Файл: Место и роль спортивной индустрии в экономике России (Теоретические аспекты индустрии спорта).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1.Теоретические аспекты индустрии спорта
Содержание понятий индустрии спорта
1.2.Спортивный менеджмент как фактор развития индустрии спорта
Глава 2.Исследование развития индустрии спорта в России
2.1. Специфика развития индустрии спорта в России
2.2. Анализ проблем развития спортивной индустрии
Глава 3. Влияние экономического кризиса на сферу спортивной индустрии
Давая характеристику индустрии спорта, необходимо отметить и различные формы её проявления, к которым относится:
вид профессиональной трудовой деятельности (для спортсменов, тренеров и менеджеров);
важнейший экономический ресурс, влияющий на уровень и динамику экономического развития страны;
бизнес (для профессиональных клубов и лиг, спортивных и маркетинговых агентств, спортивных менеджеров и промоутеров, телеканалов и СМИ);
эффективный канал продвижения на рынке своей продукции и своего бренда (для спонсоров и рекламодателей);
возможность формирования позитивного и привлекательного для покупателей имиджа своей компании (через участие в спортивных событиях)[14].
В России из предложенных форм проявления индустрии спорта не все сформированы на том уровне, на котором они должны находиться. У нас не в полной мере задействован спортивный бренд таких видов спорта, как хоккей, футбол, баскетбол и т. д. Нет массового привлечения потребителей через систему вещания спортивных каналов, доступных для населения[15].
Нельзя не отметить источники доходов мировой индустрии спорта, которые, по сути, делают эту сферу полноценным сектором экономики. К ним относят: доходы от продажи билетов и абонементов на спортивные соревнования; спонсорство спортивных соревнований, федераций, лиг, клубов, команд и спортсменов; продажа прав на телетрансляции; мерчандайзинг (включая как спортивную атрибутику, так и спортивные товары). В России данные источники доходов работают не в полной мере. У нас нет культуры потребления спорта как товара.
В этом направления российская индустрия спорта делает фактически первые шаги, но результаты уже есть. Благодаря государственной поддержке, отечественный спорт вышел на более качественный уровень своего развития. Подтверждение этому Олимпиада в Сочи, которая наглядно продемонстрировала всему миру, что индустрия спорта в России есть и будет дальше развиваться[16].
Современная индустрия спорта – это довольно динамичная система экономических отношений и интересов, которые имеют основные субъекты этой индустрии. Важнейшими субъектами индустрии спорта являются спортивные лиги, спортивно-оздоровительные клубы, спортивные агентства, которые осуществляют успешную предпринимательскую деятельность в спорте[17].
Партнерское взаимодействие государства, спортивных организаций и бизнеса может помочь создать смешанные каналы финансирования российского спорта, сохранив при этом интересы каждого из участников этого партнерства. Государство на современном этапе заинтересовано в том, чтобы в стране работала пропаганда здорового образа жизни, ибо здоровье нации в конечном итоге влияет и на престиж страны на международной арене, и на повышение экономического потенциала страны. Необходимо начинать с создания благоприятных условий и сопутствующей инфраструктуры в развитии детского, массового и оздоровительного спорта[18].
Примером может служить Всероссийская массовая лыжная гонка «Лыжня России» и другие спортивные мероприятия, проводимые каждым регионом страны. В Челябинской области в каждом муниципальном районе проводится ежегодно школьная Спартакиада, представленная несколькими видами спорта. Особое внимание уделяется греко-римской борьбе, самбо, дзюдо. Не случайно наш регион принимал в этом году чемпионат мира по дзюдо. Государство сегодня активно привлекает такие крупные государственные корпорации, как «Газпром», «Роснефть», ВТБ и другие для привлечения капиталовложений в индустрию спорта.
Спорт является самой благоприятной средой для продвижения своей продукции, поиска новых рынков сбыта и новых покупателей, а также формирует максимум позитивных эмоций для положительного восприятия рекламируемых продуктов и услуг по сравнению с другими каналами продвижения[19].
Условием успешного партнерского взаимодействия спортивных организаций с бизнесом является наличие высококвалифицированных спортивных менеджеров. Таких специалистов, к сожалению, мало, но это является стимулом для развития отечественного спорта. Ведь не только государство должно продвигать интересы спорта на рынке, сами спортивные федерации, клубы, лиги, ДЮСШ во главе с Министерством спорта, туризма и молодежной политики РФ. Таким образом, работа с бизнесом является огромным резервом для формирования устойчивых и необходимых бюджетов спортивных соревнований и спортивных организаций[20].
1.2.Спортивный менеджмент как фактор развития индустрии спорта
В России в последние годы отмечается значительное повышение интереса к спорту и физкультурно-оздоровительному движению. Для работы в спортивной индустрии, в этой колоссальной системе, очень важно знать и отчетливо понимать ее структуру, входящие в нее элементы и взаимосвязи, существующие между ними, учитывать все нюансы и тонкости этой сферы деятельности[21].
Существует две точки зрения на понятие «спортивная индустрия». В узком смысле спортивная индустрия воспринимается исключительно как рынок спортивных товаров. Между тем, в последнее время спортивная индустрия начала рассматриваться все более широко. Большинство экономистов и специалистов в этой области, считают, что спортивная индустрия включает в себя отношения, которые касаются проведения спортивно-массовых мероприятий, управление спортивными организациями, оказание спортивно-оздоровительных услуг населению, решение вопросов финансирования и спонсорства, проведение научной деятельности в области спорта, а также подготовка кадров в сфере физической культуры и спорта.
Довольно долгое время в России спорт воспринимался сугубо как зрелище и практически никто и не думал рассматривать его как бизнес. А тем временем коммерциализация индустрии спорта в США, Европе и Латинской Америке прошла достаточно давно. В этих странах налажено хорошее взаимодействие между государством, спортом и бизнесом[22].
К счастью, в последние несколько лет в нашей стране государство оказывает стоящую поддержку в проведении спортивно-массовых мероприятий. Яркий пример такого взаимодействие это проведение летней универсиады в 2013 году в г. Казань, затем в 2014 году XXII зимние Олимпийские Игры в Сочи и проведение Чемпионата Мира по водным видам спорта в 2015году, которые так же проводились в г. Казань.
Нашей стране доверяют проведение крупных спортивных мероприятий: в 2016 году – чемпионаты Европы по шорт-треку, самбо; чемпионат мира по конькобежному спорту, и 80-й чемпионат мира по хоккею; ожидается проведение 21-го чемпионата мира по футболу FIFA в 2018 году; в 2019 году пройдет XXIX Всемирная зимняя универсиада в Красноярске.
России в ближайшие несколько лет предстоит принять международные соревнования. В связи с этим резко возросла необходимость в высококлассных менеджерах в области спортивной индустрии. Остро стоит вопрос об их грамотности и компетенции, так как в этом вопросе очень важны профессионалы, способные эффективно управлять, принимать решения и нести за них ответственность, а также грамотно распоряжаться инвестициями.
Таким образом, на сегодняшний день важнейшим фактором развития и функционирования как спорта, так физической культуры является менеджмент спортивной индустрии. Отечественному спорту для эффективного использования возможностей, появившихся в преддверии будущих спортивных мероприятий, просто необходимы высококвалифицированные управленческие кадры, которые будут обладать соответствующими знаниями, умениями, а так же навыками в области спортивного менеджмента.
В течение последних 10-ти лет происходит формирование системы подготовки наиболее востребованного в современном обществе типа специалистов для индустрии спорта – спортивных менеджеров.
Современный специалист, так называемый менеджер по физической культуре и спорту – это такой человек, который способен нестандартно мыслить в любой ситуации и профессионально решать поставленные перед ним задачи в организационно-управленческой деятельности.
Проявление профессионализма спортивного менеджера выражается в знании теории и технологии управления персоналом и организацией, в умении планировать и прогнозировать развитие организации, анализировать деятельность фирм конкурентов, в обеспечении надежного функционирования различных спортивных зданий и сооружений, в привлечении спонсоров и инвесторов, в организации и проведении соревнований любого масштаба на достойном уровне.
Подавляющее большинство управляющих в сфере физической культуры и спорта оказались не готовы к новейшим требованиям работы, построенных на рыночных принципах. Сказывался недостаток передовых знаний менеджмента, юриспруденции, маркетинга и бизнеса. Ярко выраженная потребность в новых профессиональных управленцах и в совершенствовании существующих знаний и навыков подвергла изменениям систему подготовки и переподготовки специалистов в отрасли физкультуры и спорта, а кроме того являлась инициатором разработки новых стандартов и программ обучения в системе физкультурно-спортивного образования.
Первым российским государственным вузом, который в 1998 году приступил к подготовке менеджеров для спортивной индустрии, был Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ). Стоит отметить, что такие программы обучения были внедрены в систему высшего профессионального образования, а так же программы, переподготовки и повышения квалификации уже запущены во многих вузах нашей станы. Благодаря Олимпийским играм в Сочи в 2014 году, открылись центры по подготовке волонтеров, к тому же
Современно развивающаяся инфраструктура различных типов физкультурно-спортивных учреждений актуализирует необходимость освоения навыков управления специалистами данных учреждений. Высокий уровень управленческой компетентности специалиста это обязательное условие, без которого дальнейшее развитие специалиста, как профессионала, и процветание спортивной индустрии будет невозможно.
В условиях рыночной экономики и конкурентной среды управленческая компетенция специалиста будет являться гарантией его успешной профессиональной самореализации в сфере физической культуры и спорта.
Глава 2.Исследование развития индустрии спорта в России
2.1. Специфика развития индустрии спорта в России
В настоящее время спортивная индустрия имеет серьезную государственную поддержку. Государственная стратегия развития отрасли включает 57 программ на сумму порядка 8 миллиардов рублей, прежде всего направленных на поддержку перспективных спортсменов.
Спорт сегодня представляет собой одновременно: – национальное достояние и предмет национальной гордости, весомый политический капитал и эффективный инструмент политической жизни, – важнейший экономический ресурс, существенно влияющий на уровень экономического развития страны и воспроизводство носителей рабочей силы, а также способный создавать специфические продукты, – новую и особую сферу экономических и деловых отношений[23].
Благодаря развитию индустрии спорта стали развиваться технологии восстановления спортсменов, реабилитации, медицинской помощи, новые медицинские технологии. Спортивная индустрия тесно связана с индустрией развлечений. Данные индустрии получают свое развитие благодаря совершенствованию новых технологий и техники (рис. 1).
Рисунок 1. Взаимодействие индустрии спорта с медицинской индустрией и индустрией развлечений
С одной стороны, взаимодействие различных индустрий, взаимовыгодное сотрудничество и развитие являются положительной тенденцией. Однако, с другой стороны, участились случаи выявления допинга у спортсменов России. Также для увеличения рейтинга стали целенаправленно формировать скандальные ситуации, освещать конфликты и т. д. Сейчас спорт является объектом рыночных отношений. Он рассматривается как самостоятельный и эффективно функционирующий институт рынка. Поэтому подробно исследуются субъекты и объекты индустрии спорта, выявляются экономические интересы и потребности всех основных субъектов этих рыночных отношений[24].
За последние десятилетия мировой спорт из зрелища и формы досуга превратился в динамично развивающуюся индустрию, продолжая набирать все большую популярность и инвестиционную привлекательность. Масштабы развития спортивной индустрии характеризует стабильное увеличение доходов (рис. 2)[25].
Рисунок 2. Совокупный доход, млн. долл
Из рисунка можно сделать вывод, что увеличение совокупного дохода в 2014 году от спортивной индустрии произошел благодаря проведению Олимпиады в Сочи.
Рисунок 3. Изменение совокупного дохода в процентах к предыдущему году[26]
На рисунке 3 представлен общий рост доходов от спортивной индустрии в России в промежуток с 2006 по 2015 годы. Прирост совокупного дохода составил примерно 217 %. Резкий взлет в 2014 году обусловлен проведением Олимпиады, однако, по оценкам аналитиков PwC, в 2015 году наблюдалось закономерное падение. Российские спортивные организации становятся полноценными коммерческими предприятиями, развивая систему внешнеэкономических связей[27].