Файл: Финансовая политика на современном этапе, в период кризиса, а также будет освещена программа развития финансовых отношений до 2023 года.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Экономическое содержание и цели финансовой политики государства
1.1 Сущность, цели и задачи финансовой политики государства
1.2 Организация финансовой политики государства
Глава 2. Типы финансовой политики государства
Глава 3. Финансовая политика в Российской Федерации на современном этапе
3.1 Финансовая политика РФ в условиях кризиса
3.2 Программа развития финансовых отношений до 2023 года
В Приложении 6 представлена динамика общего и ненефтегазового баланса бюджетов разного уровня.
В Приложении 7 приведены объемы долгового финансирования для разных уровней бюджетной системы. Долговое финансирование расходов федерального бюджета в 2020 году сокращается из-за сокращения трансферта в ПФР в результате повышения поступлений страховых взносов в этот период.
Говоря о конкретных направлениях расходов на 2010-2023 годы, можно предположить, что основными возможными направлениями снижения расходов являются общегосударственные вопросы, национальная безопасность и правоохранительная деятельность, национальная экономика и ЖКХ.
Заключение
В данной курсовой работе была рассмотрена финансовая политика государства. На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы.
Финансовая политика – понятие многоплановое. В целом ее сфера определяется параметрами участия государства в управлении экономикой и социальной сферой, исходя из господствующих на отдельных исторических этапах развития общества теоретических концепций. Также финансовая политика зависит от развитости финансовой системы и меры самостоятельности отдельных ее звеньев.
Российская экономика остается стабильной на фоне кризиса международных фондовых рынков, инвесторы рассматривают Россию как достаточно стабильную страну для вложения средств.
Тем не менее, характер современного этапа развития российской экономики характеризуется наличием множества специфических для этого этапа проблем, среди которых можно выделить недостаточный уровень развития базовых институтов (включая институты правоприменения, обеспечения исполнения контрактов), уровень развития судебной системы, защиты прав собственности.
Наша страна стала больше зависеть от мировой экономики, но мы имеем хорошую систему защиты, и влияние мирового финансового кризиса будет несущественным.
Рассмотренная программа развития финансовых отношений до 2023 года дает развернутый ответ на вопрос о том, как будет дальше развиваться экономика России и в каких направлениях, какими методами будет претворятся в жизнь разработанный сценарий.
Список использованной литературы
Законодательные акты:
1. ст. 15 Федерального Конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 02.03.2007)"О правительстве Российской Федерации"(одобрен СФ ФС РФ 14.05.1997).
2. Бюджетный кодекс РФ.
Учебники:
5. Финансы/Под ред. заслуженного деятеля науки РФ, профессора А.Г. Грязновой, профессора Е.В. Маркиной/Москва, «Финансы и статистика», 2004
6. Финансы. Денежное обращение. Кредит./Под ред. проф. Г. Б. Поляка/Москва ООО «Издательство ЮНИТИ-ДАНА», 2001.
7. Финансы и кредит – Краткий курс лекций/И.В. Бокова, С.П. Дядичко, И.П. Крымова, Л.А. Мусина, И.А. Резник/Под ред. доктора экономических наук, проф. зав. кафедрой банковского дела Санкт-Петербургского университета экономики и финансов Белоглазова Г.Н./Оренбург: ГОУ ОГУ, 2004.
Публикации в прессе
8. Мировой финансовый кризис: причины и последствия / Ежемесячный теоретический и научно-практический журнал Финансы 2009 №1
9. Финансовая политика в сфере международных финансовых отношений / Ежемесячный теоретический и научно-практический журнал Финансы 2009 №10
Электронные средства массовой информации
10. www.ru. wikipedia.org/ Финансовый кризис 2008-2009 годов в России.
11.http://www.minfin.ru/ Проект бюджетной стратегии РФ на период до 2023 года.
Приложение 1
Таблица 1.
Основные параметры системы трудовых пенсий
2010 |
2013 |
2018 |
2023 |
|
Индекс роста средней трудовой пенсии в реальном выражении (2007 г.=100%) |
172.0% |
223.3% |
339.1% |
472.1% |
Соотношение средней трудовой пенсии к прожиточному минимуму пенсионера (%) |
164.3% |
202.3% |
277.6% |
361.7% |
Коэффцициент замещения (%) |
30.0% |
30.0% |
30.0% |
30.0% |
в т.ч.за счет: |
||||
социальных взносов (без учета идущих на накопительные счета) |
21.4% |
21.9% |
19.7% |
21.0% |
+ выплаты накопительной пенсии |
21.4% |
21.9% |
19.8% |
21.2% |
+ трансферт на ревалоризацию расчетного пенсионного капитала |
26.0% |
26.4% |
23.3% |
23.8% |
+ трансферт из Фонда национального благосостояния |
29.1% |
29.5% |
26.1% |
26.5% |
+ дополнительный трансферт из федерального бюджета |
30.0% |
30.0% |
30.0% |
30.0% |
Таблица 2.
Источники финансирования трудовых пенсий (% ВВП)
2010 |
2013 |
2018 |
2023 |
|
Взносы работодателей |
4.3% |
4.6% |
4.6% |
4.5% |
Взносы работников |
0.6% |
0.7% |
0.7% |
0.6% |
в т.ч. взносы работодателей и работников на финансирование накопительной части трудовых пенсий |
0.9% |
1.0% |
1.2% |
1.1% |
Трансферты из Фонда национального благосостояния |
0.6% |
0.6% |
0.6% |
0.6% |
Трансферты из общих доходов федерального бюджета |
1.0% |
1.0% |
1.6% |
1.4% |
ВСЕГО |
7.5% |
7.8% |
8.7% |
8.3% |
Приложение 2
Таблица 3
Прогноз доходов бюджетной системы
Факт |
Бюджет |
Прогноз |
Прогноз |
Прогноз |
||||||
2007 |
2008 |
2013 |
2018 |
2023 |
||||||
Млрд. Руб. |
% ВВП |
млрд. руб. |
% ВВП |
млрд. руб. |
% ВВП |
млрд. руб. |
% ВВП |
Млрд. Руб. |
% ВВП |
|
Доходы федерального бюджета |
7779 |
23,6% |
9037 |
21,4% |
14050 |
17,1% |
21469 |
14,7% |
30016 |
12,9% |
Доходы консолидированного бюджета |
11763 |
35,7% |
13723 |
32,5% |
22733 |
27,7% |
36346 |
25,0% |
52989 |
22,8% |
Доходы бюджетной системы |
13251 |
40,2% |
15663 |
37,1% |
28791 |
35,1% |
47832 |
32,8% |
73727 |
31,7% |
Нефтегазовые доходы |
2897 |
8,8% |
4249 |
10,1% |
4465 |
5,4% |
5805 |
4,0% |
7215 |
3,1% |
Ненефтегазовые доходы консолидированного бюджета |
8866 |
26,9% |
9474 |
22,4% |
18268 |
22,2% |
30542 |
21,0% |
45774 |
19,7% |
Таблица 4.
Прогноз доходов бюджетной системы
факт |
прогноз |
прогноз |
прогноз |
прогноз |
прогноз |
||
2007 |
2010 |
2012 |
2015 |
2020 |
2023 |
||
% ВВП |
|||||||
Доходы федерального бюджета |
23,6% |
18,2% |
17,3% |
16,2% |
14,0% |
12,9% |
|
Доходы консолидированного бюджета |
35,7% |
29,0% |
28,0% |
26,7% |
23,9% |
22,8% |
|
Доходы бюджетной системы |
40,2% |
35,7% |
35,2% |
34,3% |
32,5% |
31,7% |
|
Нефтегазовые доходы |
8,8% |
6,6% |
5,7% |
4,9% |
3,6% |
3,1% |
|
Ненефтегазовые доходы консолидированного бюджета |
26,9% |
22,4% |
22,3% |
21,8% |
20,4% |
19,7% |
|
Структура доходов консолидированного бюджета (%ВВП): |
|||||||
НДПИ на нефть |
3,2% |
2,0% |
1,6% |
1,4% |
1,0% |
0,9% |
|
НДПИ на газ |
0,3% |
0,2% |
0,1% |
0,1% |
0,1% |
0,1% |
|
Экспортная пошлина на нефть |
3,5% |
2,8% |
2,3% |
2,0% |
1,4% |
1,2% |
|
Экспортная пошлина на нефтепродукты |
1,0% |
0,9% |
0,7% |
0,6% |
0,4% |
0,4% |
|
Экспортная пошлина на газ |
0,9% |
0,8% |
0,9% |
0,9% |
0,7% |
0,6% |
|
Налог на прибыль |
6,6% |
4,7% |
4,5% |
4,5% |
4,5% |
4,5% |
|
НДФЛ |
3,8% |
3,9% |
4,0% |
4,2% |
4,1% |
4,1% |
|
НДС |
6,9% |
6,6% |
6,74% |
6,66% |
6,4% |
6,2% |
|
Акцизы |
1,0% |
0,9% |
0,9% |
0,8% |
0,7% |
0,64% |
|
Налоги на имущество |
1,2% |
1,2% |
1,2% |
1,1% |
1,1% |
1,1% |
|
ЕСН |
1,2% |
0,0% |
0,0% |
0,0% |
0,0% |
0,0% |
|
Импортные пошлины |
1,5% |
1,6% |
1,49% |
1,4% |
1,2% |
1,1% |
|
Прочие |
4,5% |
3,5% |
3,4% |
3,1% |
2,4% |
2,0% |
|
в т.ч. инвестиционный доход нефтегазовых фондов |
0,5% |
0,6% |
0,7% |
0,7% |
0,5% |
0,3% |
|
Доходы внебюджетных фондов |
4,5% |
6,7% |
7,2% |
7,6% |
8,6% |
8,9% |
|
в т.ч. инвестиционный доход накопительной части пенсии |
0,0% |
0,2% |
0,3% |
0,5% |
0,8% |
1,0% |
Приложение 3
Таблица 5
Изменение доходов бюджетной системы за период 2008 -2023 годы, в п.п. ВВП, базовый сценарий
Изменение доходов, всего |
Изменение доходов, за вычетом дополнительных разовых поступлений |
|
1 |
2 |
3 |
Доходы федерального бюджета |
-10,7 |
-8,9 |
Доходы консолидированного бюджета |
-12,9 |
-11,1 |
Доходы бюджетной системы |
-8,5 |
-6,7 |
Нефтегазовые доходы |
-5,7 |
-5,7 |
Ненефтегазовые доходы консолидированного бюджета |
-7,2 |
-5,4 |
Структура доходов консолидированного бюджета: |
||
НДПИ на нефть |
-2,4 |
-2,4 |
НДПИ на газ |
-0,2 |
-0,2 |
Экспортная пошлина на нефть |
-2,3 |
-2,3 |
Экспортная пошлина на нефтепродукты |
-0,6 |
-0,6 |
Экспортная пошлина на газ |
-0,3 |
-0,3 |
Налог на прибыль |
-2,1 |
-1,2 |
НДФЛ |
0,3 |
0,3 |
НДС |
-0,7 |
0,1 |
Акцизы |
-0,3 |
-0,3 |
Налоги на имущество |
-0,2 |
-0,2 |
ЕСН |
-1,2 |
-1,2 |
Импортные пошлины |
-0,4 |
-0,4 |
Прочие |
-2,5 |
-2,4 |
Доходы внебюджетных фондов |
4,4 |
4,4 |
Приложение 4
Таблица 6.
Сумма прочих доходов бюджетной системы в % ВВП:
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
|
Прочие доходы всего |
4,5 |
3,5 |
3,6 |
3,5 |
3,5 |
3,4 |
3,3 |
3,2 |
3,1 |
2,9 |
2,8 |
2,6 |
2,5 |
2,4 |
2,3 |
В том числе Федеральный бюджет |
1,8 |
1,3 |
1,2 |
1,1 |
1,0 |
1,0 |
0,9 |
0,9 |
0,8 |
0,7 |
0,7 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,5 |
Бюджеты субъектов |
2,3 |
2,0 |
2,0 |
1,9 |
1,8 |
1,7 |
1,6 |
1,6 |
1,5 |
1,5 |
1,4 |
1,4 |
1,3 |
1,3 |
1,2 |
Инвестдоход ВСЕГО, в том числе |
0,5 |
0,2 |
0,4 |
0,6 |
0,7 |
0,7 |
0,8 |
0,8 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,6 |
0,6 |
0,5 |
0,5 |
Резервного фонда |
0,1 |
0,3 |
0,3 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
|
ФНБ |
0,0 |
0,1 |
0,3 |
0,5 |
0,5 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,5 |
0,5 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,3 |
Поступления по графе «прочие» значительно сокращаются в процентах ВВП – снижение за период 2007-2023 годы составит 2,5 п.п. ВВП. Однако это падение отражает тенденции, проявившиеся уже в трехлетнем бюджете на 2009-2011 годы.
Приложение 5
Таблица 7.
Прогнозные расходы бюджетной системы (%ВВП)
Расходы |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
Расши- ренный |
34,3 |
33,8 |
33,6 |
33,5 |
33,4 |
33,3 |
33,1 |
32,8 |
32,6 |
32,4 |
32,2 |
32,2 |
32,0 |
31,9 |
Консо-лидиро-ванный |
28,8 |
28,2 |
28,0 |
27,9 |
27,8 |
27,5 |
27,3 |
27,0 |
26,9 |
26,6 |
25,9 |
26,1 |
25,8 |
25,7 |
Федераль ный |
17,7 |
17,0 |
16,9 |
16,9 |
16,8 |
16,7 |
16,4 |
16,3 |
16,0 |
15,8 |
15,4 |
15,4 |
15,3 |
15,1 |
Непро центные расходы |
||||||||||||||
Расши-ренный |
33,8 |
33,3 |
33,0 |
32,9 |
32,7 |
32,6 |
32,3 |
32,0 |
31,8 |
31,5 |
31,3 |
31,3 |
31,1 |
30,9 |
Консо-лидиро-ванный |
28,3 |
27,6 |
27,4 |
27,3 |
27,1 |
26,8 |
26,6 |
26,2 |
26,0 |
25,7 |
25,1 |
25,2 |
24,8 |
24,7 |
Федерал-ьный |
17,2 |
16,6 |
16,4 |
16,4 |
16,3 |
16,2 |
15,9 |
15,7 |
15,5 |
15,2 |
14,8 |
14,9 |
14,7 |
14,5 |
Рис. 1 Прогноз параметров расширенного бюджета, % ВВП
Приложение 6
Таблица 8.
Балансы бюджетов разного уровня
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
|
БАЛАНС (% ВВП) |
||||||||||||||
Расши ренный |
1,5% |
1,6% |
1,6% |
1,5% |
1,3% |
1,0% |
0,7% |
0,4% |
0,2% |
0,1% |
0,3% |
0,0% |
-0,1% |
-0,2% |
Консо лидиро ванный |
0,1% |
0,1% |
0,0% |
-0,3% |
-0,6% |
-0,9% |
-1,2% |
-1,6% |
-1,9% |
-2,1% |
-2,0% |
-2,5% |
-2,7% |
-2,9% |
Федераль ный |
0,5% |
0,5% |
0,4% |
0,2% |
-0,1% |
-0,4% |
-0,7% |
-1,0% |
-1,3% |
-1,5% |
-1,4% |
-1,9% |
-2,0% |
-2,2% |