Файл: Информация в материальном мире. Теоретические аспекты изучения информации.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 3
Введение
Актуальность исследования. Во второй половине XX века мировая экономическая система претерпела колоссальные структурные и институциональные изменения, связанные с переходом к постиндустриальной стадии развития. Специфика и размах происходящих преобразований свидетельствуют о формировании качественно нового этапа развития общества.
В настоящее время в зарубежной и отечественной литературе можно встретить понятия, характеризующие экономику постиндустриального типа развития общества, к ним относятся «новая экономика», «экономика знаний», «постиндустриальная экономика», «экономика услуг», «сервисная экономика». Многообразие понятий подтверждает огромный интерес ученых к особенностям современного этапа развития экономики и общества. Каждое из определений отражает авторский вклад в развитие теоретического знания. В основе аргументации применения конкретного понятийного инструментария заложен подход, основанный на фундаментальной роли того или иного производственного ресурса.
Рассматривая сущность факторов производства можно отследить их эволюцию. Ресурсы, задействованные в производстве, в классической экономической науке традиционно подразделяются на труд, капитал, землю и предпринимательские способности. Позднее в качестве производственного ресурса стали рассматривать информацию, специфической формой которой является технология и наука. Возникает необходимость оценки целесообразности применения категорий «информация» и «знание» в качестве понятия фундаментального фактора в структуре общественного производства в условиях становления «новой» экономки.
Целью данной работы является изучение информации в материальном мире, для достижения поставленной цели, были выделены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты изучения информации;
- изучить информацию в материальном мире.
Объект исследования – информация.
Предмет исследования – информация в материальном мире.
Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области экономики, информатики, материалы периодических изданий и сети Интернет.
Глава 1 Теоретические аспекты изучения информации
1.1 Понятие информация
В современном мире информация приобретает особый статус. Она становится важнейшим ресурсом, причем порой даже более ценным, чем любые материальные ресурсы (особенно в политике, экономике, наукоемких производствах). Не менее важный статут информация приобретает и в социальных сферах жизни, в культуре и науке. Именно поэтому современную эпоху принято называть «информационной», а современное общество - «информационным обществом».
Вместе с этим возникает и настоятельная необходимость теоретического исследования современного понимания информации. Ведь само понятие информации многозначно, порой неопределенно и противоречиво. Тем не менее, опираясь на огромный пласт знаний теоретической информатики, теории информации, теории систем, логики и философии науки можно проследить то, как менялось представление об информации и попытаться сформулировать современную концепцию понимания информации в рамках логической теории понятия[4;18].
Необходимость исследования информации именно в аспекте логической теории объясняется тем, что, во-первых, сам аппарат логики позволяет анализировать любые понятия с точки зрения их объема, содержания, характеристики признаков, их свойств, качеств и др. Во- вторых, именно в рамках логики можно исследовать феномен понятия в наиболее рациональном ключе, максимально четко, без лишней метафизики. Вместе с тем, следует отметить и тот факт, что изучение феномена информации, ее онтологического статуса - проблема междисциплинарная, выходящая за пределы логической теории, и относящаяся скорее к проблемам философии науки и техники.
В классическом понимании информация - это сведения, данные, передаваемые тем или иным способом. Толковый словарь С.И.Ожегова определяет информацию как «сведения об окружающем мире, протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством, а также сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-нибудь»[5;25]. Это определение носит интуитивно понятный характер, и в нем закреплены такие характеристики информации, как наличие субъекта, возможность передачи информации, аккумуляция в информации знаний о мире, возможность выразить информацию посредством сообщения. Однако такой способ определения информации не раскрывает ее потенциал, особенно с научной точки зрения.
В кибернетической науке 50-х гг. прошлого столетия преобладал иной подход к пониманию информации. Считалось, что информационные процессы могут протекать без участия в них субъекта. Эта позиция выражена в абстрактной теории информации Клода Шеннона «Математическая теория связи»[7;72]. Благодаря введению количественной меры информации стали предприниматься попытки объяснения многочисленных научных явлений и процессов, однако вскоре стало очевидно, что одних только количественных характеристик явно не достаточно для объективного исследования проблем, особенно, например, в таких науках, как биология, психология, где качественная оценка чрезвычайно важна. Позже и сам автор абстрактной теории информации признал недостаточность только лишь количественного подхода. В последствие ряд ученых, среди которых физик Л.Бриллюэн[7;75], сформулировал общую концепцию теории информации на базе понятия энтропии и термодинамики. Информация могла быть представлена как отрицательная энтропия, а соответственно распространение информации есть не что иное, как уменьшение энтропии. Что характерно, в рамках этой концепции наличие субъекта также не является обязательным, а сама информация представлена скорее неким атрибутом, свойством материи.
Данный техницистский подход порождал ряд противоречий. Возникали очевидные проблемы оценки смысла, ценности информации, особенно выраженной в языке, поэтому в рамках лингвистики, философии и семиотики исследования понимания проблемы информации продолжились уже в совершенно ином ключе. Так, благодаря научным исследованиям и философским работам Р.Карнапа[12;114] возникли серьезные предпосылки для более широкого применения информационных подходов к исследованию социальных, психологических, культурных явлений и процессов. Информация из сугубо «математического, механистического и даже физического» концепта превратилась во всеобъемлющее комплексное понятие, отражающее универсальные свойства материи.
Одним из главных выводов в понимании феноменологических свойств информации можно считать тезис о том, что результат восприятия информации в значительной степени определяется свойствами воспринимающей системы. Этот тезис справедлив для различных систем, независимо от их природы. Это совершенно справедливо для биологических, социальных, живых и неживых систем.
1.2 Классификация информации
В современной научной парадигме существует достаточно большое количество классификаций и свойств различных видов информации. Но главным выводом всех современных научных подходов в понимания информации является именно то ее свойство, которое делает информацию неотъемлемым свойством материи. Являясь атрибутом материи, информация выступает как характеристика организованности самой системы. Но только в живых системах возникает такая характеристика, как ценность информации.
Таким образом, можно подвести предварительный итог. Существует важнейшее свойство информации - системность ее организации. Если же рассматривать понятие информации сточки зрения логической теории, то главным выводом является наличие информационной природы признаков у любого понятия в языке. Например, оценивая любой объект универсума, мы даем ему некую характеристику, выраженную в виде информации. Эта информация может быть представлена в виде наличия или отсутствия у характеризуемого объекта ряда свойств, качеств. Таким образом, оценивая любой объект материального мира через его свойства, признаки, мы опосредованно оцениваем изучаемый объект сквозь призму его включенности в единую систему мироздания. То есть в каждом понятии, получается, зашифрована косвенно информация о мире в целом.
В современном мире информация обладает не только свойством системности, ценности, но и обладает универсальной предметностью. Существенные признаки понятий могут относиться к любым предметам и явлениям как физической, так и идеальной природы. Универсальная предметность информации может быть выражена в том, что являясь атрибутом материи, информация дискретно воспроизводит характер самой материи. Информация - это всегда сведения «о чем-либо», «что-то определенное», это всегда четкий дискретный фрагмент бытия. А вот «субъектность информации» является ее необязательным свойством. У неживых систем, если речь не идет о компьютерных системах искусственного интеллекта, нет «контура познания», соответственно отсутствуют возможности восприятия ценностных характеристик информации[6;82].
Познающий субъект (человек, живая субстанция, система, способная к обучению) всегда обладает некой избирательностью в своей познавательной деятельности. Поэтому, получая информацию, познающий субъект отталкивается от исходных телеологических и прагматических «настроек». Изучая информацию, субъект выделяет в каждом понятии признаки, связанные с познаваемым объектом. Но что интересно: существование объекта в универсуме вещей не порождает его признаков. Признаки порождаются в результате определенной интеллектуальной или мыслительной функции познающего субъекта.
Исследователь в процессе познания анализирует и сопоставляет свою накопленную информацию о мире с полученной информацией об исследуемом объекте в процессе исследования. Если смотреть более дискретно, субъект оценивает наличие или отсутствие у исследуемого объекта определенных существенных свойств, качеств, признаков. Но свойства и признаки исследуемого объекта бесконечны, так же, как бесконечен и мир во всех его проявлениях. Следовательно, любой объект может рассматриваться как объект с бесконечным множеством свойств, признаков и качеств. Тем не менее, познание всегда обладает четкой направленностью, характеризуется наличием целей, определением причинно-следственных связей. Поэтому исследователь, получая информацию, представленную в рациональном виде (например, в форме понятий), в виде объективных характеристик предмета, его свойств, выделяет в процессе познания только те признаки и свойства изучаемого объекта (явления), которые интересны исследователю, то есть обладают определенными ценностными характеристиками.
1.3 Признаки информации
В этой связи можно отметить наличие в информации множества признаков понятий, с одной стороны существенных (или несущественных), а с другой стороны, необходимых или случайных. Некоторые признаки изучаемого объекта, наличие которых объясняет существование объекта, могут быть вовсе несущественными для исследователя. С другой стороны, эти признаки должны именоваться как существенные, поскольку они выделяют объект из универсума вещей. Наряду с этим познающий субъект может выделять для себя существенные признаки, являющиеся случайными с точки зрения существования предмета, но обладающие прагматической ценностью для исследования. На основании этого можно сделать вывод о том, что ценность признаков, их «существенность» определяется контуром познающей системы субъекта. Получая информацию, субъект воспринимает ее как проекцию положения в своем жизненном мире.
Вместе с тем, возможна и другая «оппозиция» признаков понятий, в которой объект фигурирует в рамках информационной проекции безотносительно к познающему субъекту. Однако данное противоречие в мыслительной деятельности исследователя не может быть явным образом разрешено, так как субъект принципиально не может выйти за пределы своего собственного жизненного опыта, «кругозора». И такое деление признаков происходит в результате систематизации полученной совокупности признаков познающим субъектом на основе телеологических и прагматических факторов. Поэтому особенностью распространения и движения информации в социальных системах является прагматика, целеполагание и активность субъекта. В качестве средства информационного обмена выступает язык, и именно активное использование речи дало возможность формулирования и определения понятий, развития рационального мышления.