Файл: Теории происхождения государства (Характеристика первобытного общества).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 3
3.3 Теория насилия
Следующая по популярности - Теория насилия
Одной из распространенных на Западе теорий происхождения государства и права является теория насилия. Наиболее видными ее сторонниками является немецкий философ и экономист Дюринг (1833-1921), австрийский социолог и государствовед Л. Гумплович (1838-1909) и известный «ревизионист марксизма» К. Каутский (1854-1938).
Краеугольным камнем теории насилия является утверждение о том, что главная причина возникновения государства и нрава лежит не в социально-экономическом развитии общества и возникновении классов, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. «История не предлагает нам ни одного примера, - рассуждал в связи с этим Л. Гумплович в своей фундаментальной работе «Общее учение о государстве», - где бы государство возникало не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе. По мнению автора победители образуют правящий класс, а побежденные и порабощенные - «класс рабочих и служащих». В этой книге он писал: «Кроме того, это всегда являлось насилием одного племени над другим, оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого населения»[6].
Сторонники теории насилия полагают, что до тех пор, пока племя состоит лишь из «схожих между собою единоплеменников», т.е. из «личностей, родившихся и воспитавшихся в одном и том же социальном обществе», между ними нет вражды, войн, а следовательно, и рабства Когда же одно племя покоряет другое, то тут же как неизбежный спутник всех завоеваний появляются рабы, возникает и развивается институт рабства.
Другим далеко идущим социальным последствием, которое ассоциируется, по мнению сторонников теории насилия, непосредственно с завоеванием и порабощением, является возникновение частной собственности. Насилие порождает рабство, а рабство ведет к появлению частной собственности. С последней же связан, согласно теории насилия, переход племен от кочевого образа жизни и быта к оседлому, земледельчеству. Зарождающаяся при этом государственная власть опирается исключительно на физическую силу. Это — государство племени. Его основа - физическое преобладание одного племени над другим.
По мере развития общества государство племени перерастает в государство класса. Л. Гумплович отмечает, что одновременно с процессом превращения племен в классы и сословия, а танке эволюции государства протекает процесс развития сознания.
Говоря о теории насилия вообще и об учении Л. Гумпловича, в частности, следует заметить, что ее сторонники по-разному характеризуют исторически первые и современные государство и право. Если раннее государство и право Л.. Гумплович считал инструментами насилия, то более поздние и современные ему капиталистические государства он, во многом противореча самому себе, не считал таковыми. Развитие, по Гумпловичу, идет по направлению все более возрастающего «равноправия низших слоев с высшими, подвластных с властвующими». Все больше смягчаются формы и методы властвования. Постепенно образуется «современное культурное государство». Исходными причинами и условиями становления такого государства считается, однако, насилие.
Слабым местом данной теории является то, что в истории насилие часто является не причиной, а лишь ускоряющим образование государства фактором. Завоевание одного народа другим происходит в условиях уже сложившихся раннегосударственных структур.
3.4 Историко-материалистическая (марксистская) теория
Другое название этой теории социально - экономическая. Возникновение этой теории обычно связывают с именами К. Маркса, Ф. Энгельса и В. Ульянова - Ленина нередко забывая их предшественников, таких, как Л. Морган. Смысл этой теории заключается в том, что государств возникает как результат естественного развития первобытного общества, развить прежде всего экономического, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социальные изменения общества, которые также представляет собой важные причины и условия возникновения государства и права.
Историко-материалистическая концепция включает два подхода Один из них, господствовавший в советской науке, решающую роль отводил возникновению классов, антагонистическим противоречиям между ними, непримиримости классовой борьбы: государство возникает как продукт этой непримиримости, как орудие подавления господствующим классом других классов. Второй подход исходит из того, что в результате экономического развития усложняется само общество, его производительная и распределительная сферы, его «общие дела». Это требует совершенствования управления, что и приводит к возникновению государства.
В материалистической теории государство не навязывается обществу из вне, а возникает на основе естественного развития самого общества, связанного с разложением родового строя, появлением частной собственности и социализм расслоением общества по имущественному признаку (с появлением богатых и бедных) интересы различных социальных групп стали противоречить друг другу. В складывающихся новых экономических условиях родоплеменная организация оказалась неспособной управлять обществом. Появилась потребность во властном органе, способном обеспечивать преимущество интересов одних членов общества в противовес интересам других. Поэтому общество, состоящее из экономически неравных социальных слоев, порождает особую организацию, которая поддерживая интересы имущих, сдерживает противоборство зависимой части общества. Такой особой организацией стало государство.
По утверждению представителей материалистической теории оно является исторически преходящим, временным явлением и отомрет с исчезновением классовых различий.
Ограниченность ее состоит в недооценке конкретно -- исторических и региональных особенностей, а также иных факторов, влияющих на возникновение государств и преувеличении классовой основы происхождения государств, хотя она и уловила некоторые важные стороны происходящего процесса
3.5 Патриархальная теория
Патриархальная теория происхождения государства и права берет свое начало еще в Древней Греции. Ее основателем был Аристотель (III в. до н.э.). Среди заметных сторонников данной теории выделяется англичанин Филмер (XVII в.) и русский исследователь государствовед Михайловский (XIX в.).
Смысл этой теории заключается в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава этой семьи становится главой государства -- монархом. Его власть, таким образом - это продолжение власти отца, монарх же является отцом всех своих подданных. Из патриархальной теории (как и из теологической) естественно вытекает вывод о необходимости для всех людей подчиняться государственной власти.
Государство, по Аристотелю, является не только продуктом естественного развития, но и высшей формой человеческого общения. Оно охватывает собой все другие формы общения (семью, селения). В нем последние достигают своей конечной цели - «благое жизни» - и завершение. В нем же находит свое завершение и поэтическая природа человека.
Государственная впасть, по мнению сторонников патриархальной теории, есть ничто иное, как продолжение отцовской власти. Власть государя, монарха - это патриархальная власть главы семьи. Патриархальная теория служила в средние века обоснованием абсолютной («отеческой») власти монарха.
Слабым местом данной теории является несоответствие функций семьи и государства. Патриархальная семья появилась вместе с государством как результат разложения родового строя. Если главной функцией семьи является воспроизводство рода и совместное потребление, то государственная власть призвана решать иные задачи. Являясь внешне привлекательной, рассматриваемая теория вряд ли может быть признана научной. Не случайно Сидней Локк в произведении «Два трактата о правлении» (1690 г.), заметил, что, либо монархов должно быть столько, сколько отцов, либо в мире должна быть только одна монархия[7].
3.6 Органическая теория
Ее возникновение связывают с успехами естествознания в XIX в., хотя подобные идеи высказывались значительно раньше. Так, некоторые древнегреческие мыслители. В их числе Платон, сравнивали государство с организмом, а законы государства – с процессами человеческой психики.
Появление дарвинизма привело к тому, что многие юристы, социологи стали распространять биологические закономерности (межвидовая и внутривидовая борьба, эволюция, естественный отбор и т. П.) на социальные процессы. Представителями этой теории были Г. Спенсер, Прейс и другие.
В соответствии с органической теорией человечество возникло как результат эволюции животного мира — от низшего к высшему. Дальнейшее развитие привело к объединению людей в процессе естественного отбора (борьба с соседями) в единый организм – государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы – внешние (оборона, нападение). Важной стороной данной теории является утверждение о том, что государство образуется одновременно со своими составными частями — людьми – и будет существовать, пока существует человеческое общество. Государственная власть — это господство целого над своими составными частями, встречающееся в обеспечении государством благополучия своего народа. Государственная власть представляет собой средство для достижения людских целей[8].
Некорректность органической теории происхождения государства и права определяются следующим. Все сущее имеет различные уровни проявления, бытия и жизнедеятельности. Развитие каждого уровня определяется свойственными этому уровню законами (квантовый и классической механики, химии, биологии и т.п.). И так же, как нельзя объяснять эволюцию животного мира, исходя лишь из законов физики или химии, невозможно распространять биологические законы на развитие человеческого общества.
3.7. Психологическая теория
Психологическая теория государства и права возникла в середине XIX века. Широкое распространение получила в конце XIX первой половине XX века.
Представителями этой теории, были Г. Тард, Л.И. Петражицкий и другие. Они объясняли появление государства и права проявлением свойств человеческой психики: потребностью подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты первобытного общества, осознанием справедливости определенных вариантов действия и отношений и пр.
Суть психологической теории заключается в том, что она пытается объяснить возникновение государственно -- правовых явлений и власти особыми психологическими переживаниями и потребностями людей.
Так, Цицерон полагал, что государство есть достояние народа. Народ - не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных с собой в вопросах права и общности интересов. Первой причиной для такого соединения людей является не столько их слабость, сколько врожденная потребность жить вместе
Психологическая теория возникновения государства рассматривала народ как пассивную инертную массу, идущую подчинения.
Один из основных представителей психологической школы права Л. И. Петражицкий считал, что в основе возникновения государства и права лежат правовые переживания людей, психологические закономерности развития человека[9].
Естественно, что социальные закономерности реализуются через человеческое поведение, деятельность. Поэтому свойства человеческой психики оказывают определенное влияние на реализацию этих закономерностей. Но, с одной стороны, это влияние не является решающим, а с другой - сама человеческая психика не первична по отношению к социально - политической действительности, а формируется под влиянием соответствующих экономических, социальных и иных внешних условий. Именно эти условия должны учитываться в первую очередь. Говоря о научности рассматриваемой теории, следует согласиться с Г. Ф. Шершеневичем, который отмечал, что свести всю общественную жизнь к психологическому взаимодействию людей, объяснить жизнь общества и государства общими законами психологии — такое же преувеличение, как и все другие представления об обществе и государстве[10].
3.8. Расовая теория
Расовая теория рассматривает в качестве основных предпосылок возникновения и развития государства деление общества по расовому признаку. Она берег свое начало еще в эпоху рабовладения, когда в целях оправдания существующего строя развивались идеи естественного деления населения в силу прирожденных качеств на две породы людей рабовладельцев и рабов. Согласно этой теории в мире существуют «высшие» расы, которые призваны господствовать и «низшие”, которым самой природой предназначено находиться в подчинении у высших рас. Появление государства, по логике сторонников этой теории, необходимо для обеспечения постоянного господства одних рас над другими.