Файл: Проблемы формирования и развития валютной системы Российской Федерации (Теоретические аспекты формирования и развития валютной системы Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 44

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5. Во внешнеэкономических отношениях российских резидентов с зарубежными партнерами используются общепринятые в мировой практике международные кредитные средства обращения и платежа и формы расчетов [12, c.67]. Вексель с конца 90-х годов широко применяется не только в международных расчетах РФ, но и во внутрихозяйственном обороте. Закон РФ «О переводном и простом векселе» (март 1997 г.) основан на Женевской конвенции 1930 г., является основным нормативным документом. Чек как средство расчетов в настоящее время практически не используется внутри страны; во внешнеэкономических связях чеками расплачиваются лишь зарубежные партнеры российских резидентов. Правовое регулирование расчетов чеками осуществляется ГК РФ (§ 5 гл. 46). В этой же главе ГК РФ содержатся нормы, регулирующие расчеты по аккредитиву и инкассо между российскими организациями. Эти важные документарные формы расчетов во внешней торговле российских участников внешнеэкономической деятельности подчиняются унифицированным правилам и обычаям, разработанным Международной торговой палатой [11, c. 89].

6. Регулирование валютного рынка и рынка золота как элемент российской валютной системы является неизбежным и необходимым в условиях сохранения элементов валютного регулирования и валютного контроля, свойственным переходному периоду. Главный валютный закон страны (сегодня это Федеральный закон № 173) сосредоточил осуществление всех операций с иностранными валютами в уполномоченных банках, которые проводят валютно-обменные операции на биржевом, главным образом, и внебиржевом рынке [12, c.45]. В современных условиях в России функционируют восемь валютных бирж. Ведущее место (свыше 90% оборота всех российских бирж) занимает Московская межбанковская валютная биржа — ММВБ.

7. В настоящее время в России четко определен статус учреждении, на которые возложено управление и регулирование валютными отношениями страны. Основными исполнительными органами валютного регулирования в РФ являются Правительство России и Центральный банк. ЦБ РФ как орган валютного регулирования и валютного контроля выдает лицензии на право осуществления операций с иностранными валютами и другими валютными ценностями; самостоятельно или вместе с другими органами валютного контроля готовит необходимые нормативные документы; осуществляет контроль за движением капитала из страны и в страну; ежедневно определяет официальный курс рубля и т.д. [13, c.89]

Агентами валютного контроля по Закону «О валютном регулировании и валютном контроле» являются прежде всего уполномоченные коммерческие банки, непосредственно осуществляющие все виды операций с иностранной валютой и другими валютными ценностями и контролирующие благодаря своему статусу своевременную репатриацию в страну иностранной валюты и российских рублей (см. гл. 26, п. 26.3) [18, c.12].


Перечисленные характерные черты национальной валютной системы РФ свидетельствуют, что это все еще система переходного периода, находящаяся в состоянии формирования и развития. Но вместе с тем в ее элементах мы находим их соответствие основным требованиям Устава МВФ к построению национальной системы страной — членом Фонда.

2. Проблемы и предпосылки развития валютной системы Российской Федерации

2.1. Проблемы формирования валютной системы в Российской Федерации

Валютная система страны – показатель уровня развития экономики и степени вовлеченности государства во внешнеэкономические отношения.

Анализируя современное состояние валютной системы в РФ, можно выделить основные факторы, которые влияют и будут влиять на колебания курса национальной валюты:

  1. Уход рубля в свободное плавание [14, c.66].
  2. Влияние стоимости нефти на курс рубля. Проблема в том, что Россия зависит от нефтяных доходов, а покупатели российской нефти расплачиваются долларами. Следовательно, когда происходит снижение цены черного золота, то происходит и укрепление курса доллара по отношению к рублю [15, c.89].
  3. 3. Фактор геополитики. Санкции, введенные против России государствами-членами ЕС, США, Канадой, Японией, Австралией и другими развитыми странами существенно повлияли на курс национальной валюты.

4. Эффект от сверхвысокой ключевой ставки.

5. Ожидания инвесторов. Иностранные инвесторы продавали свои доли в российских компаниях и переводили средства в западные финансовые учреждения, что оказало влияние на колебания курса национальной валюты.

6. Ожидания простых россиян. Доверие простых россиян к национальной валюте становится не менее важной причиной изменения курса, чем действия Центробанка или крупных иностранных инвесторов. Если граждане РФ  станут массово забирать свои рублевые депозиты и покупать валюту, курс доллара незамедлительно пойдет вверх [16, с. 3].

7. Цена на иностранную валюту вырастает при желании инвестора получить большее число иностранных наличных денег, депозитов, акций, облигаций и обязательств.


8. Деятельность фондов, которые обладают большими средствами, способны заставить курс двигаться в обоих направлениях [17, с.56].

9. Воздействие экспортеров и импортеров. Они являются пользователями валютного рынка, интересующимися продажей и покупкой иностранной валюты. Но в данном случае влияние является незначительным и краткосрочным, потому что объемы их внешнеторговых сделок ничтожно малы в сравнении с общим объемом операций на валютном рынке.

10. Уровень инфляции (чем выше темп инфляции в стране, тем ниже курс ее валюты).

11. Спрос на капитал и его предложение. Капитал всегда перетекает в ту страну, которую инвесторы считают перспективной для своего бизнеса. Часть стран нуждается в притоке капитала и, соответственно, предлагает сопутствующие ставки процента, другая – имеет избыток капитала и, следовательно, более низкие процентные ставки.

12. Политические факторы воздействуют на валютный курс как в долгосрочной, так и в краткосрочной перспективе: характер экономической политики, проводимой правительством страны, уровень нестабильности политической ситуации.

Все факторы формирования курса валют можно разделить на структурные и конъюнктурные (таблица 1).

Таблица 1

Факторы формирования валютного курса

Структурные факторы

Конъюнктурные факторы

Конкурентоспособность товаров страны на мировом рынке и ее изменение

Деятельность валютных рынков

Состояние платежного баланса страны

Спекулятивные валютные операции

Покупательная способность денежных единиц и темпы инфляции

Кризисы, войны, стихийные бедствия

Разница процентных банковских ставок в различных странах

Прогнозы

Государственное регулирование валютного курса

Цикличность деловой активности в стране

Степень открытости экономики

 Таким образом, необходимо оптимизировать влияние данных факторов на валютный курс. Влияние некоторых из них необходимо снизить или даже устранить (например, инфляционный, инвесторский и фондовый фактор надо  снизить в ближайшем будущем).

Для обеспечения стабильного курса рубля необходима интеграция с мировым сообществом. А для признания мировым сообществом рубля в качестве одной из основных валют, необходимо обеспечение стабильного валютного курса. Получается замкнутый круг. Для выхода из него идентифицируем проблемы, препятствующие процессу валютной интеграции рубля в мировую финансовую систему:


  • диспропорция в экспортной структуре, в том числе и финансовый сектор;
  • низкая конкурентоспособность финансового сектора из-за низкого уровня капитализации;
  • отсутствие прочного механизма государственной поддержки экспорто-ориентированных производств (как известно государственная поддержка только недавно получила широкое распространение);
  • несовершенство законодательства в валютной сфере;
  • несоответствие масштабов инвестиционных процессов потребностям экономики;
  • нестабильное состояние экономики.

Укрепление позиций российской валюты в будущем смогло бы привести к созданию «рублевой зоны нового типа», к которой другие страны региона начали бы привязывать свои национальные валюты. Так как в таком случае рубль получил бы статус твердой денежной единицы. 

Постепенно могла сформироваться региональная валютная система на пространстве СНГ. Для увеличения зоны влияния рубля требуется организовать на территории России торговлю на бирже нефтью, газом и другими товарами с расчетом в рублях. 

Самостоятельно справиться с трудностями платежного баланса могут государства с серьезным экономическим и финансовым потенциалом, которым РФ на данный момент располагает не в полной мере. По этой причине переход к полной конвертируемости рубля без реально сложившихся экономических предпосылок привел к формализации данного процесса.

Известно множество вариантов валютной стратегии, но необходимо рассматривать наиболее приемлемые для России, с учетом современной ситуации на валютном рынке.

1. Результативное применение плавающего курса возможно в условиях экономической и политической стабильности государства, незначительного уровня инфляции и устойчивой макроэкономической политики. Но проведение политики подобного рода в России сейчас нежелательно, потому что она приведет к усилению инфляции.

2. Регулируемое «плавание» валют. При проведении данной политики вмешательство государства незначительно и проявляется при сглаживании резких краткосрочных, а иногда среднесрочных колебаний, также необходимо наличие незначительного резерва валюты у государства (причем, чем менее стабильна экономика, тем выше должен быть резерв). Применение регулируемого «плавания», как показывает опыт других государств, приводит к серьезным потерям для использующего его государства. Использование в России регулируемого «плавания» валют в настоящее время может привести к возникновению непредсказуемых кризисных ситуаций на финансовом рынке.


В качестве первого шага целесообразно обязать экспортёров продавать товары и услуги за рубли и свободно конвертируемую валюту в равной пропорции. В результате постепенно начнёт формироваться мировой рынок рублей.

Эффект от изменений проявится не сразу, учитывая, что даже для более устойчивых экономик (например, экономики Китая) процесс перевода своей валюты в разряд резервной является довольно сложной задачей. В этом смысле у РФ есть ресурсные (экономические, политические, социальные) возможности для распространения своей валюты в качестве резервной в странах СНГ и других крупных внешнеторговых партнеров.

Страна, чья валюта претендует на международный статус, помимо больших масштабов экономики, должна занимать лидирующие позиции в мировой торговле, прежде всего, в экспорте.  По нашим оценкам, изначальный перевод около трети оборота внешней торговли на российскую валюту приведет к стабилизации международных резервов Банка России.

Текущий глобальный экономический кризис требует отказа от стандартных подходов и требует принятия продуманных решений, подходящих именно современному положению российской экономики. Необходимо сотрудничество с другими странами, чтобы установить постоянное экономическое развитие, а также доверие и стабильность на финансовых рынках.

Основная задача валютного регулирования и контроля заключается в том, чтобы снизить масштабы утечки капитала из страны. Проблема оттока капитала из страны является сейчас во многом определяющей для дальнейшего развития нашей экономики. При причине того, что«бегство» капитала имеет ряд отрицательных последствий для экономики страны: сокращение предложения валюты и уменьшения денежной массы; сокращение валютных резервов: сокращение инвестиционных ресурсов и создание искусственного спроса на зарубежные кредиты; уменьшение налогооблагаемой базы; снижение устойчивости финансового рынка.

Для становления рубля в качестве международной резервной валюты необходимо активизировать работу по распространению рубля в качестве резервной валюты в странах СНГ и организовать на территории страны биржевую торговлю нефтью, газом, другими товарами с расчетом рублями. Также требует увеличение доли РФ в мировом ВВП и снятие напряженности в международных отношениях. Это приведет к достижению устойчивого экономического роста и притоку иностранных инвестиций, которые надо будет тщательно контролировать.