Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Теоретические основы изучения эмоциональных состояний человека).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Различие между вербальной и невербальной коммуникацией можно представить следующим образом:

Первая выделенная особенность невербальных сообщений – их ситуативность: тон голоса указывает на нынешнее состояние говорящего и его отношение к предмету разговора и слушателям, но не может сообщить о его переживаниях на прошлой неделе; люди по-разному будут стучать в дверь в зависимости от их эмоциональною состояния и от того, в чью дверь они стучат.

Разнообразные экспрессивные движения (жесты, взгляды, мимика, характеристики голоса и т. д.), дополняющие и противоречащие друг другу, сопряжены с изменяющимися психическими состояниями человека, его отношением к партнеру и ситуации взаимодействия.

Вторая особенность невербальных сообщений - их синтетичность. Экспрессивное поведение трудно разложить на отдельные единицы. Непроизвольность, спонтанность многих невербальных действий - еще одна их особенность. Даже если люди пытаются скрыть свои намерения или эмоции, замаскировать свои подлинные переживания, у большинства они непременно заявят о себе через ускользающие из-под контроля «экспрессивные привычки»[29].

Невербальные средства общения занимают особое место в процессе межличностной коммуникации, в процессе формирования коммуникативных умений, так как они являются эффективными средствами как отражения информации и сообщения о внутреннем мире человека, так и способом передачи определенного сообщения коммуникативного плана[30]. Так, благодаря правильному восприятию невербальных средств общения, мы считываем 70 % необходимой информации. Распознавание информации, передаваемой невербальными средствами общения, оказывает значительное влияние на эффективность коммуникации. К невербальному общению можно отнести расстояние между коммуникантами, позы, принимаемые коммуникантами, порядок расположения за столом, различного рода жесты, мимические жесты, взгляды коммуникантов, улыбку, просодические компоненты коммуникации, тактильные средства коммуникации, коммуникативно значимое молчание и др[31].

На выбор коммуникативной дистанции партнеров значительное влияние оказывает их гендерная принадлежность:

1) в женских парах коммуникативное пространство меньше, чем в мужских;

2) расстояние между коммуникантами-женщинами с возрастом увеличивается, а между мужчинами уменьшается;

3) в однополых женских парах расстояние между участниками коммуникации меньше, чем в разнополых;


4) в разнополых парах расстояние меньше, чем в однополых мужских;

5) в стрессовых ситуациях дистанция между коммуникантами уменьшается, по сравнению с обычными ситуациями;

6) в смешанных парах на расстояние между партнерами влияет степень знакомства.

Тактильная коммуникация в большей мере, чем другие виды невербальной коммуникации, отражает ролевые отношения коммуникантов, а также степень их близости, родства. Поэтому неправильная интерпретация коммуникантами тактильных средств общения может привести к конфликтным ситуациям. Поверхность тела человека снабжена различными сенсорными рецепторами, благодаря которым коммуникант ощущает тепло, холод, давление, то есть тактильный канал сообщает мозгу человека такую информацию, которая не может быть получена ни через один другой невербальный канал.

2.2. Невербальные средства проявлений эмоций

Невербальные средства являются сопроводительными элементами коммуникации, они дополняют беседу, придают ей большую эмоциональность. Без этих значительных факторов любое взаимодействие сделалось бы чрезмерно формальным, приобрело бы официальный оттенок.

Поэтому нужно владеть средствами невербального общения для влияния на собеседника в нужном ключе. Рассмотрим виды невербалики.

1. Мимика

При коммуникации обязательным образом затрагивается мимика человека. Она дополняет любой процесс общения, делает его максимально ярким и насыщенным. Во время беседы, мы всегда смотрим в лицо собеседника, ожидая увидеть там подтверждение или опровержение своих мыслей. Даже если собеседник молчит, то внутренне мы всегда знаем, согласен он с нами или нет. Мимика человека изменяется в зависимости от испытываемых эмоций, что нам дает лучшее понимание собеседника, того, что в данный момент испытывает другой человек[32].

2. Жесты и позы

В практике невербального общения выделяют несколько основных жестов, отражающих внутреннее состояние человека. Движение рук и тела передают много сведений о человеке.

Во-первых, в них проявляются состояние организма и непосредственные эмоциональные реакции. Это дает нам возможность судить о темпераменте человека (сильные или слабые у него реакции, быстрые или замедленные, инертные или подвижные). Позы и движения тела выражают многие черты характера человека[33].


Во-вторых, в позе и движениях проявляется и социальный статус человека.

В-третьих, в позе и жестах проявляются культурные нормы, усвоенные человеком.

В-четвертых, жестам и позе приписываются чисто условные символические значения.

Выделяют следующие типы жестов:

- жесты открытости - свидетельствуют об искренности и желании говорить откровенно. К этой группе знаков относятся жесты «раскрытые руки» и «расстегивание пиджака»;

- жесты подозрительности и скрытности - свидетельствуют о недоверии к вам, сомнении в вашей правоте, о желании что-то утаить и скрыть от вас. В этих случаях собеседник машинально потирает лоб, виски, подбородок, стремится прикрыть лицо руками. Но чаще всего он старается не смотреть на вас, отводя взгляд в сторону;

- жесты и позы защиты - являются знаком того, что собеседник чувствует опасность или угрозу. Наиболее распространенным жестом этой группы знаков являются руки, скрещенные на груди;

- жесты размышления и оценки - отражают состояние задумчивости и стремление найти решение проблемы;

- жесты сомнения и неуверенности - чаще всего связаны с почесыванием указательным пальцем правой руки под мочкой уха или же боковой части шеи;

- жесты и позы, свидетельствующие о нежелании слушать и стремлении закончить беседу;

- жесты, свидетельствующие о желании преднамеренно затянуть время, обычно связаны с очками. Для того чтобы затянуть время с целью обдумать окончательное решение, собеседник делает следующие жесты: постоянно снимает и надевает очки, а также протирает линзы;

- жесты уверенных в себе людей с чувством превосходства над другими. К ним относится жест «закладывание рук за спину с захватом запястья». От этого жеста следует отличать жест «руки за спиной в замок»;

- жесты несогласия - можно назвать жестами вытеснения, поскольку они проявляются вследствие сдерживания своего мнения[34].

3. Интонация и тембр голоса.

При беседе мы обращаем внимание на смысл слов оппонента, а не то, как именно он их произносит. Однако, чувства влияют на голос, и невербальное общение помогает это понять.

Неуверенность проявляется появлением во время разговора беспричинного кашля, различных нервных подергиваний. Некоторые люди совершенно теряются и буквально боятся поднять глаза на собеседника, другие же внезапно начинают говорить без умолку.

Усталость характеризуется низким тоном голоса, при этом человек чувствует себя абсолютно бессильным перед обстоятельствами. Во время усталости нельзя принимать серьезные решения, так как вероятность совершить ошибку возрастает.


Энтузиазм и радость проявляются высоким тоном голоса, сама речь звучит уверенно и размеренно. В этом настроении субъект чувствует, что ему все по плечу, и он сможет преодолеть любые преграды.

Таким образом, невербальное общение представляет собой систему взаимовлияющих сигналов и действий, которые, в свою очередь, воздействуют на качество и эффективность взаимодействия между людьми.

2.3. Выявление характерных особенностей невербального выражения эмоций у преподавателей

Эмоции являются важным инструментом педагогического воздействия, однако их роль в образовательном процессе недооценивается, на уроках в общеобразовательных заведениях нередко превалирует отчужденный стиль общения учителя. Между тем, недостаток эмоционального компонента педагогического общения отрицательно влияет на учебную деятельность и общий психологический фон. Для грамотного педагога очень важно уметь вызывать в учениках положительные эмоции, учитывая возрастные особенности учащихся, специфику предмета и этапы урока. Важно отметить, что этот процесс возможен только при эмоциональности самого учителя, так как людям, а в особенности детям, свойственно подсознательное копирование эмоциональных проявлений. Таким образом, эмоциональная экспрессия учителя стимулирует психологические и когнитивные процессы учеников, создает благоприятную основу для творчества. Материал, воспринятый эмоционально, становится личным переживанием и лучше усваивается.

В зависимости от этапов урока, возможно разное употребление эмоций. На организационном этапе целесообразно использовать радость – для выражения своего отношения к обучаемым, заинтересованность, – чтобы включить детей в работу. В проанализированном материале на данном этапе урока учителя начальной школы эмоций не выражали, а учителя средней школы выражали радость и интерес лишь в 6 % случаев (2 % и 4 % соответственно). Серьезность учителя в начале урока, безусловно, настраивает на рабочий лад, но равнодушное начало приводит к снижению мотивации, сразу задает монотонный ход урока, в то время как «момент взволнованности, небезразличия должен необходимо служить отправной точкой всякой воспитательной работы».


Объяснение новой темы – очень важный момент в образовательном процессе: он закладывает отношение к предмету, обусловливает саму возможность обучения.

В проанализированном материале на данном этапе урока учителя начальной и средней школы выражали эмоции в 28 % случаев, при этом учителя средней школы были в 2 раза более эмоциональны (66 % против 34 %). Базовые эмоции радости и интереса абсолютно обоснованы при объяснении новой темы (22,5 %), они стимулируют когнитивные процессы, позволяют «переживать» новые знания, закрепляют их. Однако сложность задачи состоит в том, что в 10 базовых эмоциях только 2 положительные, одна условно нейтральна, а остальные отрицательны, поэтому педагогу нужно научиться выражать составные эмоции, такие как воодушевление, энтузиазм.

В средней школе на данном этапе, помимо положительных эмоций, также выражались и отрицательные (5,5 %): раздражение и недовольство, которые были вызваны учениками, мешавшими объяснять тему.

При выполнении практических заданий учителя выражали эмоции в 25 % случаев. Из этих эмоций 86% положительные (интерес, радость, энтузиазм), 7 % нейтральные (смущение) и 7 % отрицательные (пренебрежение, омерзение). Учителя начальной школы проявляют эмоции в существенно меньшей степени по сравнению с учителями средней школы (21 % против 79 %). На данном этапе отрицательные эмоции (пренебрежения и омерзения) наблюдались только у учителей средней школы, однако, принимая во внимание единичность данных случаев, их можно расценивать исключительно как личную особенность конкретного учителя.

На этапе проверки выполненных (домашних) заданий эмоции наблюдались в 10 % случаев. Учителя начальной школы выражали такие эмоции, как интерес, радость (80 %) и беспокойство (20 %). Учителя средней школы на данном этапе урока эмоций не выражали. Если сопоставить этапы проверки домашних заданий и выполнения заданий в классе, то возникает вопрос, почему то, что выполнялось дома, остается без эмоционального поощрения в средней школе, а то, что выполняется в классе, в начальной. Такое количественное различие не связано ни с типом выполняемых заданий, ни с возрастными особенностями; дети в любом возрасте и независимо от сложности выполняемого задания нуждаются в положительном эмоциональном подкреплении со стороны учителя.

На этапе контроля усвоенного материала учителя выражают эмоции в 27 % случаев: 38 % положительных эмоций (радость, интерес) и 62% нейтральных (беспокойство, сомнение). Нейтральные эмоции используются в качестве метода педагогического воздействия, чтобы показать обучаемым, что преподаватель переживает за них и при этом доброжелателен. Преобладание почти в 2 раза нейтральных эмоций над положительными говорит о недостаточной мотивированности учащихся, их низком уровне подготовки и недостаточном усвоении материала. Только 3 % эмоций на данном этапе выражены учителями средней школы, остальные 97 % принадлежат учителям начальной школы. Такой перевес непонятен. Ведь, без эмоционального одобрения выполненной работы невозможен процесс обучения. При этом важно эмоционально подкреплять не только правильные ответы, но и само желание ответить.