Файл: История развития и правовые основы системы социального обслуживания.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. История развития и правовые основы системы социального обслуживания
1.1 История развития права социального обслуживания в системе социального обеспечения РФ
Глава 2. Понятие и виды социального обслуживания и помощи, нуждающимся гражданам
2.1 Понятие социального обслуживания
2.2 Виды социального обслуживания и помощи, нуждающимся гражданам
ВВЕДЕНИЕ
В каждом современном государстве соответственно прогрессу развития, приоритетному вниманию и потенциальным возможностям формируется социальная и экономическая политика в отношении своих граждан. Создание условий, которые могут обеспечить социально - правовую защиту для каждого члена общества, предоставление социальной защиты для нуждающихся граждан это функции любого социального государства. Особая забота, обычно, оказывается людям пожилого возраста, инвалидам, детям - сиротам и другим лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Социальное обслуживание нуждающихся граждан, в современной России, одно из направлений социального обслуживания населения. Оно является одной из частей установленного Конституцией РФ права граждан на социальное обеспечение.
Актуальность темы состоит в следующем - осуществляемые реформы в экономике показывают, что в нашей стране востребованы специалисты в отрасли социальной работы. Практический и теоретический опыт работы в области социальной поддержки населения , накопленный как в России так и за рубежом, проявили целый ряд направлений (видов) социальной работы. Рассматриваемая в таком виде социальная работа проявляется, как специфическая профессиональная деятельность, заключающаяся в предоставление государственной и негосударственной поддержки любому члену общества нуждающемуся в помощи сохранения социального, культурного и материального уровня жизни. На сегодняшний день мировой опыт подтверждает, что при помощи социальной деятельности можно своевременно находить решение в социальных конфликтах, снимать социальную напряжённость, предупреждать катастрофы, не допустить рискованных ситуаций, принимать и осуществлять рациональные управленческие решения и др.
Цель данной работы - рассмотрение и анализ темы социального обслуживания, его понятия и видов.
Для реализации поставленной цели, при написании данной работы, ставились следующие задачи:
1. Проанализировать историю развития социального обслуживания
2. Рассмотреть правовые основы социального обслуживания
3. Определить понятие социального обслуживания нуждающимся гражданам
4. Проанализировать виды социального обслуживания
Объект исследования в социальной работе это – способы, средства, процессы связей, взаимосвязей в социальном обеспечении для помощи нуждающимся гражданам.
Предметом исследования являются основные понятия и виды в социальном обслуживании в обществе. Направленных на улучшение жизни людей в условиях личного или семейного кризиса, на повседневную жизнь граждан и возможности решения их проблем.
Структура работы состоит из введения, теоретическая часть из трёх глав, заключения, списка используемой литературы. Во введении обозначена актуальность работы, выделены цель и задачи, предмет и объект исследования. В первой главе исследуется история развития социального обслуживания в России и правовые основы социального обеспечения в наше время. Во второй главе раскрыто понятие социального обслуживания и проанализированы его виды и помощи, нуждающимся гражданам. В третьей главе представлены учреждения социального обслуживания населения в ….огском районе, Вологодской области и проанализирована судебная практика рассмотрения судами Вологодской области гражданских дел, связанных с воспитанием детей.
Глава 1. История развития и правовые основы системы социального обслуживания
1.1 История развития права социального обслуживания в системе социального обеспечения РФ
История социального обслуживания, в нашей стране, начинается с Октябрьской социалистической революции. Это было революционное право, создаваемое социалистическим государством, поэтому в первые годы советской власти система социального обеспечения имела классовый характер.
Ноябрь 1917 создание Наркомата государственного призрения, коллегии по вопросам материнства и детства под руководством Коллонтай А.М. Функции Наркомата - организация и оказание помощи детям, старикам, инвалидам войны и их семьям. В декабре 1917 года принято Положение о страховании на случай безработицы и Декрет "О страховании на случай болезни".
Март 1918 вопросы по выплате пособий и пенсий возложены на Наркомат. Учреждается, при Народном банке, Учетно - ссудный комитет социального обеспечения. В этот же год Наркоматом стал руководить Винокуров А.Н.
Апрель 1918 переименование народного комиссариата в Наркомат социального обеспечения, которому стали подведомственны дома для престарелых и инвалидов.
30 апреля 1918 г публикуется постановление СНК, где подчеркивается, что прежнее название "Народный комиссариат государственного призрения" имеет несоответствие требованиям для социалистического понимания задач и функций социального обеспечения и проявляется, как пережиток прошлого, когда социальная помощь имела характер благотворительности и милостыни. Милютин Н.А. (заместитель руководителя реорганизованного наркомата социального обеспечения) писал, что " начиная с Октябрьской революции, и в дальнейшем наряду с социальным страхованием появляется новая форма социального обеспечения через госаппарат Нарком - собеса". Подведены итоги процесса развития законодательства социального обеспечения в первые годы советской власти по Программе РКП (б) в марте 1919 г., - При советской власти проведено в законодательном порядке полное социальное обеспечение всех трудящихся, которые не эксплуатируют чужой труд, от всех видов потери трудоспособности и, впервые в мире, от безработицы, за счёт государства и нанимателей, при широком участии профсоюзов и полном самоуправлении обеспечиваемых.[1]
Переход к нэпу диктовал возникновение общественного (социального) страхования для тех, кто работал наёмным трудом, появилась новая форма снабжения крестьянства (комитет взаимопомощи) и обеспечение государством в учреждениях социального обеспечения. В Тезисах ЦК РКП (б) от 4.09.1922 года о социальном страховании - перевод социального снабжения к социальному страхованию объяснялся так: "Переход предприятий на народнохозяйственный расчет, при факте существования частной промышленности выдвинуло новые задачи в сфере социального обеспечения. В прошедшие годы социальное обеспечение велось только за счет государства, тогда как при нынешних отношениях необходимо заменить государственное социальное обеспечение граждан, работающих на производстве по найму, социальным страхованием за счёт предприятий, где они непосредственно работают".
Декабрь 1921 принят Декрет "О социальном обеспечении при безработице". В это же время введены пособия на погребение застрахованных и членов их семей. Введено взимание взносов с государственных, общественных, частных и кооперативных предприятий. Взносы шли на нужды лечения застрахованных в соответствии с Декретом от 19.12.1921г. "О страховании на случай болезни". При этом сохраняется бесплатное медицинское обслуживание, при финансировании здравоохранения в пределах возможности местных бюджетов.
1922 год образование СССР, социальное обеспечение находится введении наркоматов союзных республик, общероссийского управления социальным обеспечением ещё нет. С 1923 года социальным обеспечением ведает Наркомат труда СССР. В период 1926 -1927 гг. в некоторых Закавказских республиках наркоматы соцобеспечения совмещены с республиканскими комиссариатами труда и внутренних дел. В ряде автономных республик РСФСР произошел аналогичный процесс.
30 августа 1923 года принято постановление СНК РСФСР "О порядке передачи учреждений социального воспитания, содержащихся за счёт культурных фондов профессиональных союзов и хозяйственных органов, органам Народного Комиссариата Просвещения". Поэтому все учреждения социального воспитания и обслуживание детей рабочих и служащих, детские дома, школы, детские сады и т.п., передаются Народному Комиссариату просвещения РСФСР и содержаться за счёт государства.
Ведение политики натурализации социального обеспечения трудящихся по 3 направлениям:
- создание учреждений социального обеспечения, в том числе учреждений для использования труда инвалидов, а также школ для их обучения и переобучения,
- включение обеспечиваемых, в некоторых случаях их нетрудоспособности, в область общего снабжения комитетом продовольствия одновременно с трудоспособными гражданами (например, снабжение рожениц и беременных по специальным карточкам),
- охват всех нетрудоспособных: сирот, вдов, которым не может быть предоставлено социальное обеспечение в учреждениях вследствие недостаточности учреждений, ни путём их зачисления на общее снабжение.
Политика социального обеспечения в отношении крестьян была иной. В соответствии с Декретом СНК от 14 мая 1921 г. "Об улучшении постановки дела социального обеспечения рабочих, крестьян и семейств красноармейцев" предписано образовывать при волостных исполкомах и сельсоветах крестьянские комитеты взаимопомощи. Такие комитеты осуществляли внутреннее самообложение для помощи нуждающимся гражданам, распределяли государственные денежные средства, организовывали общественную трудовую помощь и др.[2]
В начале форсированного развития экономики (1926 – 1936гг.) в нашей стране решались основные задачи индустриализации и коллективизации сельского хозяйства, культурной революции. Совместно с этим развивается и социальное обеспечение. Особое внимание уделялось социальному обеспечению трудящихся. Также вводится социальное страхование по старости для трудящихся в специфических отраслях промышленности (на пример, впервые в 1928 году для рабочих на предприятиях текстильной промышленности).
С 1917 по 1927 год старость ("старческая дряхлость") была признана одной из причин инвалидности дающая право на пенсию. С 1928 года старость стала самостоятельным основанием для пенсии (пенсионного обеспечения). Поэтому пенсионное обеспечение по старости стали осуществлять вне зависимости от состояния трудоспособности, но при наличии определённого трудового стажа.
Прогрессом стало введение понятий по профилактике заболеваемости и социально - бытовой помощи. Все расходы на санитарно - курортное лечение, путёвки, финансирование детских учреждений (ясли, детские сады, молочные кухни), пионерские и молодёжные лагеря, бани, прачечные берёт на себя соцстрах. В 1925 году в сельской местности, в 1929 году в городах народным учителям, а в 30 - е годы - писателям и работникам изобразительных искусств, агрономам, медицинским и ветеринарным работникам вводится пенсионное обеспечение за выслугу лет. В 1932 году пенсионное обеспечение по старости распространяется на всех рабочих и на некоторую часть служащих, также были повышены нормы выплаты пенсий и введены надбавки за продолжительный срок работы, узаконен новый вид пенсии за выслугу лет.[3]
1937 - 1989 гг. Незадолго до начала Великой отечественной войны (1941 - 1945) государство стало выплачивать пособия по уходу за заболевшим членом семьи, при карантине или при переводе на работу связанную с иным трудом в следствии заболевания и в связи с рождением ребёнка. Начало формирования единой государственной системы по социальному обеспечению. Вводится категория "непрерывный трудовой стаж" в трудовом праве, которая способствует прикреплению трудящегося к месту работы и довольно затрудняла увольнение работника по собственному желанию. Принятие 14 июля 1956 года Закона о государственных пенсиях и утверждение в феврале 1955 года ВЦСПС Положения о порядке назначения и выплаты пособий по государственному социальному страхованию стало важным этапом в развитии законодательства о социальном обеспечении. Трудящиеся были подразделены на ряд категорий и социальных групп, а размер пособий был зависим от принадлежности к партийно-хозяйственной номенклатуре, важности отрасли народного хозяйства и др.
Во второй половине 50 - х гг. ввелись законодательные новеллы по улучшению условий социального обеспечения женщин (к примеру, по беременности и родам). По закону о государственных пенсиях от 14 июля 1956 года были установлены льготы для женщин, такие как: трудовой стаж и пенсионный возраст для выхода на пенсию по старости у женщин стал составлять на пять лет меньше, чем для мужчин. По возрасту и трудовому стажу предоставлялись дополнительные льготы многодетным матерям. Впервые для работающих в колхозах Законом СССР от 15 июля 1964 года установлены оплачиваемый отпуск по беременности и родам и пенсии по инвалидности и по старости, а для членов их семей - пенсии по случаю потери кормильцев.