Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы исследования стандартов управления проектами
.1.1.Базовые понятия в проектной деятельности
1.2. Обзор мировых и отечественных стандартов по управлению проектами
Глава 2. Применение стандартов при разработке регламента проекта на примере ЗАО «Космос»
3.Завершение проекта «Космос–Рестория».
P2M (A Guidebook of Project and Program Management for Enterprise Innovation) – японский стандарт управления проектами. Первая редакция P2M была опубликована в 2001 г. Японской ассоциацией развития инжиниринга (ENAA), сейчас P2M поддерживается Ассоциацией проектных менеджеров Японии (PMAJ). В японском стандарте акцент сделан на управлении программами проектов[19].
Рассмотрим, что зафиксировано в отечественных стандартах по управлению проектами.
ГОСТ Р 54869-2011 «Проектный менеджмент»[20].
Требования к управлению проектом:
-
- Область применения. Что касается области применения, то действие этого стандарта распространяется на абсолютно любые внешние и внутренние проекты (ИТ-проекты, организационные проекты), реализуемые как юридическими, так и физическими лицами.
2. Нормативные ссылки. В этом стандарте приведена лишь одна нормативная ссылка – ГОСТ Р ИСО 9000-2008. Системы менеджмента качества.
3. Термины и определения. В стандартах закреплены основные термины и определения: архив проекта – структурированный комплект документации проекта, представленный в бумажном или электронном виде; базовый план проекта – принятый к исполнению план проекта, содержащий сведения об основных временных и стоимостных параметрах проекта; бюджет проекта – документ, содержащий общую сумму финансовых средств, распределенных по статьям и временным периодам; продукт проекта – измеримый результат, который должен быть получен в ходе реализации проекта; проект – комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленный на создание уникального продукта или услуги в условиях временных и ресурсных ограничений; процесс – совокупность взаимосвязанных действий, направленных на достижение определенных результатов; управление проектом – планирование, организация и контроль трудовых, финансовых и материально-технических ресурсов проекта, направленные на эффективное достижение целей проекта[21].
4. Организация управления проектом. Что касается организационной структуры проекта, то вне зависимости от специфики проекта должны быть выделены следующие роли: заказчик проекта – физическое или юридическое лицо, которое является владельцем результата проекта; руководитель проекта – лицо, осуществляющее управление проектом и ответственное за результаты проекта; куратор проекта – лицо, ответственное за обеспечение проекта ресурсами и осуществляющее административную, финансовую и иную поддержку; команда проекта – совокупность лиц, групп и организаций, объединенных во временную организационную структуру для выполнения работ проекта[22].
5. Управление проектом. Управление проектом представлено в стандарте как совокупность процессов: процесс инициации проекта; процессы планирования проекта; процесс организации исполнения проекта; процесс контроля исполнения проекта; процесс завершения проекта[23]. Каждый процесс управления рассмотрен с точки зрения цели и выходов процесса. Например, целью процесса инициации является формальное открытие проекта, а выходы процесса должны быть определены и документированы параметрами проекта: наименование проекта; причины инициации проекта; цели и продукты проекта; дата инициации проекта; заказчик проекта; руководитель проекта; куратор проекта. Последовательность процессов может быть любой при условии, что проект начинается с процесса инициации проекта, а заканчивается процессом завершения проекта, и выполнение процессов организации исполнения проекта и контроля исполнения проекта не может начаться ранее процессов планирования проекта. Стандартом закреплены следующие функциональные области управления проектом: управление содержанием проекта; управление сроками проекта; управление затратами в проекте; управление рисками проекта; управление персоналом проекта; управление заинтересованными сторонами проекта; управление поставками проекта; управление качеством проекта; управление обменом информации в проекте; управление интеграцией проекта[24].
6. Требования к управлению документами проекта. Данный раздел самый лаконичный, он содержит следующие требования: документы должны быть утверждены до их применения; требуется обеспечить анализ актуальности документов и их своевременное обновление по мере необходимости; необходимо обеспечить наличие актуальных версий документов в местах их применения; необходимо обеспечить сохранение документов в течение установленных сроков и возможность их восстановления; необходимо обеспечить уровень конфиденциальности документов согласно требованиям заказчика и других заинтересованных сторон проекта; необходимо обеспечить предотвращение непреднамеренного использования устаревших документов и соответствующую идентификацию устаревших документов, оставленных для определенных целей[25].
ГОСТ Р 54870-2011 «Проектный менеджмент»[26].
Требования к управлению портфелем проектов:
1. Область применения. Положения этого стандарта могут применяться для управления любыми портфелями проектов.
2. Нормативные ссылки. В этом стандарте, помимо нормативной ссылки на ГОСТ Р ИСО 9000-2008. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь, приведены еще ссылки на ГОСТ Р 54869-2011. Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом и ГОСТ Р 54871-2011. Проектный менеджмент. Требования к управлению программой, т. к. все стандарты взаимосвязаны[27].
3. Термины и определения. В данном разделе нас интересуют понятия портфеля проектов и компонента портфеля: портфель проектов – набор компонентов, которые группируются вместе с целью эффективного управления и для достижения стратегических целей организации; компонент портфеля – проект или программа, которые выполняются в рамках портфеля.
4. Организация управления портфелем проектов. Так же, как и в требованиях к управлению проектами, в требованиях к управлению портфелем в организационной структуре управления портфелем выделены роли, которые должны быть определены при управлении любыми портфелями проектов независимо от специфики портфеля: комитет управления портфелем проектов – коллегиальный орган, образованный для принятия наиболее важных решений по управлению портфелем проектов; руководитель портфеля – лицо, ответственное за текущее управление портфелем проектов и отчитывающееся перед комитетом управления портфелем проектов; офис управления портфелем проектов – организационная структура, предназначенная для административной поддержки руководителя портфеля проектов и комитета управления портфелем проектов[28]. Однако при формировании организационной структуры каждого компонента портфеля необходимо руководствоваться требованиями ГОСТ Р 54869 (управление проектом) и ГОСТ Р 54871 (управление программой) [29]. Иными словами, портфель проектов состоит из программ проектов, поэтому в организационной структуре портфеля должны быть выделены также роли: заказчик программы, руководитель программы, заказчик проекта, руководитель проекта.
5. Управление портфелем проектов. В соответствии со стандартом управление портфелем проектов – это совокупность следующих процессов:
1) Группа процессов обеспечения управления портфелем: процесс сбора информации об условиях, ограничениях и требованиях к портфелю проектов; процесс формализации процедур управления и параметров оценки портфеля проектов[30].
2) Группа процессов формирования портфеля проектов: процесс идентификации компонентов портфеля; процесс расстановки приоритетов; процесс оптимизации и балансировки портфеля проектов; процесс авторизации портфеля проектов.
3) Группа процессов мониторинга и контроля портфеля проектов: процесс контроля реализации портфеля проектов; процесс управления изменениями.
Так же, как и в ГОСТ Р 54869-11, процессы управления портфелем проектов рассмотрены в разрезе целей и выходов процесса. Например: 5.2.1. Процесс сбора информации об условиях, ограничениях и требованиях к портфелю проектов Цель процесса: обеспечение команды управления портфелем достоверной информацией для определения структуры и состава портфеля проектов, а также определение принципов управления портфелем проектов[31].
Выходы процесса:
– данные о миссии, стратегических целях и приоритетах организации в части управления портфелем;
– данные об ограничениях портфеля (по бюджету, человеческим ресурсам).
Информация, влияющая на стратегические решения управления организацией и портфелем проектов (рыночная конъюнктура, требования законодательства, изменения политической обстановки). В отличие от требований ГОСТа Р 54869-11 этим стандартом закрепляется требование последовательного выполнения процессов управления портфелем проектов.
6. Требования к документации по управлению портфелем проектов. Требования к управлению документацией портфеля проектов аналогичны требованиям к управлению документацией проекта.
ГОСТ Р 54871-2011 «Проектный менеджмент»[32].
Требования к управлению программой:
1. Область применения. Требования этого стандарта также могут применяться для управления любыми программами проектов независимо от специфики[33].
2. Нормативные ссылки. Как и в предыдущих двух ГОСТ, в этом стандарте, помимо нормативной ссылки – ГОСТ Р ИСО 9000-2008. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь, – приведены также ссылки на ГОСТ Р 54869-2011. Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом и ГОСТ Р 54870-2011. Проектный менеджмент. Требования к управлению портфелем проектов[34].
3. Термины и определения. Хотелось бы выделить следующие термины и определения:
- архив документов программы – структурированный комплект документации по программе, представленный в бумажном или электронном виде;
- бюджет программы – документ, содержащий общую сумму финансовых средств, используемых программой, распределенных по статьям и временным периодам;
- программа – совокупность взаимосвязанных проектов и другой деятельности, направленных на достижение общей цели и реализуемых в условиях общих ограничений;
- расписание программы (календарный план программы) – документ, содержащий плановые даты исполнения работ и контрольных событий программы;
- управление программой – централизованные координирующие действия, предпринимаемые для достижения целей и реализации (извлечения) выгод программы.
1) Организация управления программой.
Стандартом выделены следующие основные роли организационной структуры управления программами:
- заказчик программы – физическое или юридическое лицо, определяющее цели программы, заинтересованное в получении выгод от реализации программы;
- руководитель программы – лицо, осуществляющее управление программой, непосредственно ответственное за достижение целей и выгод программы;
- куратор программы – лицо, осуществляющее административную, организационную, финансовую и иную поддержку программы;
- руководитель проекта программы – лицо, осуществляющее управление отдельным проектом, входящим в программу, и ответственное за результаты проекта.
2) Управление программой.
Управление программой представляет собой совокупность следующих процессов управления: процесса инициации программы; процессов планирования программы; процесса обеспечения исполнения программы; процесса запуска проекта программы; процесса контроля выполнения программы и управления изменениями программы; процесса приемки результатов проектов и организации использования промежуточных выгод программы; процесса закрытия проекта программы; процесса завершения программы[35].
Подход к описанию процессов управления программой проектов аналогичен подходу двух предыдущих стандартов, а именно: цель процесса и выходы процесса[36]. Например: 5.9. Процесс завершения программы. Цель процесса: формальное закрытие программы.
Выходы процесса:
– сформирован финальный отчет о выполнении программы;
– дана формальная оценка успешности программы в соответствии с определенными для программы критериями успешности;
– сформирован отчет о достигнутых целях и полученных в рамках программы выгодах и предоставлен основным заинтересованным сторонам программы;
– расформирована организационная структура, ответственная за обеспечение управления и реализации программы;
– сформирован архив документов программы;
– команда программы и основные заинтересованные стороны проинформированы об окончании программы[37].
3) Требования к управлению документами программы. Требования к управлению документацией программы проектов также аналогичны требованиям к управлению документацией проекта и управлению документацией портфеля проектов.
Выводы. Управление проектом – это временно созданное предприятие, направленное на достижение определенной цели. Управление проектами рассматривается как совокупность процессов, задаваемая пересечением групп процессов управления проектом (инициация, планирование, исполнение, контроль, завершение) и функциональных (предметных) областей управления проектами (управление интеграцией проекта, содержанием, сроками, стоимостью, качеством, человеческими ресурсами, коммуникациями, рисками, поставками и контрактами);