Файл: Методы выбора проектов. Значение «Метод выбора проекта» как явление и как процесс.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Проект - это целая «книга», о нём можно разговаривать часами, оценивая с разных сторон его достоинства и недостатки. Многие, приступая к выбору проекта, плохо представляют себе, какой проект им нужен. Оценивают проекты либо вообще без критериев, либо, в силу отсутствия опыта в этом, по каким-то собственным, внутренним, не имеющим никакого отношения к реальной жизни параметрам. Человек просто не знает, на что нужно смотреть при выборе проекта. Где настоящие критерии? Какие они? На что нужно обращать внимание в первую очередь? Что хорошо, а что плохо? Смотрит и говорит: «Ну, нравится» или «Ну, не нравится!».

Самая распространенная ошибка (и с тяжелыми последствиями) при выборе проекта - его визуальное восприятие. Решение на 90% зависит от того, насколько нам понравилась увиденная картинка. Глядя на неё, на самом деле, трудно представить, как реально будет выглядеть тот или иной проект. Поскольку на каждом конкретном предприятии существуют свои факторы, оказывающие влияние при выборе проектов, то универсальной системы оценки проектов нет, но ряд факторов имеет отношение к большинству предприятий. Основные факторы, которые должны быть учтены в процедуре выбора:

- финансовые результаты реализации проекта;

- воздействие данного проекта на другие в рамках портфеля НИОКР корпорации;

- влияние проекта в случае его успеха на экономику корпорации в целом.

В этой связи актуальность, своевременность и перспективность учебного пособия не вызывает сомнений.

Современный проектный менеджер должен иметь глубокую теоретическую подготовку в области теории принятия «метода выбора проектов» и обладать в этой сфере необходимыми практическими навыками.

Целью данной работы является овладение методами выбора проектов, основанных на современной теории методами выбора проектов, а так же подробно рассмотреть методы выбора проектов.

Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что методы выбора проектов являются главной частью процесса выбора, средоточием, вокруг которого вращается жизнь каждого проекта.

Объект исследования - метод выбора проекта.

Предмет исследования - технология эффективного метода выбора проекта.

ГЛАВА 1. Значение «Метод выбора проекта» как явление и как процесс


Методы выбора проектов.

Эти методы, предназначены для оценки привлекательности проекта с точки зрения его владельца. Методы выбора проекта предназначены для проведения оценок привлекательности проекта в условиях неопределенности. Выбор проекта также сопряжен с оценкой альтернатив, что подразумевает использование моделей оптимизации, для отыскания наилучшего решения.

Обычно методы выбора проектов подразделяют на две категории:

·методы измерения прибыли (экономические модели, сравнительные оценки и т.д.);

·оптимизационные методы (математические модели, использующие линейное, нелинейное, целочисленное, динамическое и т.д. программирование, генетические алгоритмы, нейросетевые технологии и т.д.)

Методы выбора проекта

·Выбор проекта производится из портфеля проектов (project portfolio). Портфель проектов- это набор проектов, потенциально интересных для исполняющей организации.

· Для эффективности выбора портфели проектов должны быть оценены и проранжированы (метрики).

· Для выбора используются разнообразные методы и критерии выбора, зависящие от предметной области, и всегда являющиеся экспертными.

· Часто используются методы взвешивания. (Приложение, рисунок 1.)

Анализ альтернативы "производить или покупать".

Такой анализ - элемент общего менеджмента. Его целью является определение эффективности собственного производства продукта. Сравнив расходы (прямые и косвенные) собственного производства продукта и его приобретения у внешних поставщиков, можно сделать вывод о необходимости поставок. Следует иметь в виду, что такое решение должно исходить не только из нужд конкретного проекта, но и из общих перспектив организации. Покупка оборудования, не эффективная с точки зрения конкретного проекта, может быть эффективной для организации, исполняющей много проектов, в которых это оборудование может использоваться.

Методы выбора проектов включают себя оценку привлекательности проекта для его инициатора или инвестора . Понятие выбора проекта также относится выбору альтернативных способов выполнения проект. Методы выбора проекта используются для определения того, какой проект выберет организация. Обычно эти методы попадают в одну из двух крупных категорий: методы измерения доходности, представляющие собой сравнительные подходы модели количественных оценок или экономические модели , а так же математические модели основе линейных нелинейных динамических многоцелевых алгоритмов целых чисел. (Приложение 2. Методология управления проектами).


Основные критерии отбора проектов:

  • хорошие цели,
  • относительная новизна,
  • достаточная открытость результатов проекта, неплохое качество работы программного обеспечения и серверов.

Главный показатель - высокая полезность проекта. Этот критерий принимается к рассмотрению в первую очередь.

ГЛАВА 2. В чем заключаются методы выбора проектов, какие критерии принятия организационных решений применяются.


Методы выбора проектов включают в себя оценку привлекательности проекта для его владельца или спонсора и могут включать в себя другие критерии принятия организационных решений. Понятие выбора проекта также относится к выбору альтернативных способов выполнения проекта.

Методы выбора проекта используются для определения того, какой проект выберет организация.

Обычно эти методы попадают в одну из двух крупных категорий Приложение (рисунок 3.) :

·Методы измерения доходности, представляющие собой сравнительные подходы, модели количественных оценок или экономические модели.

·Математические модели на основе линейных, нелинейных, динамических, многоцелевых алгоритмов и алгоритмов целых чисел.

Несмотря на то, что конечный результат выполнения проекта должен быть уникален, он обладает рядом общих с процессным производством характеристик:

·Выполняется людьми;

·Ограничен доступностью ресурсов;

·Планируется, исполняется и управляется;

·Окружение проекта

ГЛАВА 3. Методы и средства инициации


Методы выбора проектов обычно попадают в одну из следующих категорий:

  • методы измерения прибыли (экономические модели, сравнительные оценки и т.д.);
  • оптимизационные методы (математические модели, использующие линейное, нелинейное, целочисленное, динамическое и пр. программирование).

Такие методы часто называют моделями принятия решений. Применение сложных моделей принятия решений часто рассматривается как одна из фаз проекта.


Экспертные оценки. Для получения исходной информации часто необходимы экспертные оценки. Такая экспертиза может быть предоставлена специалистами, обладающими необходимыми познаниями. Такие специалисты могут быть найдены:

  • в других подразделениях исполняющей организации;
  • в консалтинговых компаниях;
  • в профессиональных ассоциациях;
  • промышленных группах.

Каждый проект ориентирован на достижение определенной цели, и обычно достичь ее нельзя, не достигнув нескольких промежуточных целей. Например, нельзя построить дом, не заложив фундамент. Закладка фундамента является промежуточной целью при постройке дома.


ГЛАВА 4. Экономическая, организационная, социальная, правовая и технологическая сущность метода выбора проектов 


Каждый проект развивается в определенной среде. Причем независимо от того, какой предметной области он принадлежит, эта среда напрямую влияет на проект. Все воздействия делят на несколько категорий:

  1. Социально-культурное окружение (нравы и обычаи местности, этические соображения проектной деятельности и т. д.
  2. Международно-политическое окружение (политическая ситуация на территории, экономическое влияние, ресурсоемкость местности и т. д.)
  3. Окружающая среда (экологические параметры, наличие природных ресурсов и т. д.)

Окружение проекта может изменяться в ходе его выполнения, изменяя свое влияние на него. Такие изменения бывают как позитивными, так и негативными. Управлением изменениями занимается соответствующий раздел дисциплины управление проектами ((англ.) project management).

Проект может быть разбит как на подпроекты, так и на фазы. Совокупность фаз представляет собой жизненный цикл проекта:

  1. Выхаживание (Courtship)

      Выхаживание - это этап зарождения проекта. Он еще не возник физически и формально, однако энтузиазм и бизнес-идея относительно его существования уже возникли. В этот период происходят, в основном, обсуждения по поводу будущего проекта, в ходе которого основатели закладывают «теоретический» фундамент. Происходит попытка «продать» идею о ее будущем успехе. Но проект рождается только тогда, когда идея получила положительную оценку в среде единомышленников основателя, сформулированы определенные внутренние обязательства в отношении его реализации и имеется готовность взять на себя риск основания нового дела.


  1. Младенчество (Infancy)

На данной стадии внимание перемещается от идей и возможностей к результатам производства – удовлетворению потребностей, ради которых проект задумывался.

  1. «Давай-давай» - стадия быстрого роста (Go-go)

Эта стадия наступила , когда идея начала работать, т.е. была преодолена нехватка денежных средств и уровень продаж начал расти, создается впечатление, что проект не только выжил, но даже процветает.

  1. Юность (Adolescence)

  На этом этапе компания претерпело коренные изменения и получает свое второе рождение. Данный процесс протекает более длительно и проблематично, нежели предыдущие.

  1. Расцвет (Prime)

Достигая оптимального сочетания межу самоконтролем и гибкостью, проект переходит в стадию расцвета. Находясь на этой стадии, проект отличается наличием систем должностных обязанностей и высокой организационной культурой; усложняется структура организации проекта; налаживается планирование, четко определены перспективы развития; компания ориентирована на удовлетворение потребностей клиентов; наблюдается стабильный рост продаж  и прибыли.

  1. Стабилизация(Stabilization)

Фаза стабилизации является первой стадией старения в жизненном цикле проекта. Он еще силен, но уже начинает терять гибкость. Происходит потеря духа творчества, сокращаются инновации и уже не поощряются изменения, которые и привели ее к расцвету. Как только уменьшается гибкость, проект становится зрелым. Он по-прежнему ориентирован на результат и хорошо организован и управляем, однако в нем возникает меньше конфликтов, чем на предыдущих этапах. Достигнутая стабильная позиция на рынке вызывает чувство безопасности, что может быть безосновательным в длительной перспективе. Морально-психологический климат в коллективе  становится более формальным, новые идеи еще высказываются, но волнений по этому поводу уже нет. Происходят изменения в распределении прибыли . Ресурсы на исследования урезаются в пользу расходов на развитие. Бюджеты на маркетинговые исследования уменьшаются для повышения прибыльности проекта. Возвратность инвестиций становится доминирующим индикатором выполнения планов, а различного рода количественные показатели вытесняют гибкое концептуальное мышление. Проект еще растет, это видно по увеличению объема продаж, но уже зарождается основная причина будущего падения: истощается дух предпринимательства.

  1. Аристократизм (Aristocracy)

Для этой стадии жизненного цикла характерны следующие признаки: проект обладает значительными денежными ресурсами,  причем деньги в основном тратятся на укрепление системы контроля, страхования и   обустройство; существуют определенные традиции, входит в обычай формализм в одежде и обращении; корпорация может приобретать другие компании для получения новых продуктов и рынков или пытаясь «купить» предприимчивость.