Файл: Понятие и принципы регулирования внешнеэкономической деятельности.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 192
Скачиваний: 3
Характеризуя предмет МЧП, необходимо говорить не о внутренних отношениях частного характера. Тот факт, что они регулируются не только нормами международного происхождения, но и национальными правовыми актами различных государств, никак не влияет на определение их содержания.
Международные не межгосударственные отношения невластного характера, как правило, возникают на практике в следующих случаях:
- когда один из субъектов отношений является иностранцем или находится на территории иностранного государства (внешнеторговые контракты, заключаемые между гражданами - предпринимателями или юридическими лицами различных стран);
- когда юридический факт, с которым связано возникновение, изменение или прекращение правоотношений, происходит за границей (регистрация фирмы, причинение вреда, смерть лица и т.п.);
- когда объект отношений (имущество, неимущественные права) находится на иностранной территории (например, российские граждане приобретают авторские права за границей в результате их совместного производства за пределами России).
С точки зрения содержания отношения, входящие в предмет МЧП, можно разделить на следующие основные группы:
- экономические, хозяйственные и научно-технические связи в той их части, которые подпадают под указанные выше критерии. В данном случае задача международного частного права состоит в регулировании деловых контрактов организаций и фирм различных стран;
- отношения с участием иностранцев, затрагивающие их имущественные и некоторые другие права частноправового характера[22].
Международное частное право включает в свой состав два вида норм. Прежде всего это так называемые коллизионные нормы. Они составляют большинство в международном частном праве, которое при этом еще называют коллизионным правом. Суть коллизионных норм состоит в том, что они лишь указывают, материальное право какого государства следует применять к данному правоотношению. Поэтому коллизионная норма не самостоятельно решает определенный вопрос, а лишь в совокупности с законодательством конкретной страны, на которое в этой норме есть ссылка.
В теории права различают внутригосударственные и договорные коллизионные нормы. Первые содержатся в национальном законодательстве государств, а вторые представляют собой результат согласования волеизъявлений нескольких стран и закрепляются в международных договорах.
С юридической точки зрения коллизионные нормы представляют собой наиболее сложный вид правил поведения, входящих в состав международного частного права. Совокупность таких норм, применяемых каждым государством, составляет его коллизионное право. При этом российская правовая доктрина исходит из того, что МЧП не может быть сведено только к определенной совокупности коллизионных норм.
Как верно отмечает М.М. Богуславский: "Коллизионное право составляет часть международного частного права, часть наиболее сложную и весьма существенную, но коллизионными вопросами содержание международного частного права отнюдь не исчерпывается"[23].
Другой вид норм международного частного права составляют нормы прямого или непосредственного регулирования, устанавливающие права и обязанности участников правоотношения.
С учетом сказанного систему международного частного права составляют нормы, регулирующие: 1) правовое положение иностранцев, иностранных юридических лиц, государства и международных организаций как субъектов гражданских правоотношений; 2) права собственности; 3) обязательства; 4) "исключительные права" (авторское, изобретательское право, право на товарные знаки); 5) коллизионные вопросы наследования; 6) вопросы трудовых отношений с иностранным субъектом; 7) вопросы международного гражданского процесса.
В эти разделы укладываются и гражданско-правовые отношения, связанные с международным транспортом. В систему международного частного права входят также вопросы коллизии законов, унификации гражданско-правовых законов различных стран.
Отметим определенную взаимосвязь международного частного права с международным публичным правом. Если говорить кратко, то правовые вопросы межгосударственных отношений составляют область международного публичного права, а правовые вопросы отношений между гражданами и организациями, возникающие в международной жизни, относятся к сфере международного частного права.
Международное публичное право регулирует отношения между государствами как субъектами международного общения. Эти отношения носят прежде всего политический характер. Однако политические межгосударственные решения в значительной мере направлены на достижение экономических целей и интересов государств. Поэтому они как бы предопределяют существо будущих экономических, т.е. имущественных, отношений между конкретными их субъектами - гражданами, юридическими лицами этих государств.
В последнее время публично-правовые, международные акты по экономическим вопросам принято систематизировать (и изучать) в особой подотрасли международного публичного права - международном экономическом праве.
Актами международного публичного экономического права являются, в частности, договоры о режиме наибольшего благоприятствования, долгосрочные, годовые и иные соглашения между государствами о товарообороте и платежах, строительстве производственных и иных объектов, на основании которых затем совершаются гражданско-правовые сделки между гражданами - предпринимателями, юридическими лицами, регулирующиеся нормами международного частного права. Если нарушение публично-правовых международных актов может повлечь за собой взаимные дипломатические представления, протесты, то нарушение частноправовых международных сделок может привести к взаимному предъявлению претензий, судебных исков о взыскании убытков, неустойки и т.д.
Заключая краткое изложение понятия международного частного права, отметим, что нормы этой отрасли права, в совершенствовании которого активное участие принимают Россия и наша юридическая наука, активно содействуют развитию международного экономического и торгового сотрудничества.
В международном частном праве, в том числе и договорах, заключенных бывшим СССР и входящими в состав СНГ суверенными государствами, действует ряд основополагающих принципов. В основе норм международного частного права, применяемых в России, лежит принцип юридического равноправия. Ни одно государство не может присвоить себе право диктовать другому государству принципы, на которых последнее должно регулировать свою систему собственности и внутренней экономической жизни и управления, свой социально-политический строй.
Из сказанного вытекает другой принцип - принцип недискриминации, в силу которого каждое государство имеет право требовать от других государств таких же условий, какими пользуются все государства, т.е. общих и одинаковых для всех. В ст. 4 Хартии экономических прав и обязанностей государств, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1974 г., этот принцип был выражен следующим образом: "Каждое государство имеет право участвовать в международной торговле и в других формах экономического сотрудничества, независимо от каких-либо различий в политических, экономических и социальных системах. Ни одно государство не подвергается какой-либо дискриминации, основанной лишь на таких различиях".
Принцип наибольшего благоприятствования является одним из основных принципов торговых договоров (контрактов), он означает, что иностранцы используют максимум тех прав, которые предоставлены лицам другого государства. В силу этого принципа создаются равные условия для всех иностранных государств, их организаций, фирм, граждан (физических лиц) в отношении тех вопросов внешнеторговых связей, которые предусмотрены международным договором. Этот принцип, в частности, касается списков товаров в торговле между странами, таможенных сборов и иных вопросов, возникающих при импорте и экспорте товаров.
От режима наибольшего благоприятствования следует отличать национальный режим, в соответствии с которым иностранным гражданам и юридическим лицам предоставляется такой же режим, какой государство предоставляет своим гражданам и юридическим лицам. Режим иностранных инвестиций, а также деятельности иностранных инвесторов по их осуществлению не может быть менее благоприятным, чем режим для имущества, имущественных прав и инвестиционной деятельности юридических лиц и граждан России.
В международных, в том числе частноправовых, отношениях применяется принцип взаимности, суть которого состоит в предоставлении гражданам и юридическим лицам иностранного государства определенных прав при условии, что граждане и юридические лица предоставляющего эти права государства будут пользоваться взаимно аналогичными правами в соответствующем иностранном государстве. Таким образом, иностранцам в России предоставляются права, которыми обладают российские граждане, в том числе и те права, которыми иностранцы не пользуются у себя на родине. В то же время иностранцы не могут требовать в России предоставления им тех прав, которыми они обладают в своем государстве, если наделение такими правами не предусмотрено нашим законодательством.
Вместе с тем в международно-правовой практике применяется также реторсия, т.е. ответная ограничительная мера. Она может быть принята государством в тех случаях, когда другое государство принимает меры, наносящие безосновательный дискриминационный ущерб интересам данного государства или его граждан. Реторсия обычно имеет целью достижение отмены ограничений, установленных другим государством. Так, ст. 1194 ч. 1 ГК РФ предусматривает, что Правительством РФ могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) в отношении имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения имущественных и личных неимущественных прав российских граждан и юридических лиц.
Таким образом, исследуя и раскрывая понятие международного частного права, юридическая наука тем самым активно содействует правовому регулированию и развитию международного экономического и торгового сотрудничества.
2.2. Система действующего законодательства регулирующего отношения, складывающиеся в сфере государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
Предмет внешнеторгового права складывается из гражданско-правовых отношений, возникающих в связи с импортом и экспортом объектов гражданских прав, и публично-правовых отношений, возникающих в связи с осуществлением государством контроля над таким оборотом объектов гражданских прав.
В настоящее время предложено для рассмотрения и анализа достаточно много классификаций[24], которые включают в предмет внешнеэкономического права как частноправовые отношения, так и публично-правовые отношения.
Считаем, что в предмет внешнеэкономического права входят следующие группы отношений:
1. Частноправовые отношения: внешнеторговые отношения; международные инвестиционные отношения; отношения в сфере международных перевозок.
2. Публично-правовые отношения: валютные отношения; таможенные отношения; отношения в сфере введения и применения мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности; отношения в сфере правового регулирования территорий с особым экономическим статусом.
Рассмотрим наиболее специфические публично-правовые отношения: таможенные отношения и отношения в сфере введения и применения мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Таможенные отношения. Роль таможенного законодательства в регулировании внешнеэкономической деятельности, в первую очередь внешнеторговой деятельности, сложно переоценить - фактически это основной публично-правовой инструмент регулирования внешней торговли. Внешняя торговля характеризуется перемещением товаров с территории одного государства на территорию другого государства. Соответственно, самым очевидным способом контроля такой деятельности является контроль на границе Российской Федерации.
В настоящее время таможенное регулирование является единственным видом публично-правового регулирования, переданного Россией на наднациональный уровень, в рамках интеграционных процессов, происходящих на территории Евразии. 1 июля 2010 г. на международной арене возникло новое образование - Таможенный союз Республики Казахстан, Республики Беларусь и Российской Федерации. Причиной образования этого союза послужило не только объективное притяжение государств - республик бывшего СССР, но и намерение России ускорить ход переговоров по вступлению во Всемирную торговую организацию. После образования Таможенного союза существенно изменилась динамика интеграционных процессов на территории бывшего СССР и началась открытая конкурентная борьба России с Европейским союзом за вновь возникшие государства.