Файл: Государство как особый субъект гражданского права (Понятие гражданской правосубъектности государства).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 238
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I . Понятие субъекта гражданского права
Глава II . Гражданская правосубъектность государства
§ 1. Понятие гражданской правосубъектности государства
§ 2. Определение характера гражданской правоспособности государства
§ 3. Содержание гражданской правоспособности
§ 4. Понятие гражданской дееспособности государства и её реализация
Глава III . Опосредованное и непосредственное участие государства в гражданских правоотношениях
§ 1. Опосредованное участие государства в гражданских правоотношениях
§ 2. Непосредственное участие государства в гражданских правоотношениях
Глава IV . Гражданско-правовая ответственность государства
§ 1. Государство как субъект ответственности
§ 2. Специфика имущественной ответственности государства в современных условиях
§ 3. Субсидиарная ответственность государства по обязательствам созданных им лиц
Иначе обстоит дело с унитарным предприятием, основанным на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие). Здесь, согласно п.5 ст.115 ГК РФ, Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.
Для наступления субсидиарной ответственности государства по обязательствам учреждения также необходимо дополнительное условие, но, в отличие от казенного предприятия, где оно связано с недостаточностью имущества, данное условие заключается в недостаточности денежных средств. Это единственное условие, предусмотренное ГК РФ.
При рассмотрении вопроса о субсидиарной ответственности государства необходимо учитывать и специфику плюралистической модели участия государства в гражданских правоотношениях.
Законодатель в ст.113, 114, 115, 120 ГК РФ, говоря об ответственности
государства по обязательствам созданных им лиц, использует понятие "собственник", а в случае с федеральным казенным предприятием указывает конкретно - Российская Федерация.
Возникает вопрос, кто должен нести ответственность: непосредственно государство как особый субъект права, выступающий как собственник и учредитель в корпоративных отношениях через уполномоченных им лиц, либо те лица, которые осуществляют полномочия собственника и учредителя. От ответа на данный вопрос зависит очень многое в защите интересов кредиторов государственных предприятий и учреждений. Исходя из общего смысла представительства ответственность по долгам государственных предприятий и учреждений должны нести не представители, а представляемое лицо, то есть государство, а это значит, что источником для покрытия указанных долгов является все нераспределенное имущество - государственная казна.
Е. А. Суханов так высказывается по этому вопросу: "...следует ясно представлять, что в роли собственника-учредителя здесь выступают не органы государственной власти (ибо в гражданско-правовых отношениях они сами являются учреждениями-несобственниками), а соответствующие публично-правовые образования в целом - Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования (п.1 ст.214 и п.1 ст.215 ГК). Следовательно, именно об их ответственности идет речь. От имени публично-правовых образований в гражданском обороте выступают их органы в рамках имеющейся у них компетенции (п.1 и 2 ст.125, п.3 ст.214, п.2 ст.215 ГК). Имуществом, предназначенным для удовлетворения претензий кредиторов публично-правовых образований, является нераспределенное между государственными и муниципальными юридическими лицами имущество, составляющее казну соответствующего публично-правового образования (абз. 1 п.1 ст.126, абз.2 п.4 ст.214, абз.2 п.3 ст.215 ГК).
В последнее время к субсидиарной ответственности все чаще привлекаются государственные органы, являющиеся учредителями соответствующих учреждений. Определенную роль в этом сыграл новый БК РФ, в п.10 ст.158 которого указано, что выплаты по исполнительным листам при удовлетворении подобного рода исковых требований производятся за счет казны Российской Федерации из средств федерального бюджета, выделенных федеральным органам исполнительной власти как главным распорядителям средств бюджета, которые и должны выступать в суде от имени казны.
Заключение
Конечно, очень сложно охватить объемом курсовой работы все аспекты свойств различных субъектов гражданского права. Однако я постарался отметить все основные моменты, характеризующие и классифицирующие участников гражданских правоотношений. К сожалению, меньше пришлось уделить внимания особенностям гражданско-правового статуса такого субъекта, как государство и государственные (муниципальные) образования. Это связано, прежде всего, с тем, что указанный субъект права имеет множественные отличия своего статуса от прочих участников гражданских правоотношений ввиду своего особого положения в системе права. Поэтому, я уделил большее внимание другим двум субъектам – физическим и юридическим лицам.
Нельзя не признать, что те обстоятельства, с которыми ГК РФ связывает возможность или невозможность применения к государству указанных норм, то есть и особенность субъекта, и закон, очень часто относятся к сфере публично-правовых отношений. Это позволяет говорить о государстве как об особом субъекте права со специальной правоспособностью, определяемой нормами, как частного, так и публичного права.
Литература
1. Гражданское право: В 4 т. Том 2 / Под ред. Е.А. Суханова. М.: Волтерс Клувер, 2005.
2. Мейер Д.И. Русское гражданское право. – М., 1997.
3. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. М., 1995.
4. Братусь С. Н. Юридическая ответственность и законность. М., 1976.
5. Советское гражданское право. Субъекты гражданского права / Под ред. С. Н. Братуся. М., 1984.
6. Т. Е. Абова. Субъекты гражданского права. М., 2000.
7. Гражданское право / Под ред. Ю. К. Толстого и А. П. Сергеева. М.,
1996. Т. 1.
8. Брагинский М. И., Витрянский В. В. / Договорное право. Общие положения. М., 1998.
9. Гражданский кодекс Российской Федерации. Научно-практический комментарий / Под ред. Т. Е. Абова, А. Ю. Кабалкин, В. П. Мозолин. М., 1996. Ч. 1.