Файл: Права авторов и их гражданско-правовая защита (Понятие авторского права ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ.

Представленная работа посвящена теме "Права авторов и их гражданско-правовая защита".

Проблема моего исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение затронутых вопросов. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем "Права авторов и их гражданско-правовая защита". Вопросам моего исследования посвящено множество работ. Материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в множественных монографиях по данной тематике раскрыты более узкие вопросы проблемы "Права авторов и их гражданско-правовая защита". Но, требуется учет современных условий при исследовании проблематики данной темы. Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы "Права авторов и их гражданско-правовая защита" определяют новизну исследования.

Целью работы: описать гражданско-правовую защиту авторских прав.

Актуальность представленной темы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Права авторов и их гражданско-правовая защита" в современной науке, с другой стороны, ее не разработанностью.

.

1. ПРАВА АВТОРОВ

1.1. Понятие авторского права.

Согласно ст. 6 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993г. (далее – Закон об авторском праве) авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатами творческой деятельности независимо от назначения и достоинств произведения, а также способа его выражения. Кроме того, подчеркивается, что законом охраняются как обнародованные произведения и необнародованные, существующие в какой-либо объективной форме. В юридической литературе представлено немало научных определений произведения как объекта авторского права, однако наибольшее распространение получило определение, сформулированное в 1956 г. В. И. Серебровским: «Произведение – это совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения». В этом и иных определениях подчеркивается, что произведение есть прежде всего благо нематериальное, поэтому авторское право на произведение сохраняется даже в случае гибели того материального носителя, в котором оно было воплощено. Однако не всякое произведение как результат мыслительной деятельности человека охраняется нормами авторского права. Объектами авторского права признаются лишь такие произведения, которые обладают предусмотренными законом признаками.


Такими признаками являются творческий характер произведения и объективная форма его выражения. Показателем творческого характера произведения, по мнению большинства ученых, является его новизна. Новизна в данном случае рассматривается как синоним оригинальности произведения. Она может выражаться в новом содержании, новой форме произведения, новой научной концепции. Произведение как результат творческой деятельности автора становится объектом авторского права лишь при условии, что оно было выражено в какой-либо объективной форме. До того, пока мысли и образы автора не проявились вовне, а есть лишь в виде творческого замысла, они не могут быть восприняты другими людьми, и, следовательно, не существует и практической надобности в их правовой охране.

1.2. Личные неимущественные права авторов

Личные неимущественные права. Одним из главных личных неимущественных прав, возникающих в связи с созданием произведения, является право авторства. Оно характеризуется, как юридически обеспеченная возможность лица считаться автором произведения, и вытекающая отсюда возможность требовать признания данного факта от других лиц. Выделение права авторства как особого субъективного права обусловлено необходимостью индивидуализации результатов творческого труда и общественного признания связи этих результатов с деятельностью конкретных авторов.

Право авторства характеризуется следующими чертами:

а) право неотделимо от личности автора: принадлежит только создателю произведения;

б) право авторства является правом абсолютным, т.к. ему корреспондируют обязанности всех и каждого воздерживаться от нарушения данного правомочия;

в) действует в течение всей жизни автора и прекращается с его смертью. В дальнейшем оно существует как юридический факт, с которым все должны считаться. После смерти автора, авторство признается и охраняется законом, но уже не как субъективное право, а как общественный интерес, нуждающийся в признании и защите;

г) следует указать на то, что право авторства имеет определяющее значение для других прав автора, так как остальные права производны от него.

С того момента, когда произведение создается за его автором закрепляется право на защиту произведения, включая и его название, от любого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб достоинству и чести автора. Ранее подобное право именовалось иначе, правом на неприкосновенность произведения. Новое название, право на защиту репутации автора – на первый взгляд звучит непривычно, но более точно отражает суть права. Оно также совпадает с наименованием, которое используется в Бернской конвенции и в законодательстве многих западноевропейских стран.


Содержание данного права состоит в том, что при издании, публичном исполнении или ином использовании произведения воспрещается без согласия автора вносить какие-либо изменения. Запрещено также без согласия автора снабжать произведение при его использовании предисловиями, иллюстрациями, послесловиями и т.д.

Право на защиту репутации автора, как и всякое субъективное право, имеет свои пределы. Например, допускается в научных произведениях цитирование отрывков в информационных, полемических информационных целях. Автор, ссылаясь на принадлежащее ему право, не может воспрепятствовать созданию другими лицами соответствующих стилизаций и пародий, а также преградить дорогу комментаторам и критикам.

Следующим личным неимущественным правом автора является право на обнародование произведения и на его отзыв. Сущность этого права можно определить, как юридически обеспеченную автору возможность публичной огласки созданного им произведения. Автор одновременно решает два вопроса. Он сам определяет, готово ли его произведение для предоставления до неопределенного круга лиц. А также, автор решает вопрос о месте, времени и способе обнародования. Например, автор литературного произведения может обнародовать его путем публичного исполнения, публикования, передачи в эфир и т. п.

Право на обнародование выражает особый охраняемый законом интерес автора и потому является самостоятельным субъективным правом автора. Это обстоятельство необходимо подчеркнуть специально, так как данное право всегда реализуется одновременно с каким-либо другим правом автора. В самом деле, обнародовать произведение, т. е. сделать его впервые доступным для всеобщего сведения, нельзя, не реализовав какое-либо другое право автора, например, право на опубликование, на публичный показ, на передачу в эфир и т. п.

С правом на обнародование неразрывно связано право на отзыв произведения. Закон предоставляет автору возможность отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения либо, если произведение уже было обнародовано, он может дезавуировать действия по его доведению до всеобщего сведения, публично оповестив об отзыве произведения. В качестве единственного условия реализации данного права закон устанавливает возмещение пользователю причиненных таким решением убытков, включая упущенную выгоду. Ранее изготовленные экземпляры произведения также изымаются из обращения за счет самого автора.

В отличие от других личных неимущественных прав автора, право на обнародование способно переходить к другим лицам, что еще раз подчеркивает условность деления авторских прав на личные и имущественные.


Наконец, автор обладает таким личным неимущественным правом, как право на опубликование, хотя закон о нем специально и не упоминает. Между тем данное право, безусловно, принадлежит автору, так как выражает особый интерес автора, не опосредованный каким-либо другим правом.

Под правом на опубликование понимается признаваемая за автором возможность выпуска в обращение экземпляров произведения в количестве, достаточном для удовлетворена разумных потребностей публики исходя из характера произведения. Акцент в данном случае делается на том, что за автором признается возможность контроль над выпуском в обращение материальных носителей произведения. Реализация права на опубликование имеет своим последствием изменение правового режима произведения, так как опубликованное произведение может в определенных случаях использоваться без согласия автора, например, репродуцироваться в единичных экземплярах библиотеками, архивами и учебными заведениями.

1.3. Имущественные права авторов

Имущественные права авторов - субъективные гражданские права автора, возникающие в связи с созданием и использованием его произведения. Согласно Закону РФ «Об авторском праве и смежных правах» автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом.

Исключительные права автора на использование произведения означают право осуществлять или разрешать следующие действия: воспроизводить произведение (право на воспроизведение); распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и т.п. (право на распространение); импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт); публично показывать произведение (право на публичный показ); публично исполнять произведение (право на публичное исполнение); сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир); сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю); переводить произведение (право на перевод); переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку).


Закон закрепляет за автором самостоятельное право на распространение экземпляров произведения любым способом, в частности право на продажу экземпляров произведения и сдачу их в прокат. Как видим, закон связывает распространение только с теми произведениями, которые зафиксированы на материальном носителе. Это следует хотя бы из того, что продать и сдать в прокат можно лишь сам материальный носитель, на котором зафиксировано произведение, а не само произведение как таковое. Далее, распространение предполагает наличие копий произведения, которые и пускаются в гражданский оборот. Если произведение не размножено, а существует только в оригинале, оно не может быть распространено. Наконец, право на распространение закон не связывает с пуском в гражданский оборот такого количества экземпляров произведения, которое удовлетворяло бы разумным потребностям публики. Для того чтобы произведение считалось распространенным, достаточно и нескольких экземпляров произведения.

Закон не содержит исчерпывающего перечня способов распространения произведения, называя лишь наиболее типичные из них – продажу и сдачу в прокат. Продажа означает реализацию копий произведения за плату. Сдача в прокат-это предоставление экземпляра произведения во временное пользование в целях извлечения прямой или косвенной коммерческой выгоды. Существуют, однако, и другие способы распространения произведений, например, передача экземпляра произведения третьим лицам бесплатно. Типичный пример такого распространения – деятельность библиотек.

Наряду с правом на распространение закон особо выделяет исключительное право автора импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт).

В данном случае за автором закрепляется возможность осуществлять контроль над ввозом на территорию действия его авторских прав экземпляров созданного им произведения, которые изготовлены за границей. Основанием для выделения права на импорт является территориальная ограниченность сферы действия авторских прав. Произведение, которое не охраняется на территории той или иной страны, может там свободно использоваться, в том числе воспроизводиться. Однако, если экземпляры произведения будут доставлены в целях распространения в страну, на территории которой произведение охраняется, это будет нарушением авторских прав.

Следующими имущественными правами автора являются право на публичный показ и на публичное исполнение. Право на публичный показ реализуется в отношении произведений изобразительного искусства, а право на публичное исполнение – в отношении музыкальных, драматических, хореографических, литературных и некоторых других произведений.