Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 150
Скачиваний: 3
ВВЕДЕНИЕ
Курсовая работа посвещена проблеме лидерства в современных условиях. Острота этой проблемы объясняется недостатком точного определения лидера и в то же время, все сильнее повыщенным значением лидера и лидерства в современном мире. На сегодняшнее время это слово звучит часто и проводятся множество разных тренингов, которые ставят цель-научить лидерству, но в настоящее время, нет единого мнения, объясняющего содержание этого термина.
В истории менеджмента было в целом- три подхода к изучению лидерства: ---подход с позиции личных качеств,
-поведенческий подход,
-ситуационный подход.
Но ни один из этих подходов не выявил сплоченность в изучении проблемы.
И все же отсутствие четкого определения не мешает современным руководителям стремиться к лидерству. Похоже , то незначительное, в чем исследователи согласились во мнении, это то- что современный руководитель должен быть лидером. Притом лидером, за которым еще есть команда, которая в свою очередь, допускает сделать бизнес более продуктивным и удачным.
Команду нужно отличать от малых групп, рассматриваемых в психологии. В отличие от малой группы команда постоянно состоит из профессионалов и специалистов, всегда сосредаточенна на решение деловой задачи, постоянно сначала действует, а уже после - общается. Поэтому акценты и лидерства, и управления командой быстрее внедрены в деловую, чем эмоциональную сферу.
3
1.Лидерство – это тип рукаводящего взаимодействия- между лидером и его сторонниками, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании разнообразных источниково власти, и направленный на пробуждение людей к приобретенюю общих целей.
Лидерство – это не управление. Управление устремляет внимание на том, чтобы люди совершали вещи правильно, а лидерство – на том, чтобы люди делали верные вещи.
Эффективный лидер - это человек, который устремляяет поведение других людей добиваться общих целей. Лидер оказывает влияние так, чтобы коллектив добился желаемых результатов, и при этом были выполнены стандарты и показано качество более выше обычного уровня. Эффективный лидер может заманить людей и словом, и делом.
1.2. Виды лидерства:
1. Лидер-организатор. Его самое главное отличие в том, что потребность коллектива он принимает как свои собственные и инициативно действует. Этот лидер оптимист и уверен- что большинство проблем очень даже решаемы. За ним тянуться, зная, что он не станет предлагать бесполезное дело. Умеет убеждать, готов поощрять и награждать, а если и приходится проявить свое порицание, то делает это, не касаясь чужого достоинства, и в результате люди выполняют работу получше. Именно такие люди бывают на виду в любом неформальном коллективе.
2. Лидер-творец. Притягивает к себе прежде всего способностью видеть новое, браться за решение проблем, которые могут показаться неразрешимыми и даже угрожающими. Не командует, а лишь предлагает что то обсудить. Может установить задачу так, что она заинтересует и завлечет людей.
3. Лидер-борец. Волевой, уверенный в себе человек. Первым идет всегда на встречу угрозе или неизвестности, без всяких всяких вступает в бой. Готов отстаивать то, во что поверил сам, некому не уступит. Но бывает такому лидеру - не хватает времени на чтобы воплатить все свои действия и все предусмотреть. Стиль его –безумие храбрых!
4.Лидер-дипломат. Если бы он делал что то нехорошее с помощью своих способностей, то его можно было бы назвать специалистом- интриги.
4
Он ссылается на хорошее знание ситуации и ее внутренних частей, бывает в курсе сплетен и злословий и потому и хорошо знает, на кого и как можно повлиять. Любит доброжелательные встречи в кругу своих союзников. Позволяет себе открыто говорить то, что всем неново уже, чтобы не привлекать внимание к своим планам, которые хорошо скрывает. И поэтому, такого вида дипломатия часто возмещает неумение руководить наболее интересными способами.
5. Лидер-утешитель. К нему тянутся потому, что он готов оказать поддержку в трудную минуту. Уважает людей, относится к ним очень положительно и доброжелюбно. Вежливый, деликатный благовоспитанный проявляет сопереживание.
1.2 Роль, ответственность, задача и источник силы лидера
- Роль заключается в том, чтобы эффективный лидер обязан найти соучастников.
- Задача - выполнять необходимые и деловые изменения.
- Ответственность - совершать перемены так, чтобы результат совпадал целям всех участников.
- Происхождение силы - это доверие и вера, оно организуется на основе честного служения своим сторонниками.
1.3. Сущность и источники лидерства.
Феномен лидерства с древности притягивал к себе внимание исследователей которые подтвердили роль выдающейся личности, государственного-правового деятеля в истории.
Обозначение лидерства в настоящее время в социально-психологической социологической литературе в монографиях и книгах по менеджменту очень много, их примерно столько, сколько и людей, пытающихся дать это определение.
Некоторые авторы в основном распознают лидерство с руководством, другие, выделяя разницу, делают ударение на значении этого феномена для личности, организации и общества. С атрибутивных позиций теорий, лидерство – это власть когда одни индивидуумы имеют над другими.
5
Харизматическое лидерство - это как влияние посредством экстраординарных способностей. Согласно трансакционным идеям, лидерство – это раскрытие целей, ролей и мотивирование последователей, трансформационные теории расписывают его так как обеспечение индивидуальной значительности интеллектуальное стимулирование и обладание притягательностью.
Обозначив и сделав вывод, всякие разные подходы к пониманию природы лидерства, выявим его основные признаки:
1) Это выявление основных, сущностных черт феномена и его определение.
2) Проведем анализ природы- источников лидерства.
3) Лидерство можно и надо изучать через близкие большие или маленькие по объему понятия, в сопастовлении с которыми или через которые начинаются попытки его объяснения. Среди этих связанных с лидерством понятий управление руководство, администрирование власть менеджмент влияние.
На формирование личности любого индивидумма и лидера влияет целая цепочка факторов. И поэтому какая роль назначается каждому из них как источнику лидерского потенциала, можно сделать акцент на несколько подходов к природе лидерства- биологический, или физикалистский, социобиологический, психологический, социально-психологический социологический философский.
Итак можно сделать небольшой вывод- выше показанные подходы к пониманию сущности лидерства как правило не действуют: многие авторы находятся под влиянием нескольких теорий, идей да и сами, подходы прорабатывают и влияют друг на друга.
Как правило всегда в обозначениях лидерства понимают то,что конкретный тип людей, которые оказывают влияние на других, и как то забывают о замысловатой связи и воображаемом значении. Лидерство передает большие чувства, и готовит группу в одно целое. Общественное влияние не ограничивается зрительным, лицом к лицу, сольватацией.
Суть лидерства заключается в том, чтобы организовать нравственные образы для других .
По мнению Р. Джонсона, лидерство – это такой образ жизни, которое является искусностью ,так как это дело с людьми, а менеджмент – наука и имеет дело с процессами и подсистемами.
6
Лидерство – это мастерство, которое раскручиваеться со временем.
1.4. Лидер в мультикультурном коллективе.
Во время исследования вопросов продуктивного лидерства в мультикультурном коллективе в условиях интернациональной помощи, очень ценную роль представляет группа теорий новейшего лидерства, где большой интерес представляют исследования, расширяющие видение современного руководителя - лидера в большом контексте, на основе которых бывает формирование принципиально новой модели лидерства в мультикультурной команде.
Общая связь, в которой приходится работать руководителю международной компании, определяет особые требования к эффективному лидерству для успешного достижения целей деятельности компании. На наш взгляд, в мире культурного разнообразия лидеру прежде всего необходимо выделение общих моментов двух культур, общих ценностей и интересов, так как это облегчит ему процесс межкультурной коммуникации, являющейся очень важным процессом продуктивного менеджмента транснациональных компаний. Потом нужно понять кросс-культурные разнообразия, чтобы найти контакт и наладить негласные отношения, направленные на длительную перспективу. Это требует умения слушать, умения уступать и уважать своеобразие других.
В актуальном менеджменте лидерство характеризуется неопределенно:
- лидерство это вариация власти, особенностью которой является правельным курсом сверху вниз.
- лидерство это менеджерский статус, социальная позиция, которая связанная с принятием решений, это руководящая должность. Общество это необычная, иерархически основанная система социальных статусов и соответствующих им социальных ролей. Социальный статус руководителя рассчитывает и даже, требует выполнения социальной роли в манере лидера
- лидерство это влияние на других людей , но не каждое, а как раз отвечающее следующим условиям: а) постоянство влияния это не нередко короткое воздействие например -боевик, который завладел самолетом,никак не может быть лидером.
7
б) большое влияния воздействие реализуется на всех членов группы;
в) первое место во влиянии, отношения лидера и ведомых асимметричны, односторонне и субъективно целенаправленно от лидера к членам группы.
г) организационный лидер надеиться не на прямое применение силы, а на авторитетность или на признание правомерности руководства.
- лидерство естественный социально-психологический процесс в группе, созданный на влиянии личного авторитета человека на поведение членов группы. Под влиянием бывает такой нрав человека, которое несет изменение в поведение, отношения, чувства другого человека. Действие может быть оказано через тезис, устное а также письменное слово, через выговор, уговоры, эмоциональное заражение, принуждение, личный авторитет и пример.
- лидерство есть неофициальное явление, это знак эмоционально-психологической общности группы и модель поведения для ее членов. Позиция усиленно распространена в российской психологии. Кричeвский который обозначил, что роль лидера происходит неосозанно, ее нет в типичных расписаниях, лидерство феномен психологический, а вот руководство социальный.
1.5.Лидер и руководство
Руководство это всегда формальное лидерство. Неформальное лидерство квалифицируется как субъективная способность, готовность и умение человека выполнять роль лидера, а также признание за ним права на руководство со стороны группы. Неформальный лидер не всегда является руководителем по статусу.
1.6.Лидер и менеджмент
Лидеры это люди, которые могут проявить все хорошие качества в других. Менеджеров в организации может быть очень много, а вот лидеров всегда мало. Лидер с организаторскими способностями в состоянии скоро и правильно вычеслять ситуацию, выявлять задачами, которые нуждаются в срочной реализации, может различать реальное от бесполезного прожектерства, ни мало лишь рассчитать сроки решения задач. Идея о том, что главная разлечительная черта способного организатора состоит в умении быстро находить эффективные пути и средства решения задач, помещаются на каждом шагу.
8
1.7.Автократичное и демократичное руководство.
Автократичный лидер в управлении -авторитет, то есть знаток. Автократичный руководитель имеет большую власть, чтобы поручать свою волю исполнителям, и при необходимости без сомнений приходит к этому. Автократ намеренно приходит к потребностям более низшего уровня своих подчиненных исходя из предположения, что это ту самую степень, на которой они и находятся. Когда автократ не хочет отрицательного давления, а вместо этого использует поощерения, он или она получает название -сочуственного автократа. Хотя он или она продолжают оставаться авторитарными руководителями, доброжелательный автократ проявляет огромную заботу о настроении и благополучии подчиненных. Он или она могут даже пойти на поощерение их участие в проектирование заданий. Но он или она сохраняют за собой фактическую власть принимать и исполнять решения. И как бы хороший небыл этот руководитель, они продвигают свой автократический стиль дальше и дальше, создавая задания и навязывая обязательное соблюдение огромного количества правил, которые строго регламентируют поведение сотрудника.