одной из важнейших задач руководства является сбор данных, их обработка и передача сотрудникам. Чтобы управлять компанией эффективно, важно предвидеть ситуацию наперед. Помимо интуитивных оценок сегодня очень широко используется обоснованное оценивание состояния компании на основе уже совершенных изменений, другими словами, экстраполяция. [37]

Проведение экстраполяции можно условно разделить на 3 отдельных этапа:

    • сбор и измерение информации;
    • создание моделей динамических процессов, которые могут определять деятельность компании;
    • проведение моделирования и выражение результатов оценки компании в будущем.

Для выполнения подобных мероприятий, используют экономические ИС.

ИС – это совокупность некоторых средств, предназначенных для сбора, обработки и представления данных для оптимизации принятия решений, которые позволяют меньше участвовать самому человеку в осуществлении того или иного процесса производства или управления. [38]

При этом оптимизация предполагает выбор варианта управления, который позволяет достичь минимальных затрат при максимальной итоговом результате, который обеспечивает наиболее эффективное управление.

Задачи, которые решаются при помощи ИС, определяются целями и условиями работы экономических объектов. С их помощью становится возможным решить такие сложные проблемы, как:


    • динамичность и непрерывность принятия решений;
    • многовариантность расчетов;
    • сбор данных в режиме реального времени;
    • реализация комплексного учета и экономического анализа.

Разрабатываемые и функционирующие ИС часто отличаются характером и объемом решаемых задач, типом объектов управления, а также другими признаками.

Система – это некий объект, который можно рассматривать как единое целое, и как объединённую в интересах достижения цели совокупность разнородных элементов.

Часто система определяется как совокупность взаимосвязанных компонентов, которая имеет либо цель для функционирования, либо законы развития, относительно изолированная от внешней среды.

ИС обычно обеспечивает сбор, обработку, хранение, поиск и выдачу данных, которые важны при принятии решений в любой области. Они также позволяют анализировать проблемы и разрабатывать новые продукты.

ИС – это некая взаимосвязанная совокупность средств, персонала и методов, которые используются для хранения, обработки, передачи данных для достижения поставленной цели. [39]

Сегодня понимание ИС предполагает использование персональных компьютеров как основных технических средств обработки данных.

Также, сама техническая реализация ИС не будет значить ничего, если не была учтена роль человека, для которого предоставляется информация и без которого невозможно ее первичное получение и представление.

ИС часто определяют, как сложную кибернетическую систему, которая позволяет объединить потоки данных от аппарата и объекта управления экономической системы.

Сами ИС состоят из источника данных, аппаратной части, программной части и потребителя данных.

Понятие, которые могут охарактеризовать экономические ИС:

    • Интегрируемость – возможность взаимодействия системы с только что подключенными компонентами или подсистемами.
    • Масштабируемость – определяет возможность расширения системных ресурсов и общей производительности.
    • Управляемость – определяет гибкость управления системой.
    • Адаптивность – отвечает за возможность системы подстраиваться под условия конкретной предметной области.
    • Используемость – реализует возможность использования заложенных внутрь системы функций.
    • Обоснованность – дает возможность получить утвержденные в ходе выполнения работы программы результаты.
    • Реактивность – определяет способность системы реагировать на внешние или внутренние воздействия.
    • Безопасность – отвечает за возможность предотвращения разрушения системы в целом при несанкционированном доступе и т.п. [19]