Файл: Налоги как цена услуг государства (Налоги, как основной инструмент государственного регулирования экономики).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Второй уровень - налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономных областей, автономных округов. Для краткости в дальнейшем мы будем именовать их региональными налогами.

Этот последний термин был введен в научный оборот нами еще несколько лет назад. Сейчас он «узаконен», поскольку используется в проекте Налогового Кодекса Российской Федерации. Региональные налоги устанавливаются представительными органами субъектов Федерации, исходя из общероссийского законодательства. Часть региональных налогов относится к общеобязательным на территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания. К региональным налогам относятся:

- лесной налог;

- единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности;

- налог на имущество предприятий;

- налог с продаж.

Третий уровень - местные налоги, т.е. налоги городов, районов, поселков и т.д. Представительные органы (городские Думы) городов Москвы и Санкт-Петербурга имеют полномочия на установление как региональных, так и местных налогов. К местным налогам относятся:

- налог на имущество физических лиц;

- земельный налог;

- регистрационный сбор за предпринимательскую деятельность;

- налог на промышленное строительство в курортной зоне;

- курортный сбор;

- сбор за право торговли;

- целевые сборы на содержание милиции, благоустройство, нужды образования и др.;

- сбор за право использования местной символики;

- налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и компьютеров;

- сбор с владельцев собак;

- лицензионный сбор за право винной торговли;

- лицензионный сбор за право проведения аукционов и лотерей;

- сбор за выдачу ордера на квартиру;

- сбор за парковку автотранспорта;

- налог на рекламу;

- сбор за участие в бегах;

- сбор за выигрыш на бегах;

- сбор с лиц, играющих на тотализаторе;

- сбор с биржевых сделок;

- сбор за проведение кино- и телесъемок;

- сбор за уборку территории;

- сбор за открытие игорного бизнеса;

- налог на содержание жилищного фонда и объектов культурной сферы;

Бюджетное устройство Российской Федерации, как и многих европейских стран, предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкой в доходной части соответствующих бюджетов. Главная часть при их формировании - это отчисление от федеральных налогов.

Каждому органу управления трехуровневая система налогообложения дает возможность самостоятельно формировать доходную часть бюджета исходя из собственных налогов, отчислений от налогов, поступающих в вышестоящий бюджет (регулирующих налогов), неналоговых поступлений от различных видов хозяйственной деятельности (арендная плата, продажа недвижимости, внешнеэкономическая деятельность и пр.) и займов.


Классификация по объектам налогообложения. По объектам налогообложения налоги делятся на налоги с оборота, налоги на прибыль (доход), налоги на имущество, налоги на фонд оплаты труда. К налогам с оборота относятся налог на пользователей автодорог, налог на содержание жилья и объектов социально-культурной сферы, налог на добавленную стоимость. К налогам на прибыль относятся налог на прибыль предприятий (организаций), налог на доходы, удерживаемый из источника, налог на игорный бизнес. Налог на имущество предприятий, земельный налог, налог на имущество физических лиц- налоги на имущество, а страховые взносы в Пенсионный Фонд, страховые взносы в Фонд Государственного Социального Страхования, страховые взносы в Государственный Фонд Занятости Населения, страховые взносы в Фонды Обязательного Медицинского Страхования, сбор на нужды образования- налоги на фонд оплаты труда.

Глава 2. Функции налогов. Роль налогов в развитии государства

2.1 Функции налогов и основные принципы налогообложения

Экономическая сущность налога проявляется через его функции. Каждая из выполняемых налогом функций имеет внутренние свойства, признаки и черты данной экономической категории. Тем самым она показывает, каким образом реализуется предназначение конкретного налога как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов в обществе.

Выделяют три важнейшие функции налогов:

  1. фискальную (финансирование государственных расходов);
  2. регулирующую, или распределительную (государственное регулирование экономики);
  3. социальную (поддержание социального равновесия в обществе путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними).

Все функции налога не могут существовать независимо одна от другой, они взаимосвязаны, взаимозависимы и в своем проявлении представляют собой единое целое.

Разграничение функций налога носит в значительной мере условный характер, поскольку они осуществляются одновременно. Отдельные черты одной функции непременно присутствуют в других. Рассмотрим суть и механизмы проявления налогом своих функций.


  1. Фискальная функция (фиск-казна), т.е. обеспечение государства необходимыми ресурсами.

С помощью данной функции образуются государственные денежные фонды и создаются материальные условия для функционирования государства в условиях рыночной экономики. В рыночных условиях налоги стали основным источником доходов государственного бюджета Российской Федерации. Фискальная функция усиливается во всех странах в связи с расширением регулирующей роли государства в обществе.

  1. Распределительная функция.

С помощью налогов происходит распределение и перераспределение национального дохода, и создаются условия для эффективного государственного управления.

Налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Экономический механизм системы налогообложения может достичь поставленной цели в случае создания равных экономических условий для всех предприятий независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Он должен обеспечивать заинтересованность предприятий в получении большего дохода через использование таких элементов налога, как ставки, льготы, сроки уплаты, что в свою очередь позволит решить задачи насыщения товарами и услугами потребительского рынка, ускорение научно-технического прогресса, обеспечения насущных социальных потребностей населения.

  1. Регулирующая функция.

Регулирующая функция налогов реализуется путем:

- регулирования дохода и прибыли юридических и физических лиц;

- стимулирования роста производства товаров или содержания их, стимулирования инвестиций, проведения мероприятий в области экологии, выпуска продукции для государственных нужд, деятельности предприятий малого бизнеса и т.д. Стимулирующее воздействие налогов обеспечивается через систему материальных и финансовых санкций.

4. Контрольная функция.

При помощи налогов контролируется своевременное поступление части выручки, прибыли и дохода организаций и физических лиц в бюджет и внебюджетные фонды.

Налоговая система базируется на ряде принципов налогообложения, основными из которых являются:

  1. Всеобщность и равенство налогообложения - каждое юридическое и физическое лицо должно платить налоги, установленные законодательством. Не допускается предоставление индивидуальных льгот и привилегий в уплате налога, не обоснованные с позиции конституционно значимых целей. Равенство в налогообложении требует учета фактической способности к уплате налога на основе сравнения экономических потенциалов.
  2. Справедливость налогообложения - каждое физическое и юридическое лицо должно платить налоги в зависимости от получаемой прибыли, дохода.

Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных критериев. Не допускается установление дифференцированных ставок налогов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или место происхождения капитала.

  1. Экономическая обособленность налогов.

Налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными.

  1. Однократность налогообложения - один и тот же объект налогообложения у каждого субъекта может быть обложен налогом одного вида только один раз за определенный законом период налогообложения.
  2. Определенность налогообложения.

При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

  1. Нейтральность налогов - налоги не должны вредить деятельности предприятий и жизнедеятельности граждан.

Данный принцип реализуется в ряде стран в отношении налогообложения физических лиц, в частности, путем введения, не облагаемого налогом дохода, связанного с размером прожиточного минимума.

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах трактуются в пользу налогоплательщика.

  1. Простота, доступность и ясность налогообложения.

Наиболее простыми с точки зрения исчисления считаются прямые налоги. В соответствии с мировой практикой прямые налоги составляют около 60% общей суммы доходов, поступающих от налоговой системы.

  1. Применение наиболее оптимальных форм, методов и сроков уплаты налогов.

Контроль за правильностью и своевременностью взимания в бюджет налогов и сборов осуществляется должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли).

Правительство Российской Федерации участвует в координации налоговой политики с другими государствами, входящими в Содружество Независимых Государств, а также заключает международные налоговые соглашения об избежании (устранении) двойного налогообложения с последующей ратификацией этих соглашений.

Учитывая многоаспектность содержания налогов, их комплексный характер и неоднозначную природу, необходимо отметить, что каждой сфере налоговых отношений соответствует своя система принципов.


Можно условно выделить три такие системы:

- экономические принципы налогообложения;

- юридические принципы налогообложения (принципы налогового права);

- организационные принципы налоговой системы.

Кроме того, в рамках каждой из указанных систем необходимо выделять как общие принципы налогообложения, присущие всей системе налогообложения в целом, так и частные принципы налогообложения, которые соответствуют только некоторым разделам и положениям налогообложения, например, принципы применения ответственности за нарушение налогового законодательства, принципы исчисления и уплаты налога на прибыль, принципы взимания налогов с нерезидентов и т.д.

Экономические принципы налогообложения представляют собой сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления. Впервые они были сформулированы в 1776 году Адамом Смитом в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов».[5]

Под правовыми принципами понимаются руководящие положения права, исходные направления, его основные начала, определяющие сущность всей системы, отрасли или института права.

Правовые принципы организации системы налогообложения, используемые в международной практике, можно сформулировать следующим образом:

  1. Юридическое равенство перед законом всех хозяйствующих субъектов и граждан. Налоговый нейтралитет.
  2. Налоговые преференции подлежат обязательному утверждению в законе.
  3. Гарантированность стабильности и последовательности налоговой политики.
  4. Налоговая прозрачность (компания не может скрывать доходы акционеров и служить им налоговым убежищем).

5. Запрещение обратной силы налогового закона (действие налогов во времени).

6. Функционирование института ответственности основывается на презумпции виновности налогоплательщика при условии гибкого налогового воздействия на нарушителей налоговых законов.

7. Ориентация преимущественно на прогрессивные формы налогообложения.

8. Антидискреционность решений налоговых администраций.

9. Соразмерность распределяемых налоговых поступлений по звеньям бюджетной системы с величиной расходов, ежегодно утверждаемой текущим финансовым законодательством.

10. Приоритет финансовых общественно необходимых целей.

К организационным принципам налоговой системы относятся положения, в соответствии с которыми осуществляется ее построение и структурное взаимодействие: