Файл: Финансы как инструмент регулирования экономики страны.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Работа финансового механизма предприятия предусматривает использование норм и нормативов оборотных средств, амортизационных норм, тарифных и налоговых ставок.

-информационное обеспечение

Наличие экономической, коммерческой, финансовой и прочей информации. Печать соответствующих документов и обеспечение ими всех заинтересованных лиц.

Воздействие финансового механизма на экономику выражается через объем и пропорции мобилизации субъектами хозяйствования и органами власти финансовых ресурсов и их распределении между звеньями финансовой системы страны.

1.3.Финансовая политика. Методы управления финансами. Финансовый контроль

Финансовая политика занимает главную позицию в системе управления финансами. Финансовая политика-это совокупность мероприятий, проводимых государством в сфере использования финансовых ресурсов, регулирования расходов и доходов, формирование и распределение в области государственного бюджета, ведения налоговой деятельности, а также воздействия на курс национальной валюты.

Финансовая политика содержит:

-бюджетную политику;

-налоговую политику;

-таможенную политику;

-инвестиционную политику;

В качестве объектов финансовой политики выступают денежные отношения по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств во всех сферах и звеньях финансовой системы. В роли субъектов представлены органы законодательной(представительной) и исполнительной власти, основной функцией которых является определение и утверждение направлений развития финансовых отношений, разрабатывание путей их организации в соответствии с интересами субъектов хозяйствования, населения и государства.

Сущность финансовой политики определяется:

-разработкой общей концепции финансовой политика;

-определение основных направлений использования финансов на текущий период и перспективу;

-разработкой путей реализации основных направлений использования финансов на перспективу;

Финансовую политику можно классифицировать по следующим критериям:

  • По территориальному признаку выделяют общегосударственную(федеральную), региональную и местную финансовую политику
  • По временному признаку финансовую политику делят на финансовую тактику и финансовую стратегию

Финансовая стратегия-долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на длительную перспективу, предусматривающий решение, как правило, крупномасштабных, оказывающих влияние на развитие всего общества в целом. К финансовой стратегии можно отнести: проведение налоговой реформы, решение проблем касательно государственного долга РФ, поведение пенсионной реформы, реформы образования и внедрение изменений в других отраслях социальной сферы.

Финансовая тактика располагает методами решения финансовых задач на важнейших участках финансовой стратегии. При этом в процессе разработки финансовой политики, будь то в отношении государства или предприятия, важное место занимает финансовое планирование и прогнозирование. Использование таких методов необходимо для рационального выбора направлений развития субъекта хозяйствования, выявление как сильных, так и слабых сторон. Особенность финансового планирования заключается в том, что объектом планирования выступает не производственная деятельность организации, фондов государственной власти, органов местного самоуправления, а их финансовая деятельность. В ходе планирования финансовых средств и финансовой деятельности учитываются следующие факторы:

-величина и источники поступлений денежных средств;

-соотношение доходов и расходов;

-уровень дефицитности ресурсов;

Исходя из вышесказанного, вытекает такое определение:

Финансовое планирование-это управление процессами создания, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов на предприятии, реализующееся в детализированных финансовых планах.

Планирование дает возможность свести к минимуму неопределенность рыночной среды и воздействие ее негативных последствий в отношении предприятия. Базой для построения финансового плана служит отчетный баланс финансовых ресурсов и показатели плана социально-экономического развития. Финансовое планирование разделяют на:

  • Текущее финансовое планирование

Планирование на короткие отрезки времени, ориентированное на дополнение, детализацию, внесение коррективов в намеченные ранее перспективные планы и графики работ.

  • Стратегическое финансовое планирование

Процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целями, возможностями и ситуацией на рынке, а также долгосрочное финансовое планирование деятельности.

На общегосударственном и территориальном уровне в систему финансового планирования входит разработка реализация бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов, а также денежных доходов и расходов населения. Финансовые планы создаются для анализа экономического состояния равновесия и взаимодействия материально-вещественных трудовых и стоимостных показателей прогнозов и планов, оценки их экономической отдачи. Финансовое планирование нацелено на достижение устойчивого экономического роста, подержание сбалансированности, создание условий для эффективного управления финансами.


Финансовое прогнозирование

Финансовое прогнозирование представляет собой исследование конкретных перспектив развития государственных и муниципальных финансов, финансов субъектов хозяйствования в будущем, научно обоснованное предположение об объемах и направлениях использования ресурсов на перспективу.

Главные задачи прогнозирования:

  1. Увязка материально-вещественных и финансово-стоимостных пропорций в экономике на будущий период;
  2. Определение источников формирования и объема ресурсов на прогнозируемый период;
  3. Оценка финансовых последствий принимаемых решений;

Для расчета финансовых показателей предусмотрено использование специфических методов, таких как, математическое моделирование, эконометрическое прогнозирование, экспертные оценки, стохастические методы. Рассмотрим сущность каждого метода:

  • Математическое моделирование позволяет учесть множество взаимосвязанных факторов, влияющих на показатели прогноза, выбрать из нескольких вариантов проекта наиболее соответствующий конкретному направлению финансовой политики.
  • Эконометрическое прогнозирование основано на принципах экономической теории и статистики : расчет показателей осуществляется на базе статистических оценочных коэффициентов при одной или нескольких экономических переменных прогнозных факторов.
  • Метод экспертных оценок основывается на заключении (оценке) экспертов-специалистов по определенному вопросу.
  • В стохастических методах предполагается вероятностный характер как прогноза, так и связи между использующимися данными и прогнозными финансовыми показателями.

Финансовое планирование является основой финансового планирования на предприятии. Но для получения более надежных и точных показателей используют несколько методов прогнозирования.

Финансовые прогнозы:

-краткосрочные (до 3 лет);

-среднесрочные (на 5-7 лет);

-долгосрочные (до 10-15 лет);

Отличие финансового прогнозирования от финансового планирования заключается в том, что при прогнозировании оцениваются возможные будущие последствия принимаемых решений и воздействие внешних факторов, а при планировании фиксируются финансовые показатели, которых организация стремится достичь в будущем.

Финансовый контроль

Финансовый контроль определен обязательным элементом деятельности любого хозяйственного субъекта. Осуществляется такой контроль при помощи установленных законодательством РФ методов и приемов, позволяющих убедиться в правильности и целесообразности ведения финансовой деятельности, либо выявить допущенные нарушения. На сегодняшний день в мировой практике сложились две модели финансового контроля: англосаксонская и французская.


Согласно англосаксонской модели, контролирующие финансовые органы имеют право:

-осуществлять различные виды контроля в области финансов;

-подготавливать отчет о выявленных нарушениях;

Но не имеют права применять различные санкции по отношению к нарушителям законодательства.

Французская модель представлена почти такими же правами финансовых контролирующих органов за исключением одного отличия, которое состоит в том, что в данной модели разрешено применять санкции и некоторые судебные функции в отношении лиц, нарушающих законность и финансовую дисциплину.

В соответствии со ст.265 БК РФ законодательные органы осуществляют следующие формы финансового контроля:

  • Предварительный контроль-в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам.
  • Текущий контроль-в процессе рассмотрения отдельных вопросов в исполнении бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов во время парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами.
  • Последующий контроль-в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

По форме проведения финансовый контроль делится на :

-обязательный (внешний);

-инициативный (внутренний);

К методам контроля финансов относятся: проверка, обследование, надзор, ревизия, мониторинг/наблюдение, анализ финансового состояния.

В этой главе мы рассмотрели значение финансов как инструмента на государственном уровне, строение финансовой системы Российской Федерации, определили значение каждого составляющего этой системы, рассмотрели функции финансов, функционирование финансового механизма как на макро-, так и на микроуровне, раскрыли суть финансовой политики, ее построение и методы, применяющиеся при управлении финансовыми ресурсами.

Глава 2 Финансовые инструменты

2.1 Финансовые инструменты, их значение и виды

На макроуровне финансы используются в качестве инструмента регулирования экономики. Как уже ранее упоминалось, финансы определяются как совокупность денежных отношений, организуемые государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование фондов денежных средств, необходимых для выполнения функций государства и достижения поставленных задач. Финансовый инструмент представляет собой разновидность финансового актива, где последний является предметом сделки на определенном сегменте финансового рынка.


К финансовым инструментам относятся: ценные бумаги, кредит, валютные средства, различные займы, а также налоговая система. При правильном и своевременном применении таких активов можно улучшить и повысить экономические показатели страны до желаемого уровня. Но стоит отметить, что такие финансовый актив, как ценные бумаги, находится под влиянием определенных факторов спроса:

-объем сбережений хозяйствующих субъектов;

-уровень доходов, приносимых финансовыми активами;

-степень ликвидности этих активов;

-подверженность системным и несистемным рискам;

-ожидание относительно динамики цен на финансовые активы;

Далее будет подробно описана значимость каждого финансового инструмента.

2.2 Налоговая система как финансовый инструмент, ее функции и значение. Виды налогообложения

Необходимым элементом, обеспечивающим нормальное функционирование государства, является налоговая система, которая принимает участие в формировании государственного бюджета. Юридическое определение налогов и сборов дано в ст.8 НК РФ: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства (или) муниципальных образований. Совокупность предусмотренных законодательством видов и ставок налога, принципов, форм и методов их установления именуется налоговой системой. Источником налога является доход субъекта налога. Налог обладает тремя основными признаками:

-императивность (требование обязательности налогового платежа);

-смена собственника (доля частной собственности в денежной форме переходит в государственную);

-безвозвратность (налоговые платежи обезличиваются и не возвращаются конкретному плательщику);

По объекту обложения, выделяют налоги:

-с дохода

-с имущества (налог на имущество предприятий, налог на имущество физических лиц и т.д.)

-за выполнение определенных действий (передача имущества в порядке наследования или дарения,сделки купли-продажи и т.д.)