Файл: Предмет, метод предпринимательского права и принципы предпринимательского права.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 43
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Предпринимательское право как отрасль права.
1.1. Понятие предпринимательского права.
1.2. Отграничение предпринимательского права от других отраслей права.
2. Предмет, метод и принцип предпринимательского права.
2.1. Предмет предпринимательского права.
2.2. Метод предпринимательского права.
1. Порядок установления прав и юридических обязанностей;
2. Степень определенности предоставленных прав и автономности действий их субъектов;
3. Подбор юридических фактов, влекущих правоотношения;
4. Характер правового положения сторон в правоотношениях, в которых реализуются нормы, распределение прав и обязанностей между субъектами;
5. Пути и средства обеспечения субъективных прав.
Исходя из специфики предмета предпринимательского права, можно отметить, что здесь используется метод, сочетающий в себе черты нескольких методов правового регулирования:
1. Метод рекомендаций (диспозитивный метод), при котором субъекты предпринимательства регулируют свои отношения при помощи правовых норм, выбирая наиболее приемлемые для себя варианты поведения;
2. Метод обязательных предписаний (императивный метод), при котором
устанавливаются однозначные требования к процессу осуществления
предпринимательской деятельности, права и обязанности ее участников;
3. Метод автономных решений (метод согласования) который характеризуется исходящими от одной из сторон правоотношения предложениями установить такую модель взаимных прав, обязанностей и ответственности, которая будет наиболее полно соответствовать интересам обеих сторон и будет реализована только в случае согласия на это другой стороны.
Перечисленные выше методы правового регулирования, как правило, применяются при регулировании конкретных правоотношений, возникающих при осуществлении предпринимательской деятельности, в тесном взаимодействии (например, обязательное требование для любого юридического лица вести бухгалтерский учет сочетается с возможностью выбора удобной для организации учетной политики).
Исходя из специфики предмета предпринимательского права, законодатель в некоторых случаях предусматривает установление прав и обязанностей в силу заключенного договора, в других случаях - в связи с актом применения права (предписание антимонопольного органа), в третьем случае права и обязанности прямо вытекают из закона (обязанность государственной регистрации).
Нормы предпринимательского права могут предоставлять возможность более или менее самостоятельно, автономно решать вопрос об объеме прав и обязанностей (диспозитивные нормы), могут носить рекомендательный характер, а могут исчерпывающе определить объем субъективного права или обязанность (императивные нормы). Субъекты предпринимательских правоотношений могут находиться в равноправном или подвластном положении (горизонтальные отношения между предпринимателями и вертикальные между предпринимателями и государством неидентичны). Защита установленных прав и применение санкций при невыполнении обязанностей могут осуществляться различными средствами - гражданско-правовыми, административными, уголовными и в различном порядке (административном, судебном).
Таким образом, взаимосвязь свободы при осуществлении частных интересов с государственным властным воздействием там, где это диктуется публичными интересами, а также учет рекомендаций компетентных органов - это основные характеристики метода правового регулирования предпринимательского права, который является комплексным и сочетает в себе черты методов: обязательных предписаний, автономных решений и рекомендаций.[10]
2.3. Принципы предпринимательского права.
Принципами предпринимательского права являются его основополагающие начала. В качестве основных принципов можно назвать следующие принципы:
1. Принцип свободы предпринимательской деятельности - конституционно закреплен в ст. 8, 34, 35, 74, 75 и др., получил развитие в ГК РФ и других законодательных актах.[11]
2. Принцип многообразия и юридического равенства форм собственности. Данный принцип конституционно закреплен в основном законе государства: ст. 8, 9, 34, 35 Конституции РФ.[12]
3. Принцип единого экономического пространства, т.е. «свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств» на всей территории Российской Федерации, также относится к числу конституционных (ст. 8, 74 Конституции РФ).[13]
4. Принцип свободы конкуренции и ограничения монополистической деятельности получает конституционное закрепление в статье 8 и статье 34 основного закона страны. Соблюдение данного принципа является необходимым условием для развития рыночной экономики и осуществления предпринимательской деятельности.[14]
5. Принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности, что имеет место в любом государстве.
6. Принцип законности, являющийся общеотраслевым и его соблюдение – это основа построения любого государства.
Закрепленные в основном законе конституционные принципы образуют основу правовой инфраструктуры современной экономики и способствуют эффективной защите участниками предпринимательской деятельности своих прав и свобод. Конституционные нормы, составляющие правовую базу предпринимательской деятельности, являются взаимодополняющими, представляющими ценность именно в единстве и согласованности. Реализация конституционных гарантий является основой и предполагает формирование нормативной правовой базы, конкретизирующей положения основного закона и обеспечивающей осуществление предпринимательской деятельности. В числе первоочередных задач правовой системы современной России стоит задача обеспечения юридической базы развития рыночной экономики.[15]
Заключение.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать выводы, что как отрасль права предпринимательское право представляет собой совокупность норм, регулирующих отношения в сфере предпринимательской деятельности, а также тесно связанные с ними отношения, в том числе отношения по государственному регулированию предпринимательской деятельности. Также предпринимательское право можно рассматривать как отрасль законодательства (совокупность нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность).
Предметом отрасли предпринимательского права являются:
1) отношения, возникающие в ходе осуществления предпринимательской деятельности;
2) отношения некоммерческого характера, тесно связанные с предпринимательскими отношениями;
3) отношения по государственному регулированию отдельных аспектов предпринимательской деятельности. Метод предпринимательского права является комплексным, что обусловлено спецификой предмета данной отрасли права. Метод правового регулирования предпринимательского права основан на сочетании диапозитивных и императивных правовых норм.
Принципы предпринимательского права - это основные начала, характеризующие систему предпринимательских отношений, определяющие основу их строения и развития. К ним относятся:
1) принцип свободы экономической деятельности;
2)принцип единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансов РФ;
3) принцип признания разнообразия форм собственности, их юридического равенства и равной защиты;
4)принцип поддержки конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Перечисленные принципы нашли отражение в Конституции РФ, можно назвать еще ряд принципов, важнейшими из которых являются принцип законности и принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности.
Список литературы:
1. Хозяйственное (предпринимательское право). Учебный курс. Савёлов В.П. 2006г.
2. Руководство по изучению дисциплины “Предпринимательское право”. Рузакова О.А.
3. Абз. 3 п.1 ст.2 Гражданского Кодекса РФ
4. Предпринимательство: учебник для ВУЗов. Под редакцией Горфинкеля В.Я., Поляка Г.Б., Швандара В.А. 2005г.
5. Предпринимательское право. Анохин В.С.2003г.