Файл: Национальная, мировая и региональная валютные системы( Валютная система и валютные отношения).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к исследованию валютной системы
1.1. Валютная система и валютные отношения
1.2. Мировая, региональная и национальная валютные системы
1.3. Валютное регулирование и валютный контроль
Глава 2. Проблемы и перспективы развития валютной системы РФ
2.1. Валютный курс и валютная политика РФ
2.2. Этапы формирования валютного курса и его установление на современном этапе
2.3. Проблемы укрепления валютной системы и совершенствование валютной политики РФ
Агентами валютного контроля являются, в частности, уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ, таможенные органы и территориальные органы федеральной службы финансово-бюджетного надзора.
Координацию деятельности органов валютного контроля обеспечивает Правительство Российской Федерации, которое также обеспечивает взаимодействие таможенных органов как агентов валютного контроля с ЦБ РФ.
Права и обязанности органов и агентов валютного контроля определены статьей 23 Закона №173-ФЗ.
Органы и агенты валютного контроля, их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:
- проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
- проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
- запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.
Помимо вышеперечисленных прав органы валютного контроля их должностные лица также имеют право:
-
- выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
- применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается:
- Правительством Российской Федерации - для представления агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков;
- ЦБ РФ - для представления уполномоченным банкам.
Органы и агенты валютного контроля, их должностные лица обязаны сохранять в соответствии с законодательством Российской Федерации коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.
Права и обязанности резидентов и нерезидентов, осуществляющих в Российской Федерации валютные операции, установлены статьей 24 Закона №173-ФЗ.
Глава 2. Проблемы и перспективы развития валютной системы РФ
2.1. Валютный курс и валютная политика РФ
Валютная политика — составная часть общеэкономической, в том числе денежно-кредитной политики государства, направленная на укрепление валютно-финансового положения страны, поддержание на высоком уровне ее платежеспособности и кредитоспособности, обеспечение поступления валюты из-за рубежа по внешнеэкономическому обороту, приостановку бегства капитала за границу, привлечение иностранного капитала, укрепление российского рубля и т. д.
Инструменты валютной политики:
- валютная интервенция (это воздействие центрального банка страны на валютный рынок и валютный курс путём закупки или продажи большого количества иностранной валюты.);
- валютные ограничения (система мероприятий по ограничению и контролю операций с валютными ценностями);
- валютный контроль;
- валютные резервы (внешние высоколиквидные активы, представленные в виде иностранной валюты и золота, которые находятся под контролем государственных органов денежно-кредитного регулирования и в любой момент могут быть использованы для финансирования дефицита платёжного баланса, для интервенций на валютных рынках, оказывающих влияние на курс национальной валюты, или для аналогичных целей);
- валютное субсидирование (выплаты потребителям, предоставляемые за счёт государственного или местного бюджета, а также специальных фондов юридическим и физическим лицам, местным органам власти);
- режим валютного курса (система формирования пропорций обмена национальной валюты на иностранные; варьируется от жёсткой привязки, например, к золоту (золотой стандарт), до свободно плавающего курса, когда цена складывается исключительно под действием рыночных сил).
Субъекты валютной политики:
- международные валютно-финансовые организации (Международный валютный фонд, международные банки и фонды);
- правительство;
- центральный банк;
- cпециально уполномоченные финансовые органы (например, валютный совет).
Для стабилизации валютного курса национальной денежной единицы проводятся мероприятия валютного контроля и валютных ограничений.
2.2. Этапы формирования валютного курса и его установление на современном этапе
Для успешного прогнозирования изменений валютного курса, а также разработки теоретических и эмпирических моделей, определяющих динамику валютного курса, необходимо иметь четкое представление о факторах, влияющих на поведение данного экономического показателя. Именно поэтому, вопрос о рассмотрении и классификации факторов, влияющих на поведение валютного курса, является актуальным.
В современных условиях глобального рынка валютный курс формируется под влиянием многочисленных факторов, а изучение динамики поведения валютного курса основывается на анализе воздействующих факторов. В качестве результата проведения анализа факторов, воздействующих на динамику валютного курса, была разработана классификация факторов. Данная классификация факторов отличается от существующих классификаций тем, что она является более полной и всеобъемлющей.
В целом, можно заключить, что доминирующее влияние на поведение валютного курса оказывают следующие экономические факторы: дефициты торгового и платежного балансов, индексы инфляции, размер процентной ставки, динамика ВВП и золотовалютных резервов, данные по денежной массе. Помимо экономических факторов, на колебания валютного курса влияют политические факторы. Стоит отметить, что экономические и политические факторы тесно связаны между собой . Политическая партия, имеющая наибольшее количество мест в парламенте, представляет интересы определенной группы людей, которые, в свою очередь, и определяют развитие экономики. В итоге, результаты деятельности политиков определяют динамику экономических факторов. Например, основным показателем проводимой денежно-кредитной политики является размер процентной ставки, а бюджетно-налоговой политики - размер подоходного налога. Как известно, налоги и процентные ставки - это основные рычаги влияния государства на бизнес. Эти два фактора напрямую влияют на деловую активность, так как образуют избыток или дефицит как товаров, так и денег. Для прогнозирования изменений валютного курса необходимо также учитывать и характер внешней экономической политики, проводимой государством. Данная политика заключается в установлении таможенных процедур, тарифов и прочих сборов, запретов на импорт и экспорт, импортных квот и многого другого. Внешняя экономическая политика влияет на изменения дефицитов торгового и платежного балансов.
Система плавающих валютных курсов и является сегодня господствующей, далеко не все страны отпускают свои валюты в абсолютно «свободное плавание». Так, в 1979 году в рамках ЕС была создана европейская валютная система, устанавливавшая паритет, или курс каждой из валют стран ЕС по отношению к другим. Их валюты могли колебаться вокруг этого курса в пределах нескольких процентов.
Считается, что система плавающих валютных курсов обладает по крайней мере одним бесспорным преимуществом по сравнению со своими предшественницами. Теоретически она позволяет исправлять дефициты торговых балансов без вмешательства правительств. Каким образом этот механизм работает, рассмотрим на примере.
Пусть торговля США и Мексики сбалансирована: экспорт уравновешивает импорт. Валютный курс при этом равен 1 долл. за 200 песо. Теперь предположим, что в результате наращивания нефтедобычи в странах Ближнего Востока произошло сокращение экспорта нефти из Мексики в США. Мексиканский экспорт в США сократился, а импорт остался прежним. Во внешнеторговом балансе Мексики возник дефицит. Это приведет к тому, что спрос на доллары на валютных рынках в Мексике превысит их предложение. Поэтому цена доллара начнет расти, а цена песо падать - до тех пор, пока не установится новое соотношение, уравновешивающее спрос и предложение этих валют, например 1 долл. равен 400 песо.
При этом американские потребители обнаружат, что товары, импортированные из Мексики в США, подешевели в два раза, туристические поездки в Мексику стали также намного доступнее. Спрос на мексиканские товары и услуги в Америке возрастет. Одновременно для жителей Мексики американские товары подорожают вдвое и, соответственно, спрос на них упадет. В итоге экспорт из Мексики в США возрастет, а экспорт из США в Мексику сократится. Возникнет новое состояние равновесия во внешнеторговом обмене между двумя странами, при котором обменный курс валют, скорее всего, вернется к прежнему соотношению, когда экспорт и импорт были сбалансированы, а именно, 1 долл. равен 200 песо.
Таким идеальным образом система плавающих валютных курсов должна работать без вмешательства со стороны правительств отдельных стран. Но чтобы избежать резких колебаний курсов своих валют, они периодически осуществляют так называемые валютные интервенции.
2.3. Проблемы укрепления валютной системы и совершенствование валютной политики РФ
В течение нескольких лет подряд правительство РФ прописывает в основных направлениях денежно-кредитной политики на очередной год переход к плавающему валютному курсу рубля.
Насколько надежно для экономики страны данный шаг - не цель данной статьи, но что необходимо для того, чтобы в условиях существующей непростой экономической ситуации разработать фактический план по достижению данной цели - вот достойная задача.
Чем должно руководствоваться правительство страны в повышении эффективности функционирования валютной системы, с одной стороны, и сохранении и укреплении стабильности оной, с другой, в условиях экономической непостоянности и поможет исследование устойчивости валютной системы.
Наиболее важным на нынешний день является проблема о том, как сделать валютную систему устойчивой, не подверженной необоснованным колебаниям, от решения данной задачи зависит эффективность функционирования валютной системы в частности и экономики в общем. Следует заметить, что затронутый вопрос беспокоит на сегодняшний день не только правительства отдельных стран, но и мировую общественность в целом.
В ходе развития мировых валютных систем и в процессе формирования валютной системы страны мы можем наблюдать ее усовершенствование в части изменения структуры и природы функционирования. Уменьшается потребность в государственном воздействии, меняются индикаторы, указывающие на необходимость вмешательства извне и т.д. Чем динамичнее развивается валютная система, тем сложнее государству координировать ее. Изменение самой системы улавливается органами управления с опозданием, что затягивает трансформацию инструментов, способных эффективно регулировать возникающие дисбалансы.
Нередко недостаток механизмов оперативного реагирования на изменения валютной системы, а также соответствующих происходящим изменениям актуальных инструментов регулирования ведет к уходу государства из сферы валютного регулирования. Отмеченный процесс носит название либерализация, безусловно, причин ее может быть как минимум две: развитость валютной системы и снижающаяся необходимость в государственном вмешательстве, что ведет к положительным результатам, и отсталость, что может повлечь за собой отрицательные процессы для экономики страны.
Сфера валютного регулирования без государственного вмешательства и нуждается в нем, в современных условиях немыслима. Но нужно понимать, что государственное вторжение приводит к дополнительным нагрузкам на экономику (рост государственных расходов, к примеру) и отрицательным итогам в виде неэффективного (уже ненужного вмешательства со стороны государства) регулирования в случае излишнего воздействия со стороны государства.