Файл: формирование и использование финансовых ресурсов коммерческих организаций (Формирование финансовых ресурсов).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Финансовые ресурсы предприятия: теоретические основы
1.1 Формирование финансовых ресурсов.
1.2. Собственные ресурсы предприятия и показатели эффективности их использования.
Глава 2 Анализ деятельности ОАО «Акконд»
2.1. Экономическая характеристика деятельности предприятия
2.2 Формирование и использование финансовых ресурсов в ОАО «Акконд»
Глава 3 Рекомендации по формированию и использованию финансовых ресурсов
1. Точка безубыточности.
Рассчитанная точка безубыточности функционирует только в краткосрочном периоде. При росте объема производства (продаж) начинается расти постоянных издержек, что приводит к изменению величины точки безубыточности.
Рассчитать точку безубыточности можно различными способами:
1) В стоимостном выражении:
Т б = Постоянные издержки / Цена – Величина издержек
Т б = (Постоянные издержки / Выручка – Переменные издержки)× Выручка
2) В натуральном выражении:
Т б = Постоянные издержки / ( Выручка – Перем.И) : Выручка
2. Запас финансовой прочности – отдаленность выручки от точки безубыточности.
ЗФП = Выручка – Т б
Наиболее рациональным является расчет запасов финансовой прочности в процентах к выручке:
ЗФП = (ЗФП /Выручка) ×100 %
Предприятие должно стремиться к большему запасу финансовой прочности.
3. Коэффициент устойчивости экономического роста, величина которого рассчитывается отношением суммы капитализированной прибыли к собственному капиталу. Его уровень зависти от следующих факторов:
- доли капитализированной прибыли в сумме чистой прибыли;
- доли чистой прибыли в общей сумме брутто-прибыли;
-рентабельности оборота (отношение чистой прибыли к выручке);
- оборачиваемости капитала (отношение выручки к среднегодовой сумме капитала);
- мультипликатора капитала, характеризующего финансовую активность предприятия по привлечению заемных средств (отношение среднегодовой суммы активов баланса к среднегодовой сумме собственного капитала).
4. Эффект операционного рычага тли производственный леверидж. Финансовый рычаг (финансовый леверидж)- это финансовый механизм управления рентабельностью собственного капитала за счет оптимизации соотношения используемых собственных и заемных финансовых средств.
Эффект финансового рычага – это приращение к рентабельности собственных средств, получаемое благодаря использованию кредита, несмотря на платность последнего.
ЭФ = В – перем.И./ В –перем.И. - пост.И. = ВП/ПП
где В – выручка
ВП – валовая прибыль
ПП – прибыль от продаж
Эффект операционного рычага показывает на сколько % изменится прибыль при изменении выручки на 1 % за счет привлечения собственных источников.
При использовании эффекта операционного рычага необходимо учитывать следующие моменты.
Положительное влияние эффекта операционного рычага проявляется только после преодоления предприятием точки безубыточности.
После преодоления точки безубыточности, чем выше значение эффекта операционного рычага, тем выше его воздействие на чувствительность прибыли.
Сила воздействия операционного рычага может быть отрицательной, то есть иметь обратный эффект.
Поскольку эффект операционного рычага действителен в краткосрочном периоде времени, сила его воздействия зависит от динамики постоянных издержек: при росте постоянных издержек сила воздействия операционного рычага увеличивается.
Кроме описанного метода для оценки эффективности использования собственного капитала применяются следующие коэффициенты:
1. Коэффициенты финансовой устойчивости предприятия:
1) Коэффициент автономии:
Ка = СК/К ≥0,5
2) Коэффициент финансирования:
К фин = СК/ЗК
где СК – собственный капитал,
ЗК – заемный капитал,
К – капитал.
2. Показатели оборачиваемости собственного капитала:
1) Коэффициент оборачиваемости собственного капитала:
К об ск = В/¯СК
Т об = (¯СК/В) × Д
2) Показатели рентабельности собственного капитала:
Рентабельность =(Прибыль/ ¯СК) × 100 %
где СК – средняя стоимость основного капитала
1.3. Дивидендная политика.
Основной целью разработки дивидендной политики является установление необходимой пропорциональности между текущим потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом, максимизирующим рыночную стоимость предприятия и обеспечивающим стратегическое его развитие.
Исходя из этой цели, понятие дивидендной политики может быть сформулировано следующим образом: дивидендная политика представляет собой составную часть общей политики управления прибылью, заключающуюся в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализируемой прибылью с целью максимизации рыночной стоимости предприятия. Капитализированная прибыль – прибыль акционерного общества, направленная на увеличение собственного капитала и резервов.
Дивидендом является часть прибыли акционерного общества, распределяемая между акционерами пропорционально числу акций: дивиденд объявляется в процентах к номинальной стоимости акции или в рублях на одну акцию. Дивиденд объявляется без учета налогов на него, но акционерное общество обязано по закону удержать налоги с дивидендов, перевести их в доход бюджета. Выплачиваются дивиденды за вычетом удержанных налогов. По российскому законодательству дивиденды юридических лиц облагаются налогом по единой ставке 15% к объявленной сумме. Дивиденды физических лиц облагаются дифференцирование по ставкам подоходного налога с физических лиц. Источником выплаты дивидендов могут быть чистая прибыль отчетного периода, нераспределенная прибыль прошлых лет и специальные резервные фонды, созданные для выплаты дивидендов по привилегированным акциям на случай, если предприятие получит недостаточную сумму прибыли или окажется в убытке.
Традиционно выделяют 3 подхода дивидендной политики:
1. Консервативный:
Выплата дивидендов по остаточному принципу – данная политика предполагает выплату дивидендов только после распределения чистой прибыли на развитие предприятия.
1) Политика стабильного распределения дивидендных выплат – установление неизменной суммы дивидендов на протяжении некоторого периода времени.
2. Умеренный. Политика стабильного размера дивидендных выплат – установление неизменной суммы дивидендов с надбавкой в отдельные периоды времени (экстра-дивиденд).
3. Агрессивный:
1) Политика стабильного уровня дивидендов – предполагает установление нормативного коэффициента дивидендных выплат, установленного в процентах от чистой прибыли.
2) Политика постоянного возрастания дивидендов.
Глава 2 Анализ деятельности ОАО «Акконд»
2.1. Экономическая характеристика деятельности предприятия
ОАО «Акконд» осуществляет следующие основные виды деятельности:
- производство кондитерских, мучных и хлебобулочных изделий;
- производство и реализация товаров народного потребления;
- транспортные услуги;
- вложение средств в финансовые инструменты фондового рынка;
- вложение, в том числе на возвратной основе, имеющихся у предприятия собственных и привлеченных средств в проекты осуществления сотрудничества с отечественными и зарубежными юридическими и физическими лицами, включая создание совместных предприятий и производств, аренду и строительство объектов производственного, культурного и социально-бытового назначения, жилья за счет общества, а также лимитов подрядных работ, материальных и финансовых ресурсов участников;
- организация собственных магазинов и сбытовых организаций для реализации собственных и приобретенных у юридических и физических лиц товаров, услуг, как в Российской Федерации, так и за рубежом;
- производство продуктов питания и его реализация;
- совершение экспортно-импортных сделок, операций, как от своего имени, так и по поручению физических и юридических лиц;
- иные виды деятельности, в том числе внешнеэкономической, не запрещенные законодательством Российской Федерации, Чувашской Республики.
Возраст и социальный статус потребителей продукции ОАО «Акконд» имеют очень широкий диапазон.
Продукция ОАО не является сезонной, однако существует необходимость колебания в реализации. Снижение покупательской способности наблюдается с конца августа до начала ноября, а в период с начала ноября и до июня спрос на кондитерские изделия стабильны, это связано с различными праздниками в это время. По этому планирование объемов производства осуществляется по периодам года.
Основное сырье, которое используется на фабрике это: сахар, патока, мука, сгущенное молоко, цельное молоко, различные эссенции, красители, добавки, коньяк, ликер и т.д.
Максимальный запас сырья на складе ОАО "Акконд" составляет две недели, а у некоторых видов сырья несколько дней, это связано с уменьшением дополнительных запасов связанных с уменьшением дополнительных расходов, связанных с хранением сырья. Работа с поставщиками основана на заключенных договорах, где указаны сроки поставок, условия платежа и т.д. Основными поставщиками для фабрики являются российские производители, т.е. промышленные предприятия, такие как: "Сахарный завод" г. Сергач, "Гормолзавод" г. Чебоксары, "Маслосырбаза", "Чебэлеватор", "Букет Чувашии" и т.д. С ними фабрика работает уже более 5 лет. В то же время на предприятии используются такие виды сырья, которые в России не выращиваются и не производятся. К ним относятся: какао-порошок, кокосовые крошки, какао-бобы, какао-масло, агар, пектин, ореховое сырье (миндаль, арахис, фундук и т.д.). Этот вид сырья фабрике приходится закупать из дальнего или ближнего зарубежья. Поэтому с поставщиками этого сырья заключаются сделки по валютному контракту.
Наибольший интерес в плане конкуренции представляют собой следующие фабрики:
-Краснодарская кондитерская фабрика;
-Нижегородская кондитерская фабрика;
-Московское АО "Бабаевское";
-Кондитерская фабрика "Красная заря" г. Москва;
-Кондитерская фабрика "Большевичка" г. Москва;
- Алтайский край Алейский пищекомбинат;
- Арзамасская кондитерская фабрика;
- Кондитерская фирма "Конфи" г. Екатеринбург;
-Барнаульская кондитерская фабрика;
-АО "Кондитер" г. Самара;
-г. Киров Макаронно-кондитерский комбинат;
-г. Гороховец кондитерская фабрика;
-Сыктывкарская кондитерская фабрика;
-Брянская кондитерская фабрика;
-Ярославская кондитерская фабрика;
-Ивановская кондитерская фабрика.
Наибольшую конкуренцию создают кондитерские фабрики, которые ввозят свою продукцию в Чувашию, такие как:
-г.Казань "Заря";
-г. Москва "Красный октябрь";
-г. Ульяновск "Волжанка";
-г. Самара "Россия".
Уставный капитал общества составляет 445767 руб. 30 коп. Он составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами, и состоит из 405243 шт. обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 1 (один) рубль 10 коп. каждая.
Размещенные (приобретенные акционерами) акции номинальной стоимостью 1 рубль 10 коп. составляют 405243 шт. Акции общества представлены в бездокументарной форме в виде записи на лицевых счетах акционеров и в регистрационном журнале. Основным акционером является ООО "Акконд-Инвест" ,Чебоксары, 21,92 %.
Общество вправе размещать дополнительно к размещенным акциям обыкновенные именные акции.
Основные показатели, характеризующие деятельность данного предприятия представлены в таблице 1.
Таблица 1. Основные характеристики деятельности ОАО «Акконд»
Показатели |
2005 |
2006 |
2007 |
Выручка, млн. руб. |
1363 |
1740 |
1 870 |
Валовая прибыль, млн. руб. |
379 |
489 |
394 |
в т.ч. чистая прибыль |
260 |
344 |
263 |
Прибыль от продаж, млн.руб. |
355 |
463 |
358 |
Себестоимость проданных товаров, тыс.руб. |
983664 |
1251136 |
1475637 |
Среднесписочная численность, чел. |
1300 |
1400 |
1500 |
Объем производства готовой продукции, всего тонн |
28260 |
30 876 |
30 919 |
Средний заработок одного работающего |
|||
Коэффициент оборачиваемости основного капитала надежными источниками финансирования |
2,2 |
0,9 |
0,9 |
Коэффициент текущей ликвидности |
7 |
6,8 |
4,3 |
Фондоотдача |
4,9 |
4,6 |
3,9 |
Рентабельность производства |
36,6 |
35,6 |
24 |
Рентабельность основного капитала |
80,1 |
76,1 |
40,8 |
Из данных таблицы можно сделать следующие выводы.
В 2014 году ОАО успешно набирало темпы по увеличению объемов продаж и производства продукции. Оборот ОАО (далее – Общество) в 2014 году превысил 1 363 млн. рублей, что составляет 1,9 % кондитерского рынка России. Общество является одним из лидеров на кондитерском рынке своего региона. В обществе занято свыше 1300 сотрудников. Общество произвело 28 260 тонн кондитерских изделий. Прирост объемов производства к уровню прошлого года составил 2 322 тонны.