Файл: Стратегия диверсификации компании (Теоретические аспекты стратегии диверсификации компании).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выделяют следующие виды диверсификации [3, с. 30]:

  • Родственная (связанная) диверсификация - новая область деятельности организации, так или иначе связанная с существующим направлением ее предпринимательской активности. В данном случае используются преимущества, которых фирма достигла в традиционной для себя сфере.
  • Неродственная (несвязанная) диверсификация - переход в абсолютно новую область деятельности. Направленна на получение большей прибыли и минимизацию предпринимательских рисков. Стратегия неродственной диверсификации предполагает наибольшие риски.
  • Стратегия внедрения в новые отрасли - за счет приобретения нового бизнеса, создания дочерних, совместных предприятий.
  • Стратегия исключения и ликвидации - в случае критического снижения бизнес - эффективности предприятия и отсутствия других способов выхода из сложившейся ситуации.
  • Стратегия обновления компании, сокращения и реструктуризации - наиболее актуальна в тех случаях, когда причины снижения рентабельности предприятия являются краткосрочными, а сам бизнес - в любом случае перспективным. Зачастую этот вид стратегии используется для оздоровления ассортиментного портфеля [19, с. 115].
  • Стратегия многонациональной диверсификации - диверсификация в бизнесы и национальные рынки - многонациональные корпорации.

По мнению специалистов, наиболее перспективной во всех отношениях можно считать родственную (смежную) диверсификацию. Таким образом, у компаний, делающих ставку на стратегию родственной диверсификации, то есть инвестирующих в однокоренные бизнесы, гораздо больше шансов достичь поставленной цели. В случае родственной диверсификации общий потенциал производства значительно превышает сумму производительностей, которую имели бы бизнесы, если бы работали независимо друг от друга. На практике же этот вид стратегии гарантирует компании устойчивую конкурентоспособность со всеми вытекающими из этого последствиями. [11, с. 147]

Одно из основных правил диверсификации состоит в том, что это непрерывный процесс. Поскольку для рынка Украины независимо от специфики, как, впрочем, и для рынков большинства других стран СНГ, характерна неустойчивость, кризисность и слабая прогнозируемость, компаниям, в том числе и самым успешным, даже в лучшие времена необходимо думать о запасном выходе. То есть, учитывая, что в стране в любой момент может измениться экономическая или политическая ситуация, возможны изменения в законодательной базе, возникновения проблем с сырьем или сбытом и прочее. Поэтому важно продумывать этапы деятельности предприятия на несколько шагов вперед, а заодно рассматривать варианты расширения/изменения направлений бизнеса с целью его укрепления. [13, с. 68-71]


Кредо одного американского телекоммуникационного гиганта звучит так: «Любое усовершенствование с момента внедрения считается устаревшим». Это значит, что каждый новый шаг в бизнесе предполагает планирование следующего. Опередить самих себя - вот в чем секрет успешных современных компаний. [15, с. 278]

Вывод по 1 главе

Оперируя терминами в научных работах, не стоит забывать, что при их толковании определяющее значение имеет контекст, в котором они рассматриваются. Возникает существенность описания типологии термина диверсификация во взаимосвязи с рассмотрением систем, процессов, явлений, феноменов и т.д.

Стратегией диверсификации называют освоение новых товарных рынков, выпуск новых товаров, оказание новых видов услуг.

Настоящая классификация предлагает рассматривать три основных вида диверсификации, которые в свою очередь проявляются в той или иной форме, обусловленной технологическими особенностями производимых изменений.

2. Анализ стратегии диверсификации предприятия

2.1. Краткая характеристика предприятия

ПАО «Останкинский мясоперерабатывающий комбинат» (ПАО «ОМПК») - ведущий производитель продуктов мясопереработки и полуфабрикатов в центральной России. Предприятие основано в 1954 году.

На сегодняшний день Останкинский мясоперерабатывающий комбинат - это процветающее предприятие, которое входит в ТОП самых успешных компаний России. «Останкино» принадлежат 13 торговых домов, 7 фирменных магазинов в Москве и одни из самых современных свинокомплексов в стране.[26]

На комбинате (выпускающем 500 тонн продукции в сутки!) работает 7700 сотрудников, каждый из которых является профессионалом своего дела. Все производственные мощности снабжены новейшим немецким и австрийским оборудованием. Совокупность этих факторов позволяет «Останкино» придерживаться международных стандартов в производстве продукции, которая благодаря своему качеству, натуральности и вкусу пользуется признанием среди покупателей.

C 2006 г. «Останкино» официально признано лидером мясоперерабатывающей промышленности.


По итогам 2011 года Останкинский мясоперерабатывающий комбинат сохранил лидирующие позиции среди производителей колбасной и мясной продукции. Объемы продаж компании в 2011 году составили 156 тыс. тонн.

Во многом, благодаря стабильно растущим экономическим показателям, ПАО «Останкинский мясоперерабатывающий комбинат» удостоено премии «Компания года 2011» в пищевой промышленности.

В 2012 году ПАО "Останкинский мясоперерабатывающий комбинат" подтверждает лидерство в отрасли, объемы продаж превышают 167 тыс. тонн.

В 2013 году объемы продаж ПАО "Останкинский мясоперерабатывающий комбинат" превысили 168 тыс.тонн, тем самым закрепив лидирующие позиции среди производителей колбасной и мясной продукции.[26]

Объемы продаж ПАО "Останкинский мясоперерабатывающий комбинат" за прошлый 2014 год превысили 180 тыс. тонн.

Как показали результаты социологических исследований 2015 года, в целом, доля покупателей многих продуктов питания значительно уменьшилась. Также, полученные результаты подтверждают, что российский розничный рынок колбасной и мясной продукции находится в условиях стагнации.

Несмотря на это, интерес к продукции ПАО «Останкинский мясоперерабатывающий комбинат» у потребителя не пропадает. В 2015 году ПАО «Останкинский мясоперерабатывающий комбинат» выпустил на рынок новую продуктовую линейку под ТМ «Папа Может».

Объемы продаж компании за 2015 год составили более 190 тыс. тонн продукции.

2.2. Анализ и обоснование стратегии диверсификации предприятия

Проведем обоснование стратегии диверсификации конкретного предприятия.

В качестве объекта исследования выступает ПАО «ОМПК». Теоретические изыскания определяют перечень и набор инструментов, позволяющих сформировать стратегию диверсификации предприятия. В качестве инструментов в данном случае выступают финансовый анализ деятельности предприятия, конкурентный анализ, анализ рынка. [20, с. 79]

Практическую реализацию перечисленных теоретических аспектов осуществим посредством анализа объекта исследования. ПАО «ОМПК» занимается производством и реализацией колбасных изделий и мясных полуфабрикатов. В целом рынок мясных полуфабрикатов Московской области включает продукцию 10 местных производителей. Эксперты оценивают, что местные производители занимают 25% рынка, из них крупнейшими выступают ПАО «ОМПК» (9%), «Микоян МПК» (10%). Существенную долю на рынке колбасных изделий и мясных полуфабрикатов занимает продукция, ввозимая преимущественно из соседних регионов. Динамика ежегодных темпов роста ввоза колбасных изделий нестабильна. Это связано со снижением спроса в результате снижения покупательной способности населения (табл. 2) [3]


Таблица 2

Ввоз колбасных изделий в Московскую область

Годы

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Ввоз, т

9078

9465

7805

8583

7680

7336

Темп роста

104,26

82,46

109,97

89,48

95,52

Таблица составлена по материалам сайта http://www.fsvps.ru/

Однако наблюдается рост спроса на мясные полуфабрикаты и мясные консервы. Таким образом, анализ рынка свидетельствует о возможностях расширения рынка (рис. 2.1).

Рис. 2.1 - Ввоз колбасных изделий в Московскую область

Составлено автором

Другим инструментом, позволяющим обосновать применение стратегии диверсификации, является финансовый анализ. [23, с. 45-46] Финансово-экономическая деятельность предприятия отражается в финансовых результатах. Анализ (прибыли) убытка предприятия ПАО «ОМПК» представлен в табл. 3, Приложение 1.

Анализ данных табл. 3 показал, что наблюдается тенденция сокращения выручки от реализации продукции. В 2016 г. она сократилась на 4,6% по сравнению с 2014 г. Валовая прибыль с 2014 по 2016 гг. увеличилась на 1534 тыс. руб. Это произошло из-за себестоимости продаж. Прибыль от продаж в 2016 г. по сравнению с 2014 г. выросла на 3769 тыс. руб., но произошло незначительное сокращение ее удельного веса в выручке. В 2016 г. увеличилась величина управленческих расходов на 17% по сравнению с 2014 г., что вызвало сокращение удельного веса прибыли от продаж в величине валовой прибыли. Чистая прибыль выросла на 488 тыс. руб., что было вызвано сокращением удельного веса прочих расходов и текущего налога на прибыль.

Определение типа финансовой устойчивости, рассчитанной по методике В. Л. Быкадорова и П. Д. Алексеева [1, с. 98], позволяет охарактеризовать положение ПАО «ОМПК» в 2014-2015 гг. как неустойчивое финансовое состояние. Данное состояние сопряжено с нарушением платежеспособности, при этом сохраняется возможность восстановления равновесия за счет пополнения источников собственных средств и увеличения источников собственных оборотных средств. [16, с. 21] В 2016 г. показатели говорят о нормальной устойчивости финансового состояния предприятия (табл. 4).

При нормальной устойчивости предприятие оптимально использует свои собственные и кредитные ресурсы, текущие активы и кредиторскую задолженность.


Для оценки финансового состояния ПАО «ОМПК» проведен расчет следующих показателей, представленных в табл. 5, Приложение 2.

Таблица 4

Анализ финансовой устойчивости ПАО «ОМПК»

Показатель

2014

2015

2016

1. Источники формирования собственных оборотных средств

23 999,00

27 373,00

32 675,00

2. Внеоборотные активы

56 968,00

49 536,00

43 891,00

3. Наличие собственных оборотных средств

-32 969,00

-22 163,00

-11 216,00

4. Долгосрочные пассивы

34 779,00

13 922,00

31 362,00

5. Наличие собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат

1810

-8241

20 146,00

6. Краткосрочные заемные средства

16 213,00

17 580,00

0

7. Общая величина основных источников

18 023,00

9339

20 146,00

8. Общая величина запасов

15 279,00

6644

14 546,00

9. Излишек (+), недостаток (-) собственных оборотных средств

-48 248,00

-28 807,00

-25 762,00

10. Излишек (+), недостаток (-) собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов средств

-13 469,00

-14 885,00

5600

11. Излишек (+), недостаток (-) общей величины основных источников формирования запасов

2744

2695

5600

Таблица составлена по материалам сайта ПАО «ОМПК»

Анализ коэффициентов ликвидности по данным табл. 5 показал, что коэффициенты абсолютной и срочной ликвидности за 2014-2015 гг. не достигают нормы, т.е. предприятие за рассматриваемые периоды оказывается неплатежеспособным, а в 2016 г. показатели свидетельствуют об улучшении платежеспособности предприятия из-за увеличения долгосрочных заемных средств.

Анализ показателей финансовой устойчивости свидетельствует о зависимости от заемных средств. [17, с. 101]

Динамика рентабельности активов и собственного капитала отражает сокращение прибыли с каждого рубля, вложенного в активы и, соответственно, сокращение отдачи средств, сформированных за счет вкладов собственников.

Увеличение коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности в 2016 г. свидетельствует об ухудшении ситуации в расчетах с дебиторами. Увеличение коэффициента оборачиваемости кредиторской задолженности неблагоприятно сказывается на ликвидности предприятия. Повышение показателей оборачиваемости свидетельствует о снижении деловой активности предприятия. [3, с. 30]